РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 февраля 2010 года N 85-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации", в целях реализации государственной политики в области охраны труда:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
2. Назначить департамент труда и социального развития Воронежской области (Мещерякова) государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - программа).
3. Государственному заказчику в срок до 1 июня 2010 года разработать проект программы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов. Бессмысленно принимать меры по стимулированию рождаемости, увеличивать ассигнования на здравоохранение населения без исправления ситуации с потерей здоровья и жизни населения на рабочих местах. Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличения ВВП.
Резерв восполнения трудовых ресурсов в силу неблагоприятной демографической ситуации практически исчерпан, выбытие граждан трудоспособного возраста уже сейчас приводит к дефициту рабочей силы по многим ключевым для экономики специальностям. Миграционный прирост не может обеспечить восполнение этого дефицита как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Поэтому в разрезе сложившейся демографической ситуации обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения области.
Решение отмеченных проблем можно обеспечить за счет проведения активной государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, предусматривающей, в том числе, и создание системы обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающего населения.
Цель долгосрочной областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) - на основе согласованных действий социальных партнеров (исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, объединений работодателей и профессиональных союзов) по реализации государственной политики в сфере охраны труда обеспечить защиту конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда.
Основными задачами Программы являются:
1) правовое обеспечение охраны труда, совершенствование региональной системы управления охраной труда;
2) улучшение условий труда на рабочих местах, активизация аттестации рабочих мест, повышение качества оценки существующих профессиональных рисков, пропаганда культуры безопасного труда;
3) содействие лечебно-профилактическому обеспечению охраны труда, развитию системы реабилитации пострадавших на производстве;
4) совершенствование системы обучения, профессиональной подготовки по охране труда, обучение персонала приемам и навыкам оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях.
Долгосрочная областная целевая программа улучшения условий и охраны труда должна занять особое место в стратегии социально-экономического развития области, поскольку является:
- системным элементом демографической политики, так как направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества;
- необходимым условием роста экономики области, формирования качественно новых условий труда с более высокими требованиями к культуре труда.
Целесообразность решения проблемы улучшения условий и охраны труда программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные целевые программы позволяют определить важнейшие проблемы и приоритеты в развитии отрасли, добиться значимых результатов и рационального расходования финансовых средств. Система мероприятий Программы позволит направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных явлений.
Итоги реализации областных целевых программ по охране труда, принимаемых в области с 2001 года, наличие не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению условий и охраны труда в рамках Программы.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остаются проблемы в сфере охраны труда, которые требуют решения на государственном уровне.
В последние годы в области сохраняется тенденция снижения количества пострадавших на производстве (по несчастным случаям, относящимся к категориям групповых с тяжелыми последствиями, смертельных и тяжелых). В частности, в 2008 году в организациях Воронежской области отмечается снижение количества как несчастных случаев со смертельным исходом, так и количества погибших от несчастных случаев в составе групповых. Так, в 2008 году было зарегистрировано 156 несчастных случаев "с тяжелыми последствиями", что на 20% меньше чем в 2007 году, в котором произошло 193 таких несчастных случая. При этом количество несчастных случаев со смертельным исходом уменьшилось на 21,3%. Снижение количества погибших в 2009 году по сравнению с 2008 годом составило 2,22% (с 45 до 44 человек), снижение по количеству тяжелых травм в 2009 году составило 24,04%.
В то же время на протяжении последних 3 лет растет и остается высоким количество несчастных случаев с "тяжелыми последствиями" в отраслях: строительства - 25% от общего количества, сельского хозяйства - 17%, на транспорте - 11%, в торговле - 5,0%, обрабатывающих производствах - 26%.
Динамика отдельных показателей производственного травматизма и условий труда в организациях Воронежской области
┌═══════════════════════┬══════┬═══════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Показатель │ Ед. │ Значения по годам │
│ │ изм. ├═════┬═════┬═══════┬══════┬══════┬═══════┬═══════┬══════┬══════┤
│ │ │2001 │2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │2009 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество пострадавших│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│от несчастных случаев │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│на производстве: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- всего │ Чел. │1234 │1196 │ 1190 │ 1122 │ 982 │ 900 │ 891 │ 897 │ Х │
│- со смертельным │ Чел. │ 65 │ 72 │ 68 │ 64 │ 47 │ 48 │ 59 │ 45 │ 44 │
│исходом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│групповых │ Ед. │ 17 │ 32 │ 13 │ 19 │ 12 │ 9 │ 11 │ 16 │ 11 │
│несчастных случаев │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество тяжелых │ Ед. │ 326 │ 339 │ 297 │ 294 │ 182 │ 125 │ 123 │ 104 │ 79 │
│несчастных случаев │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество впервые │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│установленных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│профессиональных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│заболеваний │ Чел. │ 159 │ 270 │ 237 │ 215 │ 53 │ 58 │ 34 │ 59 │61 <*>│
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│пострадавших на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│производстве в │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│расчете на 1000 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│работающих: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│- всего │ Ед. │ 3,6 │ 3,0 │ 3,0 │ 2,3 │ 1,9 │ 1,9 │ 2,0 │ 1,9 │Х <**>│
│- со смертельным │ Ед. │ 0,1 │0,116│ 0,11 │0,101 │0,0099│ 0,071 │ 0,092 │ 0,09 │ х │
│исходом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├═══════════════════════┼══════┼═════┼═════┼═══════┼══════┼══════┼═══════┼═══════┼══════┼══════┤
│Количество │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│работников │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│предприятий, │ % │11,4 │11,8 │12,5 │14,0 │16,0 │16,3 │16,8 │ 19,6 │ х │
│занятых в условиях, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│не отвечающих │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│санитарно- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│гигиеническим │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│нормам, к списочной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│численности │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└═══════════════════════┴══════┴═════┴═════┴═══════┴══════┴══════┴═══════┴═══════┴══════┴══════…
________________
<*> За 9 месяцев 2009 года.
<**> Статистическая информация в апреле 2010 года.
Анализ типологии происшедших в 2009 году в организациях Воронежской области несчастных случаев с "тяжелыми последствиями" свидетельствует, что практически каждый третий работник пострадал (получил тяжелую травму либо погиб) в результате падения с высоты или в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. Свыше 15% работников получили тяжелые травмы либо погибли в результате транспортных происшествий, а более 9% - в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов и пр.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с "тяжелыми последствиями", происшедших в Воронежской области в 2009 году, более 60% занимают типичные причины организационного характера (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д.). Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2009 году произошел почти каждый второй несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями.
Динамика производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, имеет тенденцию к снижению, в то же время состояние условий труда нельзя считать удовлетворительным. Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда.
Условия труда работников организаций определяются, в первую очередь, состоянием основных фондов. По последним сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области износ основных фондов в целом по области составил 48,6 процента. В общем объеме основных фондов крупных и средних коммерческих организаций области накопилось 15,5 процента полностью изношенных основных средств, однако коэффициент ликвидации составил всего лишь 0,7 процента. Полностью изношено в этих организациях 23,4 процента машин и оборудования.
Отсутствие средств для своевременной замены устаревших фондов ведет к продлению сроков использования неэффективных, устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при практической невозможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация крайне негативно влияет на безопасность производства, определяя высокий уровень профессиональных рисков на рабочих местах и не способствуя, с одной стороны, ликвидации причин травматизма на производстве технического характера, с другой стороны, определяет существующую (высокую) численность работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.
В 2008 году продолжилось увеличение удельного числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которое на начало 2009 года составило 19,6% (в 2007 году - 16,8%).
Неблагоприятные условия труда на рабочих местах создают реальные предпосылки для развития профессиональных заболеваний. В 2008 году впервые выявлены профессиональные заболевания у 59 человек. Уровень профессиональной заболеваемости (по сведениям областного центра профессиональной патологии) в 2008 году составил 0,9 на 10000 работающих, что в 1,6 выше уровня 2007 года и превысил уровень в 2005 году (0,85). За 9 месяцев 2009 года зарегистрировано 61 профессиональное заболевание. Рост показателей профессиональной заболеваемости является фактом, свидетельствующим об улучшении качества профилактических осмотров работников и повышении в процессе их проведения выявляемости признаков профессиональных заболеваний.
Улучшение выявляемости ранних признаков профессиональных заболеваний и проведение последующих реабилитационных мероприятий способствует в целом улучшению состояния здоровья работающего населения, поскольку предотвращает развитие профессиональных патологий, утраты профессиональной трудоспособности, кроме того, снижает непроизводительные издержки государства, связанные с последствиями производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В структуре первичной профессиональной заболеваемости преобладают заболевания от воздействия физических факторов (35,5%). Второе место занимают заболевания пылевой этиологии (21,9%), третье - заболевания от перенапряжения (21,5%). Самые распространенные нозологии - нейросенсорная тугоухость, хронические бронхиты, радикулопатии.
В 79% случаев впервые зарегистрированные больные утратили профессиональную трудоспособность. У 27% больных зарегистрировано по 2 заболевания, у 6% - по 3; 88% пострадавших являются работниками предприятий негосударственных форм собственности.
Помимо увеличения профессиональных рисков, связанных с наличием рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм и оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, физически и морально устаревшего, незначительно снижается в организациях области уровень нарушений государственных нормативных требований охраны труда, которые выявляют в ходе своей деятельности органы надзора и контроля. Так, в ходе проведенных в 2009 году проверок государственными инспекторами было выявлено 15372 (17206 - в 2008 году) нарушения трудовых прав работников в сфере охраны труда, в целях устранения которых работодателям выдано 1773 (1913 - в 2008 году) предписания.
Анализируя официальные статистические показатели, характеризующие состояние условий и охраны труда работающего населения области, следует принимать во внимание, что официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% хозяйствующих субъектов. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени причинно-следственные связи вредных факторов с повреждением здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е. так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев утраты здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов.
Рассмотренные выше показатели, характеризующие состояние условий и охраны труда работающего населения нашей области, отражают достаточно противоречивую картину и не всегда являются объективными.
Это следствие целого ряда нерешенных проблем обеспечения безопасности труда, которые, как правило, являются основными причинами травматизма и заболеваемости на производстве, на профилактику которых направлены основные мероприятия целевых программ по охране труда всех уровней.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Воронежской области, проводимый по данным органов госстатистики, государственной инспекции труда в Воронежской области, ГУ "Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - ГУ ВРО ФСС РФ), показывает, что основными причинами высокого уровня производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования;
2) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
3) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;
4) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
5) отсутствие действенного экономического механизма, побуждающего работодателей заниматься вопросами обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
6) отсутствие ведомственного и ослабление общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;