Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2006 года N 704-IV-ОД

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ


Рассмотрев программу реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы, Воронежская областная Дума постановляет:

1. Утвердить программу реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы, внесенную губернатором Воронежской области (прилагается).

2. Финансирование мероприятий программы проводить в пределах средств, утвержденных законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

3. Контроль за расходованием бюджетных средств возложить на председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области Дубикова А.Ф.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель областной Думы
В.И.КЛЮЧНИКОВ

     Воронеж,
     Парламентский центр,
     22 декабря 2006 года
     N 704-IV-ОД


ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2008 ГОДЫ

Паспорт программы реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы

Наименование

программы             

Программа реформирования региональных финансов

Воронежской области на 2007 - 2008 годы           

Основание для

разработки программы  

Постановление Правительства Российской Федерации
от 05.01.2005 N 2 "Об утверждении Положения о
предоставлении субсидий из Фонда реформирования
региональных и муниципальных финансов"
.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации

от 01.09.2006 N 296 "О проведении в 2006 году

отбора субъектов Российской Федерации для

распределения субсидий из Фонда реформирования

региональных и муниципальных финансов"            

Государственный

заказчик              

Главное финансовое управление Воронежской области

Основные разработчики

программы             

Главное финансовое управление Воронежской области

Основные исполнители

программы             

Главное финансовое управление Воронежской

области, Главное управление экономического

развития Воронежской области, Главное управление

образования Воронежской области, Главное

управление здравоохранения Воронежской области,

Главное управление социальной политики

Воронежской области, управление культуры и

туризма Воронежской области, Главное управление

государственного имущества Воронежской области,

Главное управление жилищно-коммунальной политики

Воронежской области, управление государственной

службы и кадров администрации Воронежской

области, управление по делам печати и средств

массовых коммуникаций Воронежской области         

Цели и задачи

программы             

Цель 1. Продолжение реформы бюджетного процесса и

управления расходами

Задачи для достижения цели:

 создание условий и перевод бюджетных

организаций и учреждений, предоставляющих

социальные услуги, в форму негосударственных

организаций;

 осуществление формализованных процедур по

совершенствованию порядка финансирования

временных кассовых разрывов;

 создание механизмов для снижения и ликвидации

просроченной кредиторской задолженности бюджетов.

Цель 2. Повышение эффективности и

результативности расходования бюджетных средств

Задачи для достижения цели:

 создание системы учета потребности в

предоставляемых бюджетных услугах;

 установление стандартов качества предоставления

бюджетных услуг;

 формализация процедуры формирования

среднесрочных ведомственных программ расходов;

 формализация процедуры формирования

среднесрочных региональных целевых программ

развития;

 использование среднесрочного финансового

планирования;

 организация и осуществление процедур по

формированию реестров расходных обязательств;

 обеспечение повышения уровня платежей населения

за жилищно-коммунальные услуги при увеличении

объема социальной поддержки наименее обеспеченных

слоев населения;

 внедрение мониторинга реализации инвестиционных

проектов, реализуемых за счет бюджетных средств;

 совершенствование процедуры принятия решений об

осуществлении новых инвестиционных проектов.

Цель 3. Совершенствование долговой политики

Задачи для достижения цели:

 внедрение формализованных процедур управления

государственным долгом Воронежской области,

принятия долговых обязательств, их

рефинансирования;

 внедрение формализованных процедур

предоставления государственных гарантий

Воронежской области.

Цель 4. Продолжение административной реформы

Задача для достижения цели:

 организация и осуществление процедур открытого

конкурса на замещение государственных должностей

и повышения квалификации государственных

гражданских служащих Воронежской области.

Цель 5. Создание эффективной системы межбюджетных

отношений

Задачи для достижения цели:

 внедрение объективных и прозрачных механизмов

распределения финансовой помощи;

 внедрение формализованной процедуры оказания

инвестиционной финансовой помощи;

 внедрение формализованной процедуры

предоставления бюджетных кредитов местным

бюджетам;

 организация и проведение мониторинга качества

управления общественными финансами и

платежеспособности муниципальных образований.

Цель 6. Создание и использование механизмов,

обеспечивающих оптимизацию доходной политики

Задачи для достижения цели:

 организация оперативного учета задолженности

перед бюджетом, рассроченных и отсроченных

платежей в бюджет;

 создание формализованной методики оценки

финансовых последствий предоставляемых льгот (в

том числе в виде пониженной ставки) по уплате

налогов и сборов;

 повышение деловой активности;

 организация учета объектов, находящихся в

собственности Воронежской области, и

представление информации заинтересованным лицам;

 внедрение мониторинга эффективности

деятельности унитарных предприятий и организаций,

доли уставного капитала в которых принадлежат

Воронежской области.

Цель 7. Усиление прозрачности и общественного

контроля в бюджетно-налоговой и экономической

политике

Задачи для достижения цели:

 создание условий и организация процедуры

размещения в СМИ и сети Интернет нормативно-

правовых документов в области бюджетной и

экономической политики и иной значимой информации

о состоянии системы общественных финансов;

 обеспечение доступности для широкой

общественности информации по бюджетно-налоговым и

экономическим вопросам;

 организация и создание механизмов публичной

независимой экспертизы законопроектов в области

бюджетного и налогового законодательства          

Важнейшие

целевые индикаторы и

показатели            

 Соотношение расходов на финансирование

социальных услуг, предоставляемых

негосударственными организациями, с общими

расходами областного бюджета на соответствующие

социальные услуги;

 снижение темпа роста просроченной

задолженности;

 соотношение бюджетных расходов, имеющих

стандарты качества предоставления бюджетных

услуг, с общими расходами областного бюджета (без

учета субвенций на исполнение делегированных

полномочий);

 соотношение бюджетных расходов, формируемых в

рамках ведомственных программ, с общими расходами

областного бюджета (без учета субвенций на

исполнение делегированных полномочий);

 отклонение плановых значений по доходам и

расходам на очередной финансовый год от доходов и

расходов на среднесрочную перспективу;

 увеличение количества государственных служащих,

повысивших свою квалификацию;

 соотношение общего объема фактических платежей

граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные

услуги с общими бюджетными расходами на оказание

данных услуг;

 ликвидация расходов на инвестиционные проекты,

удовлетворяющие условиям для досрочного

прекращения их реализации;

 соотношение объема дебиторской задолженности,

рассроченных и отсроченных платежей с общими

доходами областного бюджета;

 оценка стоимости объектов, находящихся в

собственности Воронежской области, формализованным

методом;

 соотношение количества государственных

унитарных предприятий и организаций, доли

уставного капитала в которых принадлежат

Воронежской области, с общим количеством

предприятий и организаций;

 соотношение объема долговых обязательств с

общим объемом доходов областного бюджета без

учета финансовой помощи из бюджетов других

уровней бюджетной системы Российской Федерации;

 соотношение размера платежей по обслуживанию

государственного долга с объемом расходов

областного бюджета;

 соотношение размера гарантий, полностью

соответствующих установленной администрацией

Воронежской области процедуре, с общим объемом

гарантий, предоставленных из областного бюджета;

 соотношение расходов на предоставление

финансовой помощи, рассчитанной в соответствии с

законодательно утвержденными формализованными

методиками, с общими расходами бюджета на

предоставление финансовой помощи;

 сокращение разрыва в обеспеченности

муниципальных образований объектами социальной и

инженерной инфраструктуры;

 ликвидация просроченной задолженности по

предоставленным муниципальным образованиям

области бюджетным кредитам;

 соотношение дефицита областного бюджета с

объемом доходов бюджета без учета финансовой

помощи из бюджетов других уровней бюджетной

системы Российской Федерации;

 соотношение текущих расходов с общими доходами

областного бюджета;

 соотношение расходов на оплату труда,

начислений на оплату труда и командировочных

расходов на одного муниципального служащего с

соответствующими расходами на одного областного

государственного служащего области;

 соотношение размера кредиторской задолженности

по оплате труда, по начислениям на оплату труда и

по оплате коммунальных услуг бюджетными

учреждениями с расходами областного бюджета на

оплату труда, начислений на оплату труда и на

оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений   

Сроки и этапы

реализации программы  

Общий срок реализации программы:

с 1 июля 2006 года по 1 июля 2008 года.

Первый этап: с 1 июля 2006 года по 1 июля 2007

года.

Второй этап: с 1 июля 2007 года по 1 июля 2008

года                                              

Объемы и источники

финансирования        

 Общий объем расходов на реализацию программы

составляет 191 млн. 250 тыс. рублей, в том числе:

 на приобретение техники и компьютерного

оборудования, их установку - 80,0 млн. рублей;

 на приобретение программного обеспечения для

осуществления дальнейшей автоматизации бюджетного

процесса - 43,0 млн. рублей;

 на оплату консультационных услуг по реализации

программы - 4,0 млн. рублей;

 на проведение независимой экспертизы

законопроектов - 3 млн. 500 тыс. рублей;

 на проведение инвентаризаций - 2 млн. 800 тыс.

рублей;

 на организацию и ведение баз данных - 2 млн.

200 тыс. рублей;

 на проведение оценки действующих бюджетных

расходов на финансирование жилищно-коммунального

хозяйства - 3,0 млн. рублей;

 на повышение квалификации специалистов органов

исполнительной власти - 11 млн. 750 тыс. рублей;

 на единовременные премии управленческому

персоналу и специалистам, выполняющим

дополнительные функции, связанные с реализацией

программы, - 40,0 млн. рублей;

 на изменение форм отчетности - 1,0 млн. рублей.

Объем софинансирования программы за счет субсидий

из Фонда реформирования региональных и

муниципальных финансов составит в 2007 году - 76

млн. 500 тыс. рублей, в 2008 году - 76 млн. 500

тыс. рублей                                       

Ожидаемые конечные

результаты реализации

программы             

В результате реализации программы реформирования

региональных финансов Воронежской области

ожидается достичь следующих конечных результатов:

 1. Повышение качества управления общественными

финансами области за счет повышения эффективности

расходования бюджетных средств, оптимизации сети

бюджетополучателей, внедрения программных и

среднесрочных методов планирования в бюджетный

процесс Воронежской области.

 2. Улучшение социально-экономического положения

области за счет активизации инвестиционной и

деловой активности, стимулирующей экономический

рост.

 3. Повышение уровня жизни населения.

 4. Повышение качества предоставления бюджетных

услуг.

 5. Повышение прозрачности осуществляемых в

финансово-экономической сфере мероприятий за счет

формализации процедур оказания финансовой помощи,

процедуры управления государственным долгом,

оценки последствий предоставления налоговых

льгот, порядка предоставления бюджетных кредитов

местным бюджетам, а также публикаций в СМИ и сети

Интернет информации о проводимых преобразованиях,

их результатах, а также нормативно-правовых

актов, регулирующих отношения в финансово-

экономической сфере                               


1. Экономическое положение Воронежской области


Воронежская область образована 13 июня 1934 года, занимает территорию 52,4 тыс. кв. км, простираясь на 277,5 км с севера на юг и на 353 км с запада на восток.

Численность ее населения на 01.01.2006 составила 2313,6 тыс. человек.

В Воронежской области 31 сельский район, 32 города, из них 3 - областного подчинения, 21 поселок городского типа, 471 сельсовет.

Воронежская область по численности населения среди других субъектов Российской Федерации занимает двадцать третье место, в Центральном федеральном округе - третье место после города Москвы и Московской области, а в Центрально-Черноземном округе она занимает первое место.

Численность экономически активного населения, по данным обследования населения по проблемам занятости, на последнюю отчетную дату составила 1154,4 тыс. человек, или 50% общего населения области. В их числе 1078,5 тыс. человек (93,4% экономически активного населения) заняты в экономике и 76 тыс. человек (6,6%) не имеют занятия.

По состоянию на 01.01.2006 в промышленном производстве занято 190,4 тыс. человек, что составляет 18,1% от числа занятых в экономике области. В валовом региональном продукте доля промышленности составляет 24,8%, в объеме налоговых поступлений - 34,4%.

За 2005 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности составил 107,5 млрд. рублей. В том числе по видам экономической деятельности: "Обрабатывающие производства" - 89,97 млрд. рублей (144% к уровню 2004 года в действующих ценах), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 16,4 млрд. рублей (95,8%), "Добыча полезных ископаемых" - 1,1 млрд. рублей (131,2%).

Объем производства в целом по промышленным видам деятельности в 2005 году относительно 2004 года увеличился в физическом исчислении на 11%.

Структура производства за 2005 год представлена в таблице.

в процентах, %

 Виды экономической деятельности               

2005 год

Итого                                                       

 100,0

Добыча полезных ископаемых                                  

 1,0

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических   

 1,0

Производство сырья и материалов                             

 34,1

обработка древесины и производство изделий из дерева        

 0,2

химическое производство                                     

 12,4

производство прочих неметаллических минеральных продуктов   

 6,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды    

 15,3

Производство товаров конечного потребления                  

 64,9

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака   

 40,0

текстильное и швейное производство                          

 0,7

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви     

 0,2

производство резиновых и пластмассовых изделий              

 3,0

производство машин и оборудования (без производства оружия

и боеприпасов)                                              


 4,0

производство электрооборудования, электронного и

оптического оборудования                                    


 4,3

производство транспортных средств и оборудования            

 6,0

Издательское и полиграфическое производство                 

 1,3

Производство готовых металлических изделий                  

 4,2

прочие производства                                         

 1,9


По оценке, в 2006 году объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах составит 98,9 млрд. рублей, индекс промышленного производства - 104,2% к уровню 2005 года, в том числе по видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 105,3%, "Обрабатывающие производства" - 101,4%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 150%.

В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования рост производства составит только в 2007 году 103,5% к оценке 2006 года.

В 2006 году ожидается снижение показателей деятельности предприятий, которое связано с частичным переносом компанией Rolsen Electronics (собственник ОАО "Видеофон") производства телевизоров в свободную экономическую зону Калининградской области. С этого года на заводе "Видеофон" производятся телевизоры только под брендом Rolsen, а производство телевизоров под более популярными брендами (среди них LG, Akai и "Сокол") теперь осуществляется в Калининградской области.

В 2006 году на базе ФНПЦ - ЗАО НПК(О) "Энергия" создано НПО "Электротехнический холдинг "Энергия", в состав которого вошли дочерние структуры концерна: ООО "Микро-ЭД ЭНВО" (производство микроэлектродвигателей; производство медицинской аппаратуры); ООО "МЭЛ" (электрические машины малой мощности специального и общепромышленного исполнения; сложные электробытовые приборы); ООО "Орбита" (турбогенераторные источники питания; статические преобразователи энергии и системы терморегулирования); ООО "Экология" (НИОКР в сфере охраны окружающей среды) и ООО "Россошанский электромеханический завод" (электроизделия с пониженным уровнем энергопотребления); ООО "Энергия "Технический центр" (внешнеэкономическая деятельность).

В сложной ситуации находятся производители кабельной продукции (ЗАО "Воронежтелекабель" и ЗАО "ОФС Связьстрой-1 ВОКК"). Рынок данной продукции характеризуется высоким уровнем конкуренции. Предприятия находятся в поиске новых рынков сбыта.

Основной целью реконструкции ВВРЗ им. Тельмана является создание базового центра по ремонту пассажирских вагонов и производству вагонов повышенной комфортности на базе капитально-восстановительного ремонта. По окончании реконструкции планируется увеличить мощность завода почти в 2 раза.

Воронежский вагоноремонтный завод имени Тельмана в числе четырех родственных предприятий - филиалов ОАО "РЖД" (Московский вагоностроительный, Тамбовский и Новороссийский вагоноремонтные заводы) войдет в состав дочернего общества компании. На его основе впоследствии будет сформирован новый вагоностроительный комплекс. Предполагается, что созданная модель позволит снизить издержки при изготовлении новых пассажирских вагонов и создать эффективную систему сервисного обслуживания подвижного состава в течение всего жизненного цикла.

По заказу ОАО "РЖД" на ВТРЗ им. Дзержинского началось строительство нового вида локомотива - газотурбовоза. Выпуск нового локомотива запланирован на конец текущего года.

По оценке, в 2006 году объем промышленного производства в текстильном и швейном производстве снизится по сравнению с 2005 годом на 14,3%, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - возрастет на 5%.

Общими проблемами развития текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви является низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Качественно повысить конкурентоспособность продукции не позволяют высокий уровень износа и технологическая отсталость оборудования.

Анализ состояния и сложившихся тенденций развития промышленного комплекса области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие его поступательное развитие:

отсутствие у предприятий стратегической ориентации, позиционирования на рынках;

низкая инновационная активность предприятий;

низкая конкурентоспособность производимой продукции;

дефицит инвестиционных ресурсов;

дефицит квалифицированных кадров.

Жилищная проблема в области остается острой. Несмотря на проводимую работу по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда сокращение его практически не происходило, но даже наблюдается рост. Это вызвано приемом жилищного фонда от ведомственных предприятий и особенно от предприятий-банкротов. На 01.01.2005 количество ветхого и аварийного жилищного фонда в области составило 513600 кв. м (из них ветхого - 48600 кв. м, аварийного - 31000 кв. м), в котором проживают в основном малоимущие граждане с доходом на одного проживающего ниже прожиточного минимума.

За период с 2002 года по 2005 год в области переселено из аварийного и ветхого жилищного фонда 617 семей, 1504 человека, введено нового жилья для переселения 33695 кв. м общей площади жилья. На указанные цели направлено в отчетном году 336,2 млн. рублей, в том числе федеральных средств - 112,5 млн. рублей, областного и местных бюджетов - 223,7 млн. рублей.

Сельское хозяйство является одной из наиболее крупных отраслей экономики Воронежской области. Его доля в структуре валового регионального продукта составляет около 11% - второе место после промышленности. В сельском хозяйстве области занято 191,0 тыс. человек, или 18,1% занятых в экономике региона. Кроме того, более 400 тыс. семей занимается производством сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.

На долю области приходится 18% валового сбора зерна регионов, входящих в состав областей ЦФО, 28% - сахарной свеклы, 55% - подсолнечника, 10,4% - молока, 12% - мяса, 8% - яиц.

В среднегодовом исчислении за 2001 - 2005 годы в хозяйствах всех категорий производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и картофеля к среднему уровню 1996 - 2000 годов возросло в 1,3 - 1,5 раза, овощей - на 18%, яиц - 4,4%.

В структуре производства преобладает растениеводство. Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет 58,4%, животноводства - 41,6% (см. рисунок - не приводится).

На долю сельскохозяйственных предприятий приходится 48,1% общего объема производства, крестьянских (фермерских) хозяйств - 5,8% и личных подсобных хозяйств населения - 46,1%.

Основными производителями зерна, сахарной свеклы (фабричной) и подсолнечника в области остаются сельхозпредприятия. В 2005 году на их долю приходилось 82,2% зерна, 84,6% - сахарной свеклы, 78,3% - подсолнечника. Картофель и овощи производятся преимущественно в личных (подсобных) хозяйствах населения (98,3% и 89,4% соответственно). Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено: зерна - 13,7% от общего объема; сахарной свеклы - 11,8%; подсолнечника - 20,1%.

После значительного сокращения в середине 90-х годов площадь посевов сахарной свеклы стабилизировалась на уровне 147,4 тыс. га, что составляет 6,6% от общей посевной площади.

В животноводстве в последнее время отмечается стабилизация положения в свиноводстве и птицеводстве, однако по-прежнему сохраняется тенденция сокращения объемов производства и поголовья в молочном скотоводстве.

За 2005 год к уровню 2004 года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 15,2%, в том числе коров - на 15,1%. На 01.01.2006 в хозяйствах всех категорий содержалось 388,5 тыс. голов крупного рогатого скота, из них коров - 154,2, свиней - 366,3, овец и коз - 125,3 тыс. голов. Самые высокие темпы снижения поголовья крупного рогатого скота отмечаются в сельскохозяйственных предприятиях (за 2005 год сокращение на 17,3%).