ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2008 года N 1211-IV-ОД


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОТ 25 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА N 747-IV-ОД "ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ"

Рассмотрев изменения в постановление Воронежской областной Думы от 25 января 2007 года N 747-IV-ОД "Об областной целевой программе "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы", Воронежская областная Дума постановляет:

1. Внести в постановление Воронежской областной Думы от 25 января 2007 года N 747-IV-ОД "Об областной целевой программе "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" (далее - постановление) следующие изменения:

1) наименование постановления изложить в следующей редакции: "Об областной целевой программе "Дети Воронежской области" на 2007 - 2010 годы";

2) приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.


Председатель областной Думы
В.И.КЛЮЧНИКОВ

     Воронеж,
     Парламентский центр,
     27 марта 2008 года
     N 1211-IV-ОД






Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
"О внесении изменений в постановление
Воронежской областной Думы
от 25 января 2007 года N 747-IV-ОД
"Об областной целевой программе
"Дети Воронежской области
на 2007 - 2010 годы"
от 27.03.2008 N 1211-IV-ОД

     
"Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
"Об областной целевой программе
"Дети Воронежской области" на
2007 - 2010 годы" от 25 января
2007 года N 747-IV-ОД

     

 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ


      Паспорт областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2007 - 2010 годы

 Наименование программы          

 Областная целевая программа
 "Дети Воронежской области"
 на 2007 - 2010 годы                    

Дата принятия решения о разработке
программы, дата ее утверждения
(наименование и номер соответствующего
нормативного акта)                        

Распоряжение администрации Воронежской области от
20.04.2006 N 1047-р "О разработке областной целевой
программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы"   

Государственные заказчики                 

Главное управление социального развития Воронежской
области;
Главное управление здравоохранения Воронежской области;
Главное управление образования Воронежской области         

Государственный заказчик-координатор      

Главное управление социального развития Воронежской области

Основной разработчик программы            

Филиал государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Российский государственный
социальный университет" в г. Воронеже                      

Цель и задачи программы                   

Цель: создание благоприятных условий для комплексного
развития и обеспечения жизнедеятельности детей, улучшение
положения детей, нуждающихся в поддержке государства.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их
развития.
2. Развитие и укрепление системы профилактики социального
неблагополучия семей с детьми.
3. Повышение эффективности государственной системы
поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
4. Развитие адресной поддержки детей в различных областях
интеллектуальной и творческой деятельности                 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели
программы                                 

По итогам реализации программы оценка эффективности
реализации ее цели и задач осуществляется по следующим
индикаторам и показателям:
- уровень младенческой смертности на 1000 детей, родившихся
живыми;
- уровень материнской смертности на 100000 детей,
родившихся живыми;
- смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно)
на 1000 родившихся детей соответствующего возраста;
- удельный вес детей 1-й группы здоровья в общем
количестве детей, проживающих в Воронежской области;
- первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до
17 лет (включительно) на 10000 детей, проживающих в
Воронежской области;
- удельный вес безнадзорных детей в общей численности
детского населения Воронежской области;
- удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в
специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в
общей численности безнадзорных детей, выявленных в
Воронежской области;
- удельный вес детей-инвалидов, получивших социальную
реабилитацию в специализированных учреждениях для детей с
ограниченными возможностями, в общей численности детей-
инвалидов, проживающих в Воронежской области;
- удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших
реабилитационные услуги в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем
количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в
общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, проживающих в Воронежской области;
- количество школьников - победителей международных,
всероссийских и областных олимпиад, конкурсов и
соревнований                                               

Сроки и этапы реализации программы        

Программа реализуется в период 2007 - 2010 годов, имеет 4
этапа реализации: 2007 год; 2008 год; 2009 год; 2010 год   

Перечень подпрограмм                      

"Здоровое поколение" (государственный заказчик - Главное
управление здравоохранения Воронежской области);
"Одаренные дети" (государственный заказчик - Главное
управление образования Воронежской области);
"Дети и семья" (государственные заказчики - Главное
управление социального развития Воронежской области,
Главное управление образования Воронежской области)        

Объем и источники финансирования          

Общие затраты на реализацию программы составляют 452827,0
тысяч рублей, из них: федеральный бюджет - 141046,0 тысяч
рублей, областной бюджет - 311781,0 тысяч рублей, в том
числе по подпрограммам:
"Здоровое поколение", всего - 35520,0 тысяч рублей, из них:
федеральный бюджет - 18700,0 тысяч рублей; областной бюджет
- 16820,0 тысяч рублей;
"Одаренные дети", всего - 2528,0 тысяч рублей, из них:
федеральный бюджет - 583,0 тысяч рублей; областной бюджет -
1945,0 тысяч рублей;
"Дети и семья", всего - 414779,0 тысяч рублей,
из них: федеральный бюджет - 121763,0 тысяч
рублей; областной бюджет - 293016,0 тысяч рублей           

Ожидаемые конечные результаты реализации
программы и показатели социально-
экономической эффективности               

Улучшение состояния здоровья детей и здоровья матерей:
- снижение уровня младенческой смертности до 9,7 ед. на
1000 детей, родившихся живыми;
- снижение уровня материнской смертности до 22,0 ед. на
100000 детей, родившихся живыми;
- снижение смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет до 9,6
ед. на 1000 родившихся детей соответствующего возраста;
- снижение первичного выхода на инвалидность детей в
возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 19,0 ед. на 10000
детей, проживающих в Воронежской области;
- повышение удельного веса детей первой группы здоровья в
общем количестве детей, проживающих в Воронежской области,
до 32,0 процентов.
Совершенствование государственной системы выявления,
развития и адресной поддержки одаренных детей - увеличение
числа школьников - победителей международных, всероссийских
и областных олимпиад, конкурсов и соревнований до 3000
человек.
Улучшение положения детей, особо нуждающихся в поддержке
государства:
- снижение удельного веса безнадзорных детей в общей
численности детского населения Воронежской области до 0,76
процента;
- повышение удельного веса детей, получивших социальную
реабилитацию в специализированных учреждениях для
несовершеннолетних в общей численности безнадзорных детей,
выявленных в Воронежской области, до 128 процентов;
- повышение удельного веса детей-инвалидов, получивших
социальную реабилитацию в специализированных учреждениях
для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общей
численности детей-инвалидов, проживающих в Воронежской
области, до 34,5 процента;
- повышение удельного веса семей с детьми-инвалидами,
получивших услуги в специализированных учреждениях для
детей с ограниченными возможностями, в общем количестве
нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами до 33,7
процента;
- увеличение доли детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, переданных на воспитание в семьи
граждан, в общей численности детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, проживающих в
Воронежской области, до 90,0 процентов.
Социально-экономическая эффективность реализации
мероприятий программы:
экономический эффект - 23667,2 тысячи рублей, в том числе:
бюджетный эффект - 343050,3 тысячи рублей; социальный
эффект - 319383,1 тысячи рублей                            




Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

      1.1. Итоги реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2005 - 2006 годы"

Областная целевая программа "Дети Воронежской области на 2005 - 2006 годы" утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 30 июня 2005 года N 156-IV-ОД (в ред. постановления Воронежской областной Думы от 22 декабря 2006 года N 709-IV-ОД) в составе подпрограмм "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты" и включала мероприятия, направленные на совершенствование охраны здоровья матери и ребенка, реабилитацию детей-инвалидов, социальную адаптацию детей-сирот, профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, поддержку одаренных детей.

В период с 2005 года по 2006 год на реализацию мероприятий областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2005 - 2006 годы" (далее - областная целевая программа) использовано 91761,0 тысяча рублей бюджетных средств и средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования, благотворительных средств, выделенных предприятиями и организациями, что составляет 114,1 процента от утвержденного объема финансирования программы.

Реализация областной целевой программы в 2005 - 2006 годах способствовала мобилизации федеральных и иных ресурсов на улучшение положения детей в Воронежской области. На 1 рубль областного бюджета вложено 2,32 рубля привлеченных средств, в том числе 1,02 рубля из федерального бюджета.

Финансирование мероприятий по укреплению материальной базы по работе с детьми составило 66,2 процента от общего объема освоенных средств. Реализованы меры по открытию новых и развитию действующих социальных, образовательных учреждений. Специализированные учреждения для оказания помощи детям с девиантным поведением открыты в Грибановском, Панинском, Каменском районах, продолжено развитие реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченным развитием. В ГУ "Лискинский центр социальной помощи семье и детям" введен в эксплуатацию стационарный корпус на 100 мест для круглогодичного оздоровления детей из семей, нуждающихся в поддержке государства.

В рамках совершенствования социальных технологий профилактики дезадаптированного поведения детей апробировано использование метода тестирования и диагностики раннего употребления детьми наркотических веществ, в социальных учреждениях начато внедрение единой областной системы оперативного выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в поддержке государства. Дальнейшее развитие получили формы адресной помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности в жизнеустройстве, включая организацию временного трудоустройства и профильных оздоровительных лагерей. На круглогодичную основу переведена спартакиада среди детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями. В целях системного обеспечения специалистов по работе с детьми информацией о состоянии развития, воспитания, социальной защиты и охраны здоровья несовершеннолетних в рамках программы осуществлялась подготовка и издание ежегодного доклада "О положении детей в Воронежской области".

В результате осуществления мер по совершенствованию охраны здоровья детей в рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" обеспечена реализация скрининговых программ перинатального выявления врожденных аномалий развития и хромосомных болезней плода, внедрены современные перинатальные технологии. Все дети, больные фенилкетонурией, обеспечены белковыми гидролизатами. Показатель младенческой смертности снизился с 13,4 промилле в 2001 году до 8,4 промилле в 2006 году (утвержденный программой показатель - 11 промилле), материнская смертность снизилась в 4,5 раза.

В ходе реализации подпрограммы "Дети-инвалиды" приоритетное развитие получили центры реабилитации детей-инвалидов. За счет федеральных средств установки для реабилитации детей посредством мотивационной стимуляции, обучающие индивидуальные программы и оборудование для лечебной гимнастики получили центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Парус надежды" (г. Воронеж), "Журавлик" (г. Борисоглебск), "Луч" (г. Воронеж). За счет средств областного бюджета мягкое модульное оборудование для развития двигательных навыков детей было поставлено в реабилитационные центры "Айболит" (п. Рамонь), "Кристалл" (г. Воронеж). На базе муниципального центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья города Борисоглебск в 2006 году открыто областное государственное учреждение - зональный центр реабилитации детей-инвалидов, проживающих в Борисоглебском городском округе. Специализированные отделения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы в центрах социального обслуживания семьи и детей, открытых в Кантемировском, Новохоперском, Нижнедевицком и ряде других муниципальных районах Воронежской области. В рамках выполнения программных мероприятий четырем специализированным школам-интернатам для детей с ограниченными возможностями здоровья приобретены аудиоклассы, специализированному сурдологическому центру при областной клинической больнице поставлено современное аудиологическое оборудование для диагностики детей с нарушением слуха.

Улучшение условий для развития социального обслуживания семей с детьми-инвалидами позволило увеличить численность семей, получающих поддержку, до 4458 вместо 4000, предусмотренных программой, создать условия для прохождения курса реабилитационных мероприятий каждому третьему ребенку-инвалиду. Удельный вес детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в специализированных центрах органов социальной защиты населения, составил 28,5 процента от числа детей данной категории, проживающих в Воронежской области.

По подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на временные работы службой занятости населения в свободное от учебы время трудоустроено 16400 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, открыто три новых социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних на 70 мест, на базе специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, расположенных в Лискинском и Верхнемамонском районах Воронежской области, открыты стационарные оздоровительные отделения на 150 мест для организации оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей. Четыре социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (Воробьевского, Терновского, Семилукского, Рамонского муниципальных районов) получили автотранспорт. Малогабаритные тракторы, оборудование для трудового воспитания детей и бытовое оборудование поставлены в центры социального обслуживания семьи и детей, расположенные в городском округе город Воронеж, Подгоренском, Эртильском, Лискинском, Грибановском муниципальных районах Воронежской области. За счет ввода в эксплуатацию новых и капитального ремонта действующих социально-реабилитационных центров количество стационарных мест для предоставления временного приюта детям достигло 671 вместо 550, предусмотренных программой, все реабилитационные учреждения обеспечены ресурсной базой для оказания помощи семьям и детям.

Развитие сети реабилитационно-профилактических учреждений, укрепление их материальной базы позволили по итогам 2006 года увеличить количество родителей и детей, обслуживаемых социальными центрами, до 30050 человек вместо 25000 человек, предусмотренных программой, создать условия для предоставления временного приюта 3000 безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним. По итогам 2006 года удельный вес безнадзорных несовершеннолетних, выявленных органами социальной защиты населения, в общем количестве детей, проживающих в Воронежской области, составил 0,89 процента (данный показатель в число ранее утвержденных результатов эффективности реализации программы не включался).

По подпрограмме "Дети-сироты" улучшились условия жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Борисоглебская, Богучарская, Калачеевская, Россошанская школы-интернаты получили автотранспорт, оборудование для допрофессиональной подготовки детей. Продолжалось финансирование оказания помощи приемным семьям, каждой третьей из которых выделены сложное бытовое оборудование или автотранспорт. По итогам 2006 года количество выявленных детей-сирот и детей, лишившихся родителей, устроенных в семью, по сравнению с 2004 году увеличилось с 69,0 до 69,8 процента.

Реализация мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" позволила стимулировать деятельность учреждений по выявлению и поддержке одаренных учащихся. Количество школьников, принявших участие в международных, всероссийских, областных, районных олимпиадах и творческих конкурсах в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 12,8 процента.

В целом достигнутые результаты выполненных мероприятий соответствуют ожидаемым результатам эффективности реализации ОЦП "Дети Воронежской области на 2005 - 2006 годы" и обеспечили создание условий для укрепления здоровья детей и улучшения положения несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства: по сравнению с 2004 годом снизились показатели перинатальной, младенческой и материнской смертности, увеличилась обеспеченность социально-реабилитационными услугами детей-инвалидов и безнадзорных несовершеннолетних, повысился уровень семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось количество учащихся, принимающих участие в международных, всероссийских и областных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях.

Вместе с тем анализ итогов выполнения областной целевой программы за 2005 - 2006 годы и динамики изменения показателей, характеризующих положение детей в Воронежской области, свидетельствуют о необходимости активного внедрения мероприятий, направленных на совершенствование социальных технологий предупреждения семейного неблагополучия, развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. В предыдущие годы в рамках программы не планировались инвестиции на строительство новых и реконструкцию действующих социальных объектов, а общий объем расходов за счет средств федерального и областного бюджетов по статье "Капитальные вложения" в период 2005 - 2006 годов составил 46,9 процента от общего объема затрат. Из-за недостатка средств не решены вопросы перевода в обособленные здания социально-реабилитационных центров для безнадзорных детей в Павловском, Хохольском районах, обеспечения действующих реабилитационных учреждений автотранспортом, мастерскими трудового обучения детей, обновления устаревшего кухонного и реабилитационного оборудования. Вследствие реорганизации действующей сети социальных учреждений и передачи центров социального обслуживания семьи и детей на областной уровень управления не завершено открытие отделений стационарного приема детей в Верхнехавском, Новоусманском, Семилукском социально-реабилитационных центрах, а общее число центров социального обслуживания семьи и детей на конец 2006 года составило 37 единиц вместо 42, предусмотренных программой. По причине несостоявшихся открытых конкурсов среди исполнителей мероприятий программы только четырем специализированным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретен автотранспорт.

Деятельность государственных заказчиков по выполнению мероприятий программы в 2006 году проверялась Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Главным контрольным управлением Воронежской области. По результатам проверок принимались меры по устранению выявленных недостатков.


1.2. Анализ состояния наиболее острых проблем, характеризующих положение детей в Воронежской области


Численность детей и подростков на начало 2006 года составила 402 504 человека. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2006 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2004 - 2006 годов приведена в таблице 1.

Таблица 1


      ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ДОЛИ В ОБЩЕЙ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 N  

 Показатели                

 2004 год  

 2005 год  

 2006 год  

1.   

Все население Воронежской области, тыс.
человек                                   

 2 353,5

 2 334,0

 2 313,6

2.   

Дети, тыс. человек, в том числе в
процентах от общей численности населения
Воронежской области                       

 442,2

 18,8

 422,8

 18,1

 402,5

 17,3


О значительных проблемах материнства и детства в Воронежской области по-прежнему свидетельствовали нестабильность семейно-брачных отношений, снижение числа многодетных семей, утрата ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, уровень обеспечения прав детей на достойное развитие, охрану здоровья и образование. В 2006 году доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных несовершеннолетних, наиболее остро нуждающихся в поддержке государства, составляла 4,6 процента от общей численности несовершеннолетних, или 18551 человек.


Состояние здоровья детей, детская смертность

В 2006 году по сравнению с 2005 годом младенческая смертность снизилась на 19,2 процента. Показатель младенческой смертности по итогам года составил 8,4 на 1000 родившихся живыми. За последние три года снижение младенческой смертности составило 17,6 процента или с 10,2 промилле в 2004 году до 8,4 промилле в 2006 году.

Снижение показателя младенческой смертности отмечается как по районам Воронежской области - на 13,2 процента (с 11,3 промилле в 2005 году до 9,8 промилле в 2006 году), так и по г. Воронежу - на 19,2 процента (с 10,4 промилле в 2005 году до 8,4 промилле в 2006 году), в том числе в Каширском, Ольховатском, Петропавловском муниципальных районах Воронежской области младенческая смертность не зарегистрирована. В 19 муниципальных районах Воронежской области уровень младенческой смертности превышает аналогичный средний показатель по Воронежской области.

Подобное явление характерно и для перинатальной смертности: постепенное снижение с 11,9 промилле в 2001 году до 9,2 промилле в 2006 году.

Анализ смертности детей старше первого года жизни показывает, что наиболее опасным является возраст 15 - 17 лет. В структуре причин смертности детей от 15 до 17 лет травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин составляют 75 процентов.

В состоянии здоровья детей в 2006 году значительных изменений не отмечается. Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет остается на прежнем уровне и по итогам прошедшего года составляет 1670 случаев на 1000 детского населения (в 2005 году - 1661,1). Первичная заболеваемость возросла до 1212 случаев на 1000 детского населения (в 2005 году - 1248), или на 2,8 процента. На диспансерном учете состоит 333,0 ребенка на 1000 детского населения (в 2005 году - 356), подростков - 294,0 на 1000 населения соответствующего возраста (в 2005 году - 494).

В структуре заболеваемости у детей значительным остается удельный вес заболеваний опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Профилактике этих видов заболеваний недостаточно внимания уделяется в дошкольных и школьных учреждениях. Отмечается необходимость дальнейшего развития школьной медицины на основе межведомственного подхода к организации и внедрению здоровьесберегающих технологий, совершенствованию медико-профилактической работы среди учащихся.

Наметилась тенденция ухудшения физических параметров развития детей: увеличивается численность детей с относительным дефицитом массы тела и низкорослостью. Тревогу вызывает заметное отставание от средних нормативных показателей развития юношей призывного возраста. Ежегодно в Воронежской области отсрочку от призыва из-за недостаточности питания получают более 700 юношей призывного возраста.

Ухудшение качества питания в большинстве семей, гиподинамия, интенсификация процесса обучения в школе, разрушение системы школьного питания позволяет прогнозировать увеличение числа детей и подростков с низким уровнем физического развития.

Состояние здоровья детского населения Воронежской области непосредственно влияет на численность детей-инвалидов. Несмотря на некоторое сокращение в последние годы числа детей-инвалидов, их удельный вес по-прежнему составляет около 2 процентов от общей численности всех детей. Вызывает тревогу, что 70,6 процента детей-инвалидов - это дети в возрасте до 14 лет.

По состоянию на 01.01.2007 созданная сеть реабилитационных центров позволяет оказывать услуги 55,0 процентам детей-инвалидов, проживающих в Воронежской области (на конец 2004 года эта цифра составляла 40 процентов). Однако из-за удаленности реабилитационных учреждений, отсутствия надлежащих условий в ряде из них полный курс социальной реабилитации доступен только 28,5 процента от числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в Воронежской области (общероссийский показатель - 39,0 процентов).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»