ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 июля 2010 года N 443-р

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы".

2. Назначить государственными заказчиками и разработчиками программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа):

- департамент здравоохранения Воронежской области;

- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.

- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.

3. Определить департамент здравоохранения Воронежской области государственным заказчиком-координатором Программы.

4. Государственному заказчику-координатору в срок до 20 августа 2010 года внести проект Программы для рассмотрения на заседание правительства Воронежской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.


Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
Ю.В.АГИБАЛОВ





Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 15.07.2010 N 443-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области

Высокий уровень незаконного наркопотребления, заболеваемости наркоманией, преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, смертности от наркомании является одним из важных факторов, влияющих на демографическую ситуацию, качество и уровень жизни населения, состояние трудовых ресурсов.

В ходе реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 - 2010 годы" удалось добиться конкретных положительных изменений наркоситуации в Воронежской области:

- проведение 550 целенаправленных скоординированных профилактических мероприятий среди детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет снизило потребление наркотических и одурманивающих веществ, что отражает показатель снижения выявления незаконного наркопотребления в данной возрастной группе. В 2009 году профилактическими антинаркотическими мероприятиями было охвачено 45,0 - 50,0% детей и молодежи;

- расширение диагностических возможностей наркологической службы позволило увеличить выявляемость незаконного наркопотребления на 5,0 - 7,0% ежегодно за счет расширения объемов химико-токсикологических исследований. В 2009 году учтено 10956 незаконных потребителей наркотиков и других одурманивающих веществ в результате координации усилий управления наркоконтроля по Воронежской области и наркологической службы департамента здравоохранения. Коэффициент латентности наркопотребления по экспертным оценкам удалось снизить с 7,0 - 8,0 в 2005 году до 6,0 - 6,2 в 2009 году;

- создание первой очереди реабилитационного этапа терапии наркотической зависимости - 5 коек при областном наркологическом диспансере позволило организовать оказание данного вида помощи в 2007 - 2009 годах 92 больным наркоманией и добиться эффективности реабилитации в 23,0 - 25,0% (показатель по РФ - 18,0 - 20,0%). Доля больных наркоманией и наркопотребителей, прошедших лечение и реабилитацию с ремиссией более одного года в 2009 году, составила 9,1% (в 2005 году - 7,2%);

- степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости 1 дозы наркотика растительного происхождения) в 2009 году снизилась и составила 4,2 единицы (2005 год - 5,14 единицы);

- количество наркотиков, изъятых из незаконного оборота правоохранительными органами в 2007 - 2008 годах, составило 12,0 - 15,0% от количественной ежегодной оценки незаконного оборота наркотических средств;

- снижение масштабов незаконного потребления наркотиков на 10,0 - 13,0% (до уровня 60 - 61 тыс. человек) от уровня 2005 года (70 тыс. человек).

Целью преследуемой при разработке долгосрочной областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы" планируется обозначить: снижение уровня заболеваемости (числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом) населения синдромом зависимости от наркотиков (наркоманией) на 10%.

Программа будет разработана в соответствии с проектом федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011 - 2015 годы", приоритетными задачами социально-экономического развития Воронежской области и направлена на:

- улучшение демографических, социальных и экономических показателей;

- повышение уровня здоровья населения области;

- снижение роста зарегистрированной преступности в сфере оборота наркотических веществ;

- внедрение прогрессивных научно-технических достижений в деятельность органов здравоохранения, просвещения, правоохранительных органов (УФСКН, УФСИН) и повышение на этой основе результатов работы государственных структур;

- создание современной материально-технической базы для диагностики и реабилитации наркологических больных.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Решение проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту требует планомерных, целенаправленных, скоординированных и долгосрочных усилий государственных структур для создания комплексной системы мер снижения роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, совершенствования межведомственного взаимодействия в области профилактики.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезных финансовых затрат и в то же время экономичного и эффективного их использования для достижения конечных результатов, что возможно только при полном взаимодействии всех исполнителей Программы.

При решении проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту проблемно-целевым методом необходимо учитывать, что сложившееся положение явилось следствием:

- недооценки тяжести последствий употребления молодежью наркотических средств и психотропных веществ;

- недостатков во взаимодействии правоохранительных органов, сотрудников органов здравоохранения, педагогических коллективов и органов социальной сферы;

- несовершенной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту;

- недостаточных объемов оказания стационарной наркологической помощи населению, оказанию такой помощи только по неотложным показаниям и неоказанию плановой наркологической помощи женщинам и детям в силу отсутствия современной материально-технической базы;

- отсутствия совершенной системы реабилитационной работы и социальной адаптации больных наркоманией;

- углубляющегося правового нигилизма населения, внедрения в массовое сознание стереотипов противоправного поведения, неверия в способность правоохранительных органов защитить интересы личности, общества и государства, оградить от вовлечения в наркозависимость;

- либеральной позиции государства в области незаконного оборота наркотиков.

В то же время в Воронежской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность, контроля за легальным оборотом наркотиков и оказания больным наркоманией высокоспециализированной медицинской помощи. Правоохранительные органы приобрели опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Управлением Федеральной службы наркоконтроля по Воронежской в 2007 - 2009 годах приобретен автотранспорт, лабораторное оборудование для экспертной службы и межрайонных отделов, оборудование специального назначения, компьютерная техника на сумму 8 млн. 650 тысяч рублей.

В 2009 году УФСКН России по Воронежской области всего зарегистрировано 884 преступления (+ 4,5% к аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ), выявлено и пресечено 612 тяжких и особо тяжких преступлений (+ 8,51 к АППГ), связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Активная деятельность УФСКН по выявлению и изъятию из незаконного оборота значительного количества наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ способствует сокращению объемов их реализации и потребления, существенно ограничивает их доступность.

Всего в 2007 - 2009 годах из незаконного оборота изъято 884 кг наркотических средств, в том числе 3,8 кг героина, что составляет 12,0 - 15,0% объема незаконного наркооборота.

ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 - 2010 годы" содействовала оптимизации затрат на проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к наркобизнесу, документирование их противоправной деятельности и привлечению к уголовной ответственности.

Ведущими специалистами ГУЗ "Воронежский областной наркологический диспансер" постоянно внедряются новые методики лечения и реабилитации больных наркоманиями, дающие положительные результаты.

Взаимодействие специалистов и подразделений наркологической службы с общественными и некоммерческими организациями "Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями обеспечило повышение эффективности работы по профилактике наркомании и социальной реабилитации лиц, употребляющих наркотики, в состоянии ремиссии более 1 года находятся 9% больных наркоманией и потребителей наркотиков с вредными для здоровья последствиями (на начало реализации программы - 2006 год этот показатель составлял 7,2%) и снижение коэффициента латентности наркопотребления с 8,0 в 2006 году до 6,2 в 2010 году.

Латентность наркомании в период действия программы снижена на 9,0 - 10,0%.

Совместно с работниками департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области проводится значительная работа по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркозависимости, ежегодно до 50 - 70% учащихся участвуют в пропагандистских массовых антинаркотических мероприятиях и психологических тренингах. Это позволило в период действия программы на 50% снизить заболеваемость детской наркоманией.

Координация профилактической антинаркотической деятельности всех заинтересованных структур дала положительные результаты, особенно в детско-молодежной возрастной группе. Ежегодно происходит снижение выявления детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, допускающих незаконное употребление наркотиков, на 5,0 - 7,0%.

Таким образом, использование программно-целевого метода в решении проблемы комплексного противодействия злоупотреблению наркотиками позволяет обеспечить координацию усилий заинтересованных государственных структур и минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленной цели. Это будет обеспечено функциональным закреплением за участвующими в исполнении Программы органами государственной власти конкретных направлений деятельности по профилактике и противодействию незаконного употребления наркотиков, диагностике и реабилитации, в том числе и социальной реабилитации больных наркоманией.

Сотрудничество по профилактике и реабилитации с общественными организациями ("Матери против наркотиков", "Анонимные наркоманы", АНО "Центр АНТИ/СПИД", волонтерскими организациями) будет продолжено, что позволит увеличить результативность программных мероприятий.

Департамент здравоохранения Воронежской области, реализуя предлагаемое мероприятие, во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти обеспечит:

- потребности учреждений здравоохранения, просвещения и правоохранительных структур в доказательной диагностике незаконного употребления наркотиков, что позволит повысить выявляемость наркопотребителей и, соответственно, снизить латентность наркопотребления;

- мониторирование в режиме текущего времени наркоситуации в области;

- профилактику наркомании среди населения и социально незащищенных групп, практикующих незаконное употребление наркотиков и других психоактивных веществ;

- завершение реконструкции реабилитационного отделения областного наркологического диспансера мощностью 25 коек, что позволит обеспечить текущие потребности в реабилитации больных наркоманией и обеспечить выполнение поручений Правительства Российской Федерации, предусмотренных протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 08.09.2009 в части развития и совершенствования материально-технической базы.

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области, реализуя предлагаемые мероприятия, во взаимодействии с департаментом здравоохранения Воронежской области, департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управлением физической культуры и спорта Воронежской области и другими органами государственной и муниципальной власти обеспечит:

- противодействие незаконному обороту наркотиков путем уменьшения площадей природно-сырьевой базы, используемой для незаконного производства наркотиков, содействия контролю за незаконным распространением наркотиков;

- организацию и проведение антинаркотических массовых, в том числе спортивных, мероприятий среди школьников и учащейся молодежи, специализированных профилактических антинаркотических лагерей отдыха для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- подготовку, разработку и размещение в электронных средствах массовой информации антинаркотической рекламы, распространение учебной, методической литературы, иллюстрированных печатных изданий, направленных на профилактику употребления наркотиков.

Департамент образования, науки и молодежной политики области, реализуя предполагаемые мероприятия, во взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти обеспечит:

- мониторирование уровня наркотизации и факторов риска в образовательных учреждениях и детско-подростковой среде;

- проведение тренингов и семинаров для педагогов с использованием информационных систем и компьютерных технологий;

- повышение уровня профессиональной компетенции специалистов системы образования в области профилактической работы путем подготовки и издания серий методических пособий "Антинаркотическая профилактическая работа в образовательных учреждениях";

- проведение ежегодных массовых акций в муниципальных образованиях "Будущее без наркотиков" с привлечением специалистов наркологов и сотрудников правоохранительных органов;

- оснащение ОГУ "Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков в Воронежской области" компьютерным программным обеспечением, оборудование сенсорной комнаты для проведения индивидуальной работы с детьми и подростками группы риска.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, реализуя предполагаемые мероприятия, во взаимодействии с государственными и муниципальными органами власти обеспечит контрольные и профилактические меры среди контингента мест лишения свободы по диагностике и лечению незаконных потребителей наркотических и психотропных веществ, а также контролю личного состава.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Факторами, способствующими сохранению высокого уровня злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту, являются:

- расположение области в центре Европейской части России и протяженность ее границ. Она граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями, а также с Луганской областью Республики Украина (протяженность российско-украинской границы составляет 97 км);

- незаконная миграция, которая остается важным элементом, оказывающим негативное влияние на социально-политическую, экономическую и криминальную обстановку в регионе. Мигранты, объединившись в этнические и интернациональные организованные группы, как правило, занимают доминирующее положение в сфере наркобизнеса, контрабанды товаров, организации каналов транснациональной незаконной миграции и совершают иные преступления общеуголовной направленности. Общее количество нелегальных мигрантов на территории области превышает 25000 человек, включая 200 - 250 мигрантов из стран дальнего зарубежья. Необходимо отметить, что их реальная численность существенно превышает приведенные официальные цифры;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»