ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2006 года N 704-IV-ОД
О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ
Рассмотрев программу реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы, Воронежская областная Дума постановляет:
1. Утвердить программу реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы, внесенную губернатором Воронежской области (прилагается).
2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, утвержденных законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Контроль за расходованием бюджетных средств возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
В.И.КЛЮЧНИКОВ
Воронеж,
Парламентский центр,
22 декабря 2006 года
N 704-IV-ОД
Наименование программы | Программа реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы |
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Российской Федерации Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2006 N 296 "О проведении в 2006 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" |
Государственный заказчик | Главное финансовое управление Воронежской области |
Основные разработчики программы | Главное финансовое управление Воронежской области |
Основные исполнители программы | Главное финансовое управление Воронежской области, Главное управление экономического развития Воронежской области, Главное управление образования Воронежской области, Главное управление здравоохранения Воронежской области, Главное управление социальной политики Воронежской области, управление культуры и туризма Воронежской области, Главное управление государственного имущества Воронежской области, Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области, управление государственной службы и кадров администрации Воронежской области, управление по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области |
Цели и задачи программы | Цель 1. Продолжение реформы бюджетного процесса и управления расходами Задачи для достижения цели: создание условий и перевод бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций; осуществление формализованных процедур по совершенствованию порядка финансирования временных кассовых разрывов; создание механизмов для снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности бюджетов. Цель 2. Повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств Задачи для достижения цели: создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах; установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг; формализация процедуры формирования среднесрочных ведомственных программ расходов; формализация процедуры формирования среднесрочных региональных целевых программ развития; использование среднесрочного финансового планирования; организация и осуществление процедур по формированию реестров расходных обязательств; обеспечение повышения уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения; внедрение мониторинга реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств; совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов. Цель 3. Совершенствование долговой политики Задачи для достижения цели: внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Воронежской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования; внедрение формализованных процедур предоставления государственных гарантий Воронежской области. Цель 4. Продолжение административной реформы Задача для достижения цели: организация и осуществление процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей и повышения квалификации государственных гражданских служащих Воронежской области. Цель 5. Создание эффективной системы межбюджетных отношений Задачи для достижения цели: внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи; внедрение формализованной процедуры оказания инвестиционной финансовой помощи; внедрение формализованной процедуры предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам; организация и проведение мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Цель 6. Создание и использование механизмов, обеспечивающих оптимизацию доходной политики Задачи для достижения цели: организация оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет; создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов; повышение деловой активности; организация учета объектов, находящихся в собственности Воронежской области, и представление информации заинтересованным лицам; внедрение мониторинга эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области. Цель 7. Усиление прозрачности и общественного контроля в бюджетно-налоговой и экономической политике Задачи для достижения цели: создание условий и организация процедуры размещения в СМИ и сети Интернет нормативно- правовых документов в области бюджетной и экономической политики и иной значимой информации о состоянии системы общественных финансов; обеспечение доступности для широкой общественности информации по бюджетно-налоговым и экономическим вопросам; организация и создание механизмов публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Соотношение расходов на финансирование социальных услуг, предоставляемых негосударственными организациями, с общими расходами областного бюджета на соответствующие социальные услуги; снижение темпа роста просроченной задолженности; соотношение бюджетных расходов, имеющих стандарты качества предоставления бюджетных услуг, с общими расходами областного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий); соотношение бюджетных расходов, формируемых в рамках ведомственных программ, с общими расходами областного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий); отклонение плановых значений по доходам и расходам на очередной финансовый год от доходов и расходов на среднесрочную перспективу; увеличение количества государственных служащих, повысивших свою квалификацию; соотношение общего объема фактических платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги с общими бюджетными расходами на оказание данных услуг; ликвидация расходов на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации; соотношение объема дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей с общими доходами областного бюджета; оценка стоимости объектов, находящихся в собственности Воронежской области, формализованным методом; соотношение количества государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат Воронежской области, с общим количеством предприятий и организаций; соотношение объема долговых обязательств с общим объемом доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; соотношение размера платежей по обслуживанию государственного долга с объемом расходов областного бюджета; соотношение размера гарантий, полностью соответствующих установленной администрацией Воронежской области процедуре, с общим объемом гарантий, предоставленных из областного бюджета; соотношение расходов на предоставление финансовой помощи, рассчитанной в соответствии с законодательно утвержденными формализованными методиками, с общими расходами бюджета на предоставление финансовой помощи; сокращение разрыва в обеспеченности муниципальных образований объектами социальной и инженерной инфраструктуры; ликвидация просроченной задолженности по предоставленным муниципальным образованиям области бюджетным кредитам; соотношение дефицита областного бюджета с объемом доходов бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; соотношение текущих расходов с общими доходами областного бюджета; соотношение расходов на оплату труда, начислений на оплату труда и командировочных расходов на одного муниципального служащего с соответствующими расходами на одного областного государственного служащего области; соотношение размера кредиторской задолженности по оплате труда, по начислениям на оплату труда и по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями с расходами областного бюджета на оплату труда, начислений на оплату труда и на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений |
Сроки и этапы реализации программы | Общий срок реализации программы: с 1 июля 2006 года по 1 июля 2008 года. Первый этап: с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007 года. Второй этап: с 1 июля 2007 года по 1 июля 2008 года |
Объемы и источники финансирования | Общий объем расходов на реализацию программы составляет 191 млн. 250 тыс. рублей, в том числе: на приобретение техники и компьютерного оборудования, их установку - 80,0 млн. рублей; на приобретение программного обеспечения для осуществления дальнейшей автоматизации бюджетного процесса - 43,0 млн. рублей; на оплату консультационных услуг по реализации программы - 4,0 млн. рублей; на проведение независимой экспертизы законопроектов - 3 млн. 500 тыс. рублей; на проведение инвентаризаций - 2 млн. 800 тыс. рублей; на организацию и ведение баз данных - 2 млн. 200 тыс. рублей; на проведение оценки действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - 3,0 млн. рублей; на повышение квалификации специалистов органов исполнительной власти - 11 млн. 750 тыс. рублей; на единовременные премии управленческому персоналу и специалистам, выполняющим дополнительные функции, связанные с реализацией программы, - 40,0 млн. рублей; на изменение форм отчетности - 1,0 млн. рублей. Объем софинансирования программы за счет субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов составит в 2007 году - 76 млн. 500 тыс. рублей, в 2008 году - 76 млн. 500 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы реформирования региональных финансов Воронежской области ожидается достичь следующих конечных результатов: 1. Повышение качества управления общественными финансами области за счет повышения эффективности расходования бюджетных средств, оптимизации сети бюджетополучателей, внедрения программных и среднесрочных методов планирования в бюджетный процесс Воронежской области. 2. Улучшение социально-экономического положения области за счет активизации инвестиционной и деловой активности, стимулирующей экономический рост. 3. Повышение уровня жизни населения. 4. Повышение качества предоставления бюджетных услуг. 5. Повышение прозрачности осуществляемых в финансово-экономической сфере мероприятий за счет формализации процедур оказания финансовой помощи, процедуры управления государственным долгом, оценки последствий предоставления налоговых льгот, порядка предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам, а также публикаций в СМИ и сети Интернет информации о проводимых преобразованиях, их результатах, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в финансово- экономической сфере |
Воронежская область образована 13 июня 1934 года, занимает территорию 52,4 тыс. кв. км, простираясь на 277,5 км с севера на юг и на 353 км с запада на восток.
Численность ее населения на 01.01.2006 составила 2313,6 тыс. человек.
В Воронежской области 31 сельский район, 32 города, из них 3 - областного подчинения, 21 поселок городского типа, 471 сельсовет.
Воронежская область по численности населения среди других субъектов Российской Федерации занимает двадцать третье место, в Центральном федеральном округе - третье место после города Москвы и Московской области, а в Центрально-Черноземном округе она занимает первое место.
Численность экономически активного населения, по данным обследования населения по проблемам занятости, на последнюю отчетную дату составила 1154,4 тыс. человек, или 50% общего населения области. В их числе 1078,5 тыс. человек (93,4% экономически активного населения) заняты в экономике и 76 тыс. человек (6,6%) не имеют занятия.
По состоянию на 01.01.2006 в промышленном производстве занято 190,4 тыс. человек, что составляет 18,1% от числа занятых в экономике области. В валовом региональном продукте доля промышленности составляет 24,8%, в объеме налоговых поступлений - 34,4%.
За 2005 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности составил 107,5 млрд. рублей. В том числе по видам экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" - 89,97 млрд. рублей (144% к уровню 2004 года в действующих ценах), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 16,4 млрд. рублей (95,8%), "Добыча полезных ископаемых" - 1,1 млрд. рублей (131,2%).
Объем производства в целом по промышленным видам деятельности в 2005 году относительно 2004 года увеличился в физическом исчислении на 11%.
Структура производства за 2005 год представлена в таблице.
в процентах, %
Виды экономической деятельности | 2005 год |
Итого | 100,0 |
Добыча полезных ископаемых | 1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 1,0 |
Производство сырья и материалов | 34,1 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 0,2 |
химическое производство | 12,4 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 6,2 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 15,3 |
Производство товаров конечного потребления | 64,9 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 40,0 |
текстильное и швейное производство | 0,7 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 3,0 |
производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) | 4,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 4,3 |
производство транспортных средств и оборудования | 6,0 |
Издательское и полиграфическое производство | 1,3 |
Производство готовых металлических изделий | 4,2 |
прочие производства | 1,9 |
По оценке, в 2006 году объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах составит 98,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 104,2% к уровню 2005 года, в том числе по видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 105,3%, "Обрабатывающие производства" - 101,4%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 150%.
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования рост производства составит только в 2007 году 103,5% к оценке 2006 года.
В 2006 году ожидается снижение показателей деятельности предприятий, которое связано с частичным переносом компанией Rolsen Electronics (собственник ОАО "Видеофон") производства телевизоров в свободную экономическую зону Калининградской области. С этого года на заводе "Видеофон" производятся телевизоры только под брендом Rolsen, а производство телевизоров под более популярными брендами (среди них LG, Akai и "Сокол") теперь осуществляется в Калининградской области.
В 2006 году на базе ФНПЦ - ЗАО НПК(О) "Энергия" создано НПО "Электротехнический холдинг "Энергия", в состав которого вошли дочерние структуры концерна: ООО "Микро-ЭД ЭНВО" (производство микроэлектродвигателей; производство медицинской аппаратуры); ООО "МЭЛ" (электрические машины малой мощности специального и общепромышленного исполнения; сложные электробытовые приборы); ООО "Орбита" (турбогенераторные источники питания; статические преобразователи энергии и системы терморегулирования); ООО "Экология" (НИОКР в сфере охраны окружающей среды) и ООО "Россошанский электромеханический завод" (электроизделия с пониженным уровнем энергопотребления); ООО "Энергия "Технический центр" (внешнеэкономическая деятельность).
В сложной ситуации находятся производители кабельной продукции (ЗАО "Воронежтелекабель" и ЗАО "ОФС Связьстрой-1 ВОКК"). Рынок данной продукции характеризуется высоким уровнем конкуренции. Предприятия находятся в поиске новых рынков сбыта.
Основной целью реконструкции ВВРЗ им. Тельмана является создание базового центра по ремонту пассажирских вагонов и производству вагонов повышенной комфортности на базе капитально-восстановительного ремонта. По окончании реконструкции планируется увеличить мощность завода почти в 2 раза.
Воронежский вагоноремонтный завод имени Тельмана в числе четырех родственных предприятий - филиалов ОАО "РЖД" (Московский вагоностроительный, Тамбовский и Новороссийский вагоноремонтные заводы) войдет в состав дочернего общества компании. На его основе впоследствии будет сформирован новый вагоностроительный комплекс. Предполагается, что созданная модель позволит снизить издержки при изготовлении новых пассажирских вагонов и создать эффективную систему сервисного обслуживания подвижного состава в течение всего жизненного цикла.
По заказу ОАО "РЖД" на ВТРЗ им. Дзержинского началось строительство нового вида локомотива - газотурбовоза. Выпуск нового локомотива запланирован на конец текущего года.
По оценке, в 2006 году объем промышленного производства в текстильном и швейном производстве снизится по сравнению с 2005 годом на 14,3%, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - возрастет на 5%.
Общими проблемами развития текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви является низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Качественно повысить конкурентоспособность продукции не позволяют высокий уровень износа и технологическая отсталость оборудования.
Анализ состояния и сложившихся тенденций развития промышленного комплекса области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие его поступательное развитие:
отсутствие у предприятий стратегической ориентации, позиционирования на рынках;
низкая инновационная активность предприятий;
низкая конкурентоспособность производимой продукции;
дефицит инвестиционных ресурсов;
дефицит квалифицированных кадров.
Жилищная проблема в области остается острой. Несмотря на проводимую работу по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда сокращение его практически не происходило, но даже наблюдается рост. Это вызвано приемом жилищного фонда от ведомственных предприятий и особенно от предприятий-банкротов. На 01.01.2005 количество ветхого и аварийного жилищного фонда в области составило 513600 кв. м (из них ветхого - 48600 кв. м, аварийного - 31000 кв. м), в котором проживают в основном малоимущие граждане с доходом на одного проживающего ниже прожиточного минимума.
За период с 2002 года по 2005 год в области переселено из аварийного и ветхого жилищного фонда 617 семей, 1504 человека, введено нового жилья для переселения 33695 кв. м общей площади жилья. На указанные цели направлено в отчетном году 336,2 млн. рублей, в том числе федеральных средств - 112,5 млн. рублей, областного и местных бюджетов - 223,7 млн. рублей.
Сельское хозяйство является одной из наиболее крупных отраслей экономики Воронежской области. Его доля в структуре валового регионального продукта составляет около 11% - второе место после промышленности. В сельском хозяйстве области занято 191,0 тыс. человек, или 18,1% занятых в экономике региона. Кроме того, более 400 тыс. семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
На долю области приходится 18% валового сбора зерна регионов, входящих в состав областей ЦФО, 28% - сахарной свеклы, 55% - подсолнечника, 10,4% - молока, 12% - мяса, 8% - яиц.
В среднегодовом исчислении за 2001 - 2005 годы в хозяйствах всех категорий производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и картофеля к среднему уровню 1996 - 2000 годов возросло в 1,3 - 1,5 раза, овощей - на 18%, яиц - 4,4%.
В структуре производства преобладает растениеводство. Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет 58,4%, животноводства - 41,6% (см. рисунок - не приводится).
На долю сельскохозяйственных предприятий приходится 48,1% общего объема производства, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5,8% и личных подсобных хозяйств населения - 46,1%.
Основными производителями зерна, сахарной свеклы (фабричной) и подсолнечника в области остаются сельхозпредприятия. В 2005 году на их долю приходилось 82,2% зерна, 84,6% - сахарной свеклы, 78,3% - подсолнечника. Картофель и овощи производятся преимущественно в личных (подсобных) хозяйствах населения (98,3% и 89,4% соответственно). Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено: зерна - 13,7% от общего объема; сахарной свеклы - 11,8%; подсолнечника - 20,1%.
После значительного сокращения в середине 90-х годов площадь посевов сахарной свеклы стабилизировалась на уровне 147,4 тыс. га, что составляет 6,6% от общей посевной площади.
В животноводстве в последнее время отмечается стабилизация положения в свиноводстве и птицеводстве, однако по-прежнему сохраняется тенденция сокращения объемов производства и поголовья в молочном скотоводстве.
За 2005 год к уровню 2004 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 15,2%, в том числе коров - на 15,1%. На 01.01.2006 в хозяйствах всех категорий содержалось 388,5 тыс. голов крупного рогатого скота, из них коров - 154,2, свиней - 366,3, овец и коз - 125,3 тыс. голов. Самые высокие темпы снижения поголовья крупного рогатого скота отмечаются в сельскохозяйственных предприятиях (за 2005 год сокращение на 17,3%).