ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 мая 2010 года N 267-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

(в редакции распоряжения правительства Воронежской области от 08.06.2010 N 340-р)


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19 ноября 2009 года N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" и Законом Воронежской области от 12.05.2009 N 32-ОЗ "О государственной молодежной политике в Воронежской области", в целях реализации государственной молодежной политики в Воронежской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной областной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Воронежской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (2011 - 2015 годы)".

2. Определить департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) государственным заказчиком (координатором), управление физической культуры, спорта Воронежской области (Панюков) государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Воронежской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (2011 - 2015 годы)".

3. Государственному заказчику (координатору) в срок до 1 августа 2010 года обеспечить представление программы в правительство Воронежской области.

(п. 3 в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 08.06.2010 N 340-р)

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ

     




Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 06.05.2010 N 267-р



 КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


Концепция долгосрочной областной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Воронежской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (2011 - 2015 годы)" представляет собой цели, задачи, принципы, содержание, механизм организации, руководства, определения прогнозов и эффективности реализации основных направлений подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ, соответствующие современному социально-экономическому и политическому состоянию общества, в рамках определения программно-целевого подхода к социально-экономическому развитию Воронежской области.

Реализация целей стратегии социально-экономического развития Воронежской области предполагает комплекс мер, направленных на формирование полноценного члена гражданского общества, патриотически настроенного, активного, уверенного в справедливости действий власти и законов, незыблемости своих конституционных прав, защищающего интересы государства и уверенного. Данные меры отражены в настоящей Концепции долгосрочной областной целевой программы.

Сокращение военных кафедр, отмена отсрочек от призыва, сокращение сроков службы и переход армии к смешанному принципу комплектования расширяют число призывников. Контракт и годичный срок службы не устраняют неуставные взаимоотношения, от них страдают военнослужащие, физически и морально неготовые к военной службе.

В процессе подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах существуют следующие проблемы:

- в 2008 году в связи с переходом на годичный срок службы по призыву воинские части постоянной готовности столкнулись с проблемой комплектования призывниками, а также и по контракту;

- кадровая проблема становится главной причиной снижения боеспособности армии;

- общеобразовательная школа в системе добровольного дополнительного образования не предусматривает подготовку молодежи к военной службе, так же как и профессиональную подготовку по рабочим и смежным воинским специальностям;

- нет взаимодействия воинских формирований и молодежных организаций при подготовке и призыве граждан на военную службу;

- отсутствуют механизмы управления, финансирования и контроля допризывной подготовки граждан к военной службе;

- острый дефицит квалифицированных инструкторов и преподавателей, учебников, учебно-методических пособий.

Таблица N 1 <1>


 Отношение молодежи к службе в армии (в % от общего числа ответивших на вопрос)

 Отношение к службе в армии             

 В среднем     

 Воронежская

 область       

 Хотят служить в армии добровольно      

 23,1          

 12,6          

 Будут служить в армии (в соответствии с

 законом)                               

 26,7          

 13,4          

 Не будут служить                       

 29,2          

 26,9          

 Затруднились с ответом                 

 21,0          

 47,1          

     ________________

<1> Агапова Г.В. "Армия и молодежь: отношение молодежи Воронежской области к современной Российской армии. - Воронеж, ВГПУ. 2006.

Респонденты, которые признают свое стремление любыми путями избежать службы в армии, чаще других высказываются как за переход к профессиональной армии (74,5%), так и за введение альтернативной гражданской службы (25,5%). Данные по Воронежской области взяты в сравнении со средними показателями данных Ростовской, Самарской, Костромской и Владимирской областей.

Среди групп учащейся молодежи - потенциальных призывников - стремление служить в армии чаще всего высказывают учащиеся начального профессионального образования (33%), реже всего - студенты - 16%, школьники - 26,5%). В стремлении любыми путями избежать службы в армии наибольшую потенциальную активность готовы проявить школьники и студенты (30 - 32%), а наименьшую - учащиеся начального профессионального образования.

Молодые жители сельских поселений оказываются более законопослушными, чем молодежь областных центров. В то время как жители крупных городов (32%) намерены искать любую возможность, чтобы избежать призыва, в районах подобное намерение высказывают лишь 20% ответивших на вопрос.

Желание или нежелание служить имеет определенную связь с наличием или отсутствием у молодых людей патриотических чувств. Среди тех, кто считает себя патриотами России, доля желающих служить в армии в полтора раза больше, чем среди тех, кто не относит себя к патриотам (33% против 20%). Необходимо отметить, что даже среди молодых людей, называющих себя патриотами, половина (49%) не хотят служить в армии. К этому следует добавить, что молодежь не склонна обвинять своих сверстников, уклоняющихся от службы в армии, в отсутствии патриотизма.

Стремление избежать службы в Вооруженных Силах молодежь связывает в первую очередь с опасениями призывников стать жертвами неуставных взаимоотношений - 50%, с боязнью попасть в "горячую точку" - 31,3%.

Таблица N 2 <2>


      Причины уклонения от службы в армии (в % от общего числа ответивших на вопрос)

 Ответы респондентов о причинах уклонения        

 Количество

 респондентов

"Убеждения не позволяют брать в руки оружие"                 

 4,4          

"Не являюсь патриотом своей Родины"                          

 4,4          

"Боюсь физических нагрузок"                                  

 8,8          

"Страшит жесткая воинская дисциплина"                        

 12,1         

"Опасаюсь стать жертвой неуставных взаимоотношений"          

 50,0         

"Считаю, что годы службы будут просто потеряны"              

 22,0         

"Боюсь попасть в "горячую точку"                             

 31,3         

     ________________

<2> Агапова Г.В. "Армия и молодежь: отношение молодежи Воронежской области к современной Российской армии. - Воронеж, ВГПУ. 2006.

Все респонденты вне зависимости от возраста или своего отношения к армии на первое место среди наиболее привлекательных сторон армейской службы ставят возможность закалить характер - 54,3% (в среднем - 51%), на второе - возможность физически окрепнуть - 39,4% (в среднем - 41%). Многих армия привлекает тем, что обучает навыкам обращения с оружием.

1.1. Состояние допризывной подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации в Воронежской области. Организация учебного процесса


Начальные знания об обороне государства, основах военной службы учащиеся общеобразовательных учреждений Воронежской области приобретают в рамках обязательного школьного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (раздел "Основы военной службы") в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" и приказом Главного управления образования администрации Воронежской области от 06.04.2005 N 155 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования", а также региональной программой курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (для учащихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений Воронежской области), утвержденной приказом комитета по образованию Воронежской области от 17.08.2000 N 187.

Программа разработана с учетом региональных особенностей и предусматривает изучение основ военной службы в 10-х классах в объеме 40 часов за счет регионального компонента образования, в 11-х классах - 55 часов за счет регионального и школьного компонентов образования.

Это позволяет обеспечить выполнение обязательного минимума знаний образовательного стандарта, дает право учащимся избрать на выпускных экзаменах предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" как предмет по выбору.

Подготовка обучающихся по основам военной службы (в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности") также осуществляется в 33 учреждениях начального и 50 среднего профессионального образования:

- в группах на базе 9 классов с получением среднего образования по 70-часовой программе;

- в группах, реализующих подготовку по специальностям 2-й ступени квалификации без получения среднего образования, по 60-часовой программе.

Ежегодно в соответствии с региональной программой и в целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков, для подготовки учащихся юношей к военной службе проводятся учебные сборы и стрельбы из боевого ручного оружия с юношами 10-х классов общеобразовательных учреждений и учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования по 40-часовой программе. В учебных сборах и стрельбах из боевого оружия принимают участие 100% юношей допризывного возраста из числа допущенных по состоянию здоровья.

Ежегодно муниципальными органами управления образованием совместно с военными комиссариатами районов (городов) инициируется принятие соответствующих постановлений (распоряжений) органами местного самоуправления о порядке финансирования, организации транспортного обслуживания, питания, проживания участников учебных сборов учащихся. Так, главами местного самоуправления районов (городов) на организацию и проведение сборов из местных бюджетов в 2009 году выделено более 770 тыс. рублей. Существенная помощь в организации и проведении учебных сборов оказывается шефствующими воинскими частями ГУВД, ГИБДД, Роспотребнадзора, Главным управлением МЧС России по Воронежской области.

В области выпускники учреждений начального профессионального образования играют значительную роль в комплектовании войсковых частей призывниками. Учитывая важность проведения призывной кампании, обращения военкомата области к директорам учебных заведений, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области посчитал возможным сократить нормативные сроки обучения для призывников на 2 недели, т.е. до 15 июня, чтобы юноши могли быть призваны на военную службу в текущем году.

Из планового количества призывников Воронежской области выпускники учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования ежегодно составляют более 25%.

В соответствии с распоряжением администрации области от 21 октября 2008 года N 837-р "О мерах по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в 2008 - 2009 учебном году" в 6 учебных заведениях начального профессионального образования проводится подготовка военных водителей. Данные учебные заведения имеют лицензии, разрешение из ГИБДД на подготовку водителей, прошли процедуру государственной аттестации, обеспечены компьютерными классами за счет федеральной целевой программы информатизации образования, что позволяет использовать их в процессе обучения. Основной качественный показатель подготовки водителей - сдача экзаменов в ГИБДД с первого раза - составляет 89%.

Таблица N 3 <3>


      Служба молодежи в армии

 Категория молодежи       

Количество молодежи

данной категории в

Воронежской области

(чел.)              

 Доля молодежи данной

 категории по отношению к

общему количеству молодежи

 в Воронежской области (%)

Призывного возраста           

 70287        

 12,40%           

Отслужившая в армии           

 38714        

 6,80%           

Находящаяся на службе в армии

по призыву                    

 8226        

 1,50%           

Находящаяся на службе в

армии по контракту            

 7853        

 1,40%           

Не подлежащая призыву по

состоянию здоровья            

 9323        

 1,60%           

Имеющая отсрочку от армии в

связи с учебой                

 33487        

 5,90%           

     ________________

<3> Агапова Г.В. "Армия и молодежь: отношение молодежи Воронежской области к современной Российской армии". - Воронеж, ВГПУ. 2006.

1.2. Учебно-материальная база


Из 701 среднего общеобразовательного, начального и среднего профессионального учреждения кабинеты по курсу ОБЖ оформлены в 626 (89,3%), имеют тир или место, приспособленное для проведения стрельбы, - 586 (83,6%), спортивные городки - 684 (97,5%), элементы полосы препятствий - 635 (90,5%). В результате реализации губернаторской программы в школах области оборудовано более 800 спортивных площадок, установлено 358 футбольных ворот, 448 баскетбольных стоек, 355 волейбольных площадок, 268 хоккейных коробок, 836 брусьев разновысотных и параллельных, 373 турника, 97 силовых станций, 311 полос препятствий; освоено бюджетных средств - 15,8 млн. рублей. Для оснащения спортивных залов общеобразовательных учреждений приобретено 2169 единиц спортивного оборудования, освоено из консолидированного бюджета области и других источников более 45,5 млн. рублей. Для проведения занятий по основам военной службы в учреждениях начального и среднего профессионального образования также имеется необходимая учебно-материальная база: предметные кабинеты - 85 (100%), оборудованный тир или место, предназначенное для проведения стрельбы, - 85 (100%), спортивные городки - 85 (100%), элементы полосы препятствий - 85 (100%). В каждом образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования имеются спортивные залы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»