ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 апреля 2010 года N 215-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2017 ГОДОВ"


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов".

2. Назначить управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области государственным заказчиком-координатором долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" (далее - программа), назначить государственными заказчиками:

- департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области;

- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;

- департамент здравоохранения Воронежской области;

- управление по экологии и природопользованию Воронежской области;

- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.

3. Государственному заказчику-координатору программы в срок до 16 августа 2010 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области Неженца В.С.


Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ





Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 16.04.2010 N 215-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2011 - 2017 ГОДОВ"


      1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

Основополагающим условием повышения комфорта проживания и здоровья жителей Воронежской области является предоставление в полном объеме качественных услуг водоснабжения и водоотведения, а также эффективное и сбалансированное развитие водного сектора Воронежской области.

Понятие водного сектора включает систему источников водоснабжения, подготовки питьевой воды, ее транспортировки, систему технического водоснабжения, отведения городских сточных вод, их очистки и сброса очищенных сточных вод в водные объекты.

Главной целью долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода Воронежской области на период 2011 - 2017 годов" (далее - программа) является гарантированное обеспечение населения Воронежской области чистой питьевой водой в достаточном количестве по доступной цене, предоставление качественных услуг водоотведения, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни людей.

Чистая вода - это вода, соответствующая санитарным эпидемиологическим нормам.

В основу разработки Концепции положены результаты изучения существующего положения в водном секторе области, анализа качества предоставляемых жителям области услуг по водоснабжению и водоотведению, состояния нормативной правовой базы отрасли.

Программа разрабатывается на период 2011 - 2017 годов с учетом основных направлений проекта государственной программы "Чистая вода".

Программа направлена на создание отлаженной и гибкой системы управления водным сектором в интересах жителей Воронежской области.

Обеспечение населения Воронежской области чистой питьевой водой нормативного качества, безопасность водопользования и качественное водоотведение являются одним из главных приоритетов социальной политики правительства Воронежской области и лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья населения.

Повышение уровня загрязнения источников питьевого водоснабжения, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения жителей Воронежской области чистой питьевой водой. Кроме этого, возрастающие экологические требования и повышение требований к соблюдению действующих нормативов качества питьевой воды указывают на целесообразность разработки программы, предусматривающей мероприятия по улучшению состояния водного сектора.

Программа разрабатывается в соответствии с документами стратегического планирования Воронежской области, документами территориального планирования муниципальных образований Воронежской области и будет учитывать:

- приоритетные национальные проекты - "Здоровье" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

Реализация программы позволит:

- ликвидировать ветхие водопроводные и канализационные сети;

- ликвидировать дефицит питьевой воды;

- предоставить потребителям качественное водоснабжение и водоотведение;

- осуществить качественную очистку сточных вод;

- улучшить здоровье населения.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Масштабность проблем водоснабжения и водоотведения определяет необходимость разработки программы с использованием программно-целевого метода решения, комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач, а также мероприятий, обеспечивающих условия реализации программы.

Кроме этого, проблемы, решаемые программой:

- входят в число приоритетов социальной политики правительства Воронежской области;

- носят межотраслевой характер;

- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

- требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;

- требуют проведения единой политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования.

Их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей Воронежской области, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие Воронежской области.

Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомства или в рамках одного населенного пункта.

Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате достижение поставленной цели будет затруднено.

Применение программно-целевого метода должно обеспечить эффективное решение системных проблем в водном секторе Воронежской области за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода решения

Централизованное водоснабжение населения Воронежской области осуществляется из подземных водоносных горизонтов. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 10102,6 км. При этом протяженность ветхих водопроводных сетей составляет 3886,0 км. Физический износ водопроводных сетей составляет свыше 60%, средний процент утечек на водопроводных сетях - 25%.

Централизованным водоснабжением охвачено 61,8% населения области, в г. Воронеже - 95%. В то же время в ряде муниципальных районов области охват населения централизованными системами водоснабжения остается низким: Верхнехавский район - 14,4%, Грибановский район - 16,6%, Терновский район - 22,2%, Эртильский район - 17,9%.

В обеспечении населения области качественной питьевой водой имеется две основных проблемы - количество и качество.

Воронежская область испытывает дефицит в питьевой воде, который составляет 195 тыс. куб. м/сутки.

Анализ состояния питьевого водоснабжения в области свидетельствует о том, что качество питьевой воды и уровень ее потребления в городе Воронеже, южной и юго-восточной частях Воронежской области остается неудовлетворительным.

Прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод приводит к частичному или полному закрытию водозаборов.

В результате негативных природных процессов за последние 10 лет существенно ухудшилось качество воды в источниках водоснабжения города Воронежа и Воронежской области.

Приоритетными загрязнителями воды, подаваемой населению на территории области, являются железо, марганец. Данные вещества носят природный характер.

Например, содержание железа, превышающее предельно допустимую концентрацию (ПДК) более чем в 5 раз, определяется в питьевой воде на территории 17 районов Воронежской области и в г. Воронеже. Кроме этого, в 6 муниципальных районах - от 3 до 5 ПДК.

В Воронежской области имеются очаги техногенного загрязнения подземных вод. В результате этого в водопроводах населенных пунктов Лискинского, Острогожского, Репьевского, Хохольского районов отмечаются превышение допустимых уровней содержания в питьевой воде нитратов более чем в 5 раз.

В южных и восточных районах Воронежской области содержание хлоридов в питьевой воде превышает допустимые пределы в 3 - 5 раз.

Проблема обеспечения качественной питьевой водой в достаточном количестве особо остро стоит в городе Воронеже.

Из-за дефицита питьевой воды водоснабжение абонентов осуществляется с 6-00 до 12-00 часов и с 17-00 до 23-00 часов.

В остальное время ведется подбор воды в резервуары запаса воды на водозаборах и поддерживается давление в разводящих сетях.

Решить эту проблему без ввода дополнительных мощностей невозможно.

Общая протяженность канализационных сетей в области - 1881,58 км. Протяженность ветхих канализационных сетей составляет 858 км. Физический износ канализационных сетей составляет 63%.

В населенных пунктах Воронежской области эксплуатируются 268 объектов для очистки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, в том числе 52 - искусственной биологической очистки.

Их общая мощность составляет 1060,4. тыс. куб. м/сутки.

Необходимо отметить, что основное количество очистных сооружений работает неэффективно.

По итогам проведенной работы признано, что прогноз развития ситуации в водном секторе Воронежской области без использования программно-целевого метода предполагает низкие темпы модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие реформы управления, недостаточность средств и ресурсов для обеспечения устойчивого развития системы.

Без использования программно-целевого метода к 2018 году в водопроводно-канализационном секторе прогнозируется выявление следующих тенденций:

- средний износ оборудования и сетей достигнет 70%;

- не будет обеспечена гарантированная подача населению питьевой воды нормативного качества и в требуемых количествах;

- увеличится потребление энергетических ресурсов в результате увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям;

- ухудшится экологическое состояние источников питьевого водоснабжения и территории области;

- при отсутствии механизмов отбора и применения новейших технологий в водном секторе, отсутствии современной технической базы для производства современного оборудования и материалов не будет обеспечено техническое перевооружение и реконструкция отрасли, сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ;

- снизится инвестиционная привлекательность водного сектора;

- не улучшится качество жизни населения;

- ремонтные работы будут проводиться ситуационным способом, то есть по факту свершившейся аварии;

- повысится социальная напряженность.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Разработка и выполнение программных мероприятий в области обеспечения предоставления услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества могут быть выполнены по двум направлениям (вариантам).

При первом варианте определяются основные цели программы, которые будут направлены на решение всего комплекса проблем в водном секторе Воронежской области.

Принятие этого варианта предполагает обеспечение полного ухода от эксплуатации ветхих сетей (водопроводных и канализационных) и сооружений (скважин, водонапорных башен, очистных сооружений) за счет строительства новых объектов (сетей и сооружений) с использованием передовых технологий, которые максимально увеличат мощность объектов водопроводно-канализационного сектора, повысят качество предлагаемых услуг потребителям, а также снизят себестоимость данных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»