Недействующий

ЗАКОН

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 июля 2002 года N 44-ОЗ

О программе экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2007 годы

(Наименование ст. в ред.закона Воронежской области от 20.12.2006 N 116-ОЗ НГР ru36000200600303)

Принят областной Думой 27 июня 2002 года

(Изменения и дополнения:
Закон Воронежской области от 03.06.2004 г. N 23-ОЗ НГР ru36000200400122

Закон Воронежской области от 02.12.2004 г. N 82-ОЗ НГР ru36000200400348

Закон Воронежской области от 03.12.2004 г. N 83-ОЗ НГР ru36000200400350

Закон Воронежской области от 30.12.2004 г. N 110-ОЗ НГР ru36000200400393

Закон Воронежской области от 03.05.2005 г. N 21-ОЗ НГР ru36000200500095

Закон Воронежской области от 02.06.2005 г. N 33-ОЗ НГР ru36000200500124

Закон Воронежской области от 04.10.2005 г. N 61-ОЗ НГР ru36000200500331

Закон Воронежской области от 30.11.2005 г. N 78-ОЗ НГР ru36000200500437

Закон Воронежской области от 05.06.2006 N 47-ОЗ НГР ru36000200600113

Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 75-ОЗ НГР ru36000200600167

Закон Воронежской области от 20.12.2006 N 116-ОЗ НГР ru36000200600303

Закон Воронежской области от 10.01.2007 N 6-ОЗ НГР ru200700003

Закон Воронежской области от 07.06.2007 N 60-ОЗ НГР ru36000200700160 Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 112-ОЗ НГР ru36000200700322

Закон Воронежской области от 10.10.2007 N 88-ОЗ НГР ru36000200700338

Статья 1.


Утвердить Программу экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2007 годы согласно приложению к настоящему Закону.

(Ст.1 в ред.закона Воронежской области от 20.12.2006 N 116-ОЗ НГР ru36000200600303)

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

главы администрации области С.М.Наумов

Утверждена
законом Воронежской области
от 10.07.2002 N 44-ОЗ ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2007 ГОДЫ

(Приложение в ред.закона Воронежской области от 20.12.2006 N 116-ОЗ НГР ru36000200600303)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2007 ГОДЫ


2002 - 2006 годы

N 131-р

1. Формирование благоприятного социального климата для деятельнос ти и здорового образа жизни населения. Мероприятия программы ориентируют жителей области на активную, а не иждивенческую позицию в решении своих проблем,

- развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения, развитие службы материнства и детства;
борьбу с социально опасными заболеваниями (туберкулез, наркомания и др.);

 - развитие сети домов-интернатов для детей-сирот, престарелых и инвалидов;

 - развитие и техническое переоснащение объектов образова-ния, создание эффективной системы обучения в школах работе с использованием современных информационных технологий;

 - развитие и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры, спорта и туризма.
 2. Преобразования в сфере социальных гарантий обеспечение эффективной защиты социально уязвимых категорий населения и конституционных норм для всех жителей области, создание условий для поддержания высокого и стабильного уровня занятости, повышения профессионализма и конкурентоспособности рабочей силы, создание условий и механизмов, позволяющих обеспечить защиту конституционных прав работников на условия труда, соответствующие требованиям сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, упорядочение миграционных процессов.
 3. Проведение мероприятий по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций улучшение экологического состояния водных объектов области;
улучшение экологической обстановки в населенных пунктах за счет строительства комплексов по переработке отходов производства и потребления и по приему, сортировке и пакетированию твердых бытовых и производственных отходов;
создание территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др. В экономической сфере
 4. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований. Решение этой задачи направлено на развитие финансовой инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы в области, упрощение процедуры регистрации и лицензирования (принцип одного окна), создание условий для развития малых и средних предприятий, развитие института банкротства.
 5. Развитие инфраструктуры области транспортной, как основного звена в межрегиональных связях, развитие сети инженерных коммуникаций - газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и т.д. развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
 6. Создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе инновационных технологий, технического перевооружения и модернизации предприятий, внедрения современных технологий глубокой переработки сырья.
 7. Создание условий для эффективного развития аграрно-промышленного комплекса и увеличения доли доходов бюджета области от этой отрасли экономики.
 8. Создание условий для развития и увеличения доли доходов бюджета област и от сферы услуг - транспортных, услуг связи, строительства, торговли, ЖКХ, инжиниринга, маркетинга, консалтинга, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры, спорта и туризма.
 9. Укрепление финансового состояния области с постепенным снижением и последующим отказом от трансфертов из федерального бюджета.
 10. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Воронежской области и органами местного самоуправления с определением системы финансового обеспечения переданных полномочий и создание условий и механизмов для перевода муниципальных образований в режим бюджетной самодостаточности.

Основные мероприятия Программы:
 В социальной сфере:
 - реконструкция и строительство учреждений социальной защиты населения
 - реконструкция и строительство объектов здравоохранения - строительство, реконструкция и модернизация материально-технической базы учреждений образования
 - строительство и реконструкция объектов спортивно-оздоровительного назначения
 - освоение производства по комплексной переработке ранее накопленных и вновь образующихся отходов производства и потребления в товарные продукты.
 В экономической сфере:
 Развитие инженерной инфраструктуры - строительство и реконструкция систем водоснабжения, водоочистки, газоснабжения и др.
 Развитие транспортной инфраструктуры - строительство федеральных и областных дорог.
 Развитие финансовой инфраструктуры - создание областных центров бизнес-проектирования, консалтинговых фирм, страховых компаний, залогового фонда и т.п.
 Развитие сферы услуг - транспортных, услуг связи, строительства, торговли, ЖКХ, инжиниринга, маркетинга, консалтинга, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры, спорта и туризма. В машиностроении: - освоение новых видов продукции (химические насосы, запорно-регулирующая арматура, авиационные поршневые дизельные двигатели семейства TPJ, медицинские аспираторы-ирригаторы нового поколения, обдирочно-шлифовальные станки для обработки металлургического проката, турбокомпрессорные агрегаты ТКР 9С-2 для дизельных двигателей, гильзы цилиндров двигателей для автомобилей;
газовые, электрические и электрогазовые бытовые плиты, изделия специальной электроники для автомобилей нового поколения, комплексы медицинского оборудования:

Программа экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы разработана в соответствии с требованиями "Макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 02.11.2001 N 424.

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Социально-экономическое положение Воронежской области

1.1.1. Общая характеристика Воронежской области


Воронежская область - наиболее крупный субъект Российской Федерации после Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу в составе Центрального федерального округа. Воронежская область расположена в центре Европейской части России, в бассейне среднего течения р.Дон в центральной полосе Восточно-Европейской (Русской) равнины, на стыке лесостепной и степной зон.

Среднегодовая температура воздуха соответствует +5 град. С. Средняя температура января - 8,5 град. С, а июля +19 град. С. Продолжительность вегетационного периода в среднем составляет 190 дней. Годовое количество осадков колеблется от 435 до 560 мм.

Территория Воронежской области составляет 52,4 тыс. кв. км, протяженность на 277,5 км с севера на юг и 352 км - с запада на восток.

По численности населения Воронежская область занимает 22-е место среди регионов России. Численность населения на 01.01.2001 составила 2455,5 тыс. человек (1,7% населения России), в том числе городское - 1519,5 тыс. человек (62%), сельское - 936,0 тыс. человек (38%). По плотности населения (47 чел./кв. км) область входит в число наиболее населенных регионов России. Наиболее крупные города: Воронеж - 906,9 тыс. человек, Борисоглебск - 70 тыс., Россошь - 63 тыс., Лиски - 56 тыс. Административным центром области является город Воронеж, основанный в 1585 году.

Национальная структура населения (по переписи 12 января 1989 года):

русские - 93,4%;

украинцы - 5,0%;

другие национальности - 1,6%.

В области 15 городов, из них 7 - областного подчинения, 22 поселка городского типа и 492 сельских администрации. Административно-территориальное деление области включает: - г. Воронеж; 32 района области: Аннинский, Бобровский, Богучарский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Россошанский, Семилукский, Таловский, Терновский, Хохольский, Эртильский; а также г. Нововоронеж.

Основные отрасли экономики области - промышленность и сельское хозяйство.

Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, водным, авиационным и наземным электрическим транспортом. В 2000 году доля валовой добавленной стоимости отрасли в общем объеме валового регионального продукта области составила около 8%.

Юго-Восточная железная дорога связывает центр Европейской части России с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, Востоком страны и странами ближнего зарубежья. Общая эксплуатационная длина ЮВжд в границах Воронежской области составляет 1197,2 км, в том числе электрифицированных - 720 км. На территории области пересекаются две важнейшие железнодорожные линии с Севера на Юг и с Запада на Восток через крупнейшие железнодорожные узлы: Лискинский, Воронежский и Поворинский. Дорога вносит около 8% в общесетевые объемы перевозок страны и во взаимодействии с грузоотправителями входит в четверку дорог, обеспечивающих наибольшие объемы погрузки.

Демографическая ситуация.

На протяжении последних пяти лет численность населения области сокращается. Естественная убыль населения прогрессирует с 1989 года. Если в 1990 году коэффициент естественной убыли в расчете на 1000 человек населения составлял - 2,4, то в 2000 году - 10,3.

Превышение смертности над рождаемостью возросло с 2,0 раз в 1994 году до 2,4 раза в 2000 году. Коэффициент естественной убыли населения значительно превышает среднероссийский показатель. Так, в 2000 году коэффициент рождаемости в области составил 7,5 на 1000 населения или 7,5% (промилле) при 8,7% по Российской Федерации, коэффициент смертности - 17,8% (по Российской Федерации - 15,3%), соответственно, коэффициент естественной убыли в области - 10,3% (по Российской Федерации - 6,6%).

Сложившаяся неблагоприятная ситуация с рождаемостью является отражением проблем населения области в уровне социально-экономического развития и качестве жизни. Последствия этого процесса при существующей системе пенсионного обеспечения также способствуют увеличению нагрузки на трудоспособное население со стороны пожилых людей (в 1999 году на 1000 человек трудоспособного возраста в области приходилось 808 человек нетрудоспособного возраста, по России в целом - 711). Особенно это заметно в сельской местности, где каждый третий житель пенсионного возраста. Здесь же, естественно, наиболее высокий уровень смертности.

Удельный вес лиц в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения области составляет 26%, молодежи в возрасте 16 - 29 лет - 18%. Удельный вес лиц в возрасте моложе трудоспособного в общей численности населения сократился за пять лет с 20,5 до 18,1%.

В 1999 году коэффициент миграционного прироста в расчете на 1000 населения составил 3,7%, в 2000 году - 3,1%. Положительное сальдо миграции частично компенсирует естественную убыль населения.

Численность наличного населения области на конец 2000 года составила 2449,7 тыс.человек и уменьшилась в сравнении с уровнем начала 1995 года на 66,2 тыс.человек (2,6%). Численность трудовых ресурсов области на протяжении последних лет сохранялась стабильной и составляет 54,5% от общей численности населения. В 1999 году численность трудовых ресурсов области возросла до 1421,6 тыс. человек за счет роста числа лиц старшего возраста, занятых в экономике. Однако уже в 2000 году произошло снижение уровня названного показателя. Основные демографические показатели приведены в табл. П-16.

Социальная сфера Образование


По состоянию на 01.01.2001 в области имеется 1141 школа, в том числе в аварийном состоянии 5 школ и 49 - в ветхом. По сравнению с 1994 годом количество школ в области, расположенных в типовых зданиях, увеличилось на 6,2% за счет ввода в эксплуатацию новых школьных зданий; оснащенность водоснабжением и канализацией, отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям, соответственно на 5,6%. Техническое состояние образовательных учреждений не соответствует современным требованиям ведения образовательного процесса, так как в течение десяти лет не проводились капитальный ремонт, обновление мебели, учебного оборудования и наглядных пособий. С 1997 года прекратилось финансирование из федерального бюджета средств на обеспечение учебниками учреждений образования области. С этого времени отдельной строки в областном бюджете по обеспечению учебниками учреждений образования области не предусматривалось. Треть мест школьников не отвечает их росто-возрастным показателям. За последние 6 лет в области число детей, имеющих нарушения осанки, выросло в 1,3 раза (с 2,9 до 3,9%), а имеющих сколиозы - в 2 раза (с 0,5 до 1,0%). Количество и состояние общеобразовательных школ отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Общеобразовательные школы


Число учебных мест

В области сосредоточено 137 учебных заведений профессионального образования, в том числе 33 высших, 49 средних и 55 начальных учебных заведений. Характеристика профессионального образования в области на 2000 год приведена в таблице 1.2

Таблица 1.2

Характеристика профессионального образования (2000год)



Здравоохранение


В Воронежской области-200 больниц, 324 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений. В области напряженная эпидемическая ситуация по туберкулезу. Территориальный показатель заболеваемости составил 73,9 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации-85,2), в том числе для постоянно проживающего населения-49,4, в учреждениях УИН-2459 на 100 тыс. Характеристики здравоохранения области приведены в табл.1.3

Таблица 1.3

Состояние здравоохранения в области за 1994-2000 годы

С 1989 года было зарегистрировано 200 ВИЧ-инфицированных при ежегодном обследовании 7-ой части населения области. При пересчете на все население в области реально проживает около 800 ВИЧ-инфицированных. В течение года противовирусную терапию получили только 18 человек ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.

За 11 лет устарело и требует ремонта лабораторное оборудование учреждений здравоохранения. Физический и моральный износ медицинского оборудования, в том числе рентгенодиагностической техники составил 85%, флюорографической - 76%. В течение последнего десятилетия было законсервировано строительство многих объектов здравоохранения.

В области снижается рождаемость; растет заболеваемость беременных женщин и новорожденных детей; только 27% составляют неосложненные роды; остается высокой младенческая смертность от отдельных состояний перинатального периода и врожденных аномалий.

Воронежская область - одна из немногих крупных областей России, не имеющая в структуре учреждений здравоохранения перинатального центра, в котором концентрировались бы все этапы оказания помощи новорожденным детям, в настоящее время перинатальные потери при транспортировке составляют до 10 - 15%. В области отсутствует кардиохирургическое отделение для проведения хирургической коррекции детям от 0 до 3-х лет.

Растет заболеваемость детей и подростков, снижается число юношей, годных к призыву в ряды Вооруженных Сил, особую тревогу вызывает рост социально обусловленных заболеваний. Недостаточна наркологическая помощь детям: нет стационара, не развернуты подростковые медико-психологические и реабилитационные центры.

Наука

Высшая школа области включает 11 государственных гражданских вузов, 7 филиалов российских и московских государственных вузов, а также институт МВД РФ, военный институт радиоэлектроники и военный авиационный инженерный институт. Численность работающих в вузах области составляет 12 тыс. человек. Докторов наук - 646, кандидатов наук - 3,5 тыс. Отношение числа преподавателей с учеными степенями и званиями к общему числу составляет 64,3% (по РФ - 60%, по ЦЧР - 50%). Научные исследования также ведут 56 научных организаций, а также научно-исследовательских учреждений и КБ, в которых работают более 100 докторов и 2000 кандидатов наук.

Наибольшее количество ученых (38%) имеют ученые степени по техническим наукам.

Высшая школа располагает значительным инновационным потенциалом, включая: инновационно-технологические центры, лаборатории и центры по сертификации продукции, центр коллективного пользования уникальной аппаратурой, опытные станции, а также научные музеи и другие объекты. Воронежские вузы располагают учебно-научной базой, включающей региональную лабораторию электронной микроскопии, центр по подготовке и переподготовке кадров муниципальных и государственных служащих областей ЦЧР, областной центр новых информационных технологий, региональный криогенный центр, региональную лабораторию механических испытаний и другие научные подразделения, способные обеспечивать потребности основных отраслей области.

Научное сотрудничество активно развивается на международном уровне. Совместные научные программы и проекты охватывают 56 стран мира, с которыми поддерживают отношения 13 вузов, научных учреждений и организаций. В сфере малого предпринимательства 618 юридических субъектов занимаются наукой и научным обслуживанием.

В целях оказания научно-технической помощи промышленным предприятиям в области созданы "Фонд конверсии" и "Маркетинговый центр".

Научная работа ведется ВГУ, ВГАСА, ВГТУ, ВГЛТА, ВГПУ по следующим направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»