Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ЛИЦ, ОСВОБОДИВШИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

Концепция разработана на основании:

- протокола заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.02.2009 N Пр-444;

- постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации".

Анализ состояния работы по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактике рецидивной преступности показывает, что в этом направлении деятельности органов государственной власти существует еще много нерешенных проблем.

В настоящее время в местах лишения свободы Российской Федерации содержится около 900 тысяч человек. Ежегодно освобождается примерно четверть миллиона, из которых 30 - 40 процентов вскоре возвращаются обратно. Заболевания, отсутствие работы, профессии, жилья и средств к существованию являются основными причинами повторных преступлений после освобождения.

Воронежская область не является исключением. На ее территории функционирует 12 учреждений, непосредственно исполняющих наказания в виде лишения свободы, в которых находятся около 10 тысяч осужденных.

Ежегодно из мест лишения свободы в Воронежской области освобождается около 3 тысяч человек. Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи этой категории лиц должно быть оказание содействия им в трудоустройстве.

Постоянно растет число обращений освободившихся лиц в службу занятости населения. Так, в 2008 году обратились 210 человек, в I полугодии 2009 года - 252 человека.

Целевые группы лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации, неоднородны, и можно выделить:

- лиц, имеющих после освобождения элементарные бытовые и материальные проблемы, требующие безотлагательного решения (отсутствие документов, жилья, средств существования, проблемы со здоровьем и др.);

- лиц, не имеющих острых бытовых или материальных проблем, но нуждающихся в психологической поддержке, ресоциализации и повышении уровня мотивации к занятости как одной из эффективных мер профилактики рецидивной преступности.

К причинам, не позволяющим лицам, освободившимся из мест лишения свободы, самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести отсутствие у многих из них общегражданского паспорта.

Ежегодно из мест лишения свободы в область прибывает в среднем 180 человек, больных активным туберкулезом, из них 45% - больные с множественной лекарственной устойчивостью, что составляет 80 человек. Все прибывшие больные нуждаются в проведении комплексного лечения в условиях стационара.

К основным факторам, определяющим недостаточный уровень социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в Воронежской области следует отнести:

- отсутствие необходимой профессиональной подготовки освободившихся;

- недостаточный уровень информации у работодателей об освободившихся, и в том числе об их профессиональной подготовке, образовании, прежних местах работы, состоянии здоровья;

- сложность получения консультативной и другой помощи.

Целями Программы являются создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Воронежской области.

Достижение цели Программы предусматривает решение ряда задач:

- предоставление временного жилья (для категории лиц, не имеющих такового или лишившихся его за период отбывания срока наказания);

- восстановление утраченных общественных связей, оказание медицинской, социально-экономической, профессиональной и психологической помощи;

- профориентация и содействие в обеспечении трудовой занятости освободившихся из мест лишения свободы с учетом имеющихся у них рабочих навыков и потребностей регионального и местного рынков труда;

- профессиональное обучение и переподготовка граждан, не имеющих специальности и впервые выбирающих род занятия после освобождения;

- совершенствование индивидуальных программ реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, как средство борьбы с рецидивом преступности;

- профилактика рецидивной преступности;

- оказание психологической поддержки лицам, трудно адаптируемым к условиям свободы (имеющим психические отклонения или освободившимся после длительного срока отбывания наказания);

- социальное сопровождение и обслуживание несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, и лиц, не достигших 30-летнего возраста;

- социальное обслуживание пожилых и малоимущих граждан;

- реабилитация лиц, приобретших в период лишения свободы инвалидность и социально значимые заболевания.