РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 августа 2010 года N 479-р
О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на 2011 - 2015 годы".
2. Определить управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области государственным заказчиком-координатором долгосрочной областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на 2011 - 2015 годы" (далее - программа), департамент архитектуры и строительной политики - государственным заказчиком программы.
3. Государственному заказчику-координатору программы в срок до 1 сентября 2010 года внести проект программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области Куприна С.Н.
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Воронежской области.
Настоящая Концепция долгосрочной областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Концепция) разработана по результатам аналитического исследования практики реформирования жилищно-коммунального комплекса Воронежской области, сопоставления этой практики с декларируемыми целями и задачами реформирования на уровне Российской Федерации, сравнительного анализа хода реформ в различных муниципальных образованиях Воронежской области, выявления причин успехов и неудач, разработки на основе полученных аналитических выводов предложений по повышению эффективности проводимых реформ на региональном и муниципальном уровнях.
Реализация Концепции включает комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его достаточного финансирования.
Концепция предусматривает разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
Для достижения намеченной цели необходимо поставить систему экономических и технологических мероприятий на прочную базу в виде новейших энергосберегающих технологий и соответствующей техники.
Одним из важнейших элементов оценки эффективности работы любой технической системы является учет потребляемых ресурсов. Это особенно важно для такой сложной и ответственной отрасли, как ЖКХ. Постоянно действующей комплексной системы контроля и анализа эффективности эксплуатации оборудования на объектах ЖКХ и социальной сферы в Воронежской области до настоящего времени не создано. Это сдерживает внедрение новейших научно-технических разработок в области энергосбережения.
Сегодня имеется необходимость в создании стационарной системы мониторинга энергосбережения в ЖКХ при эксплуатации действующего и устанавливаемого нового оборудования, позволяющей получать оперативную информацию по оценке эффективности внедряемых энергосберегающих мероприятий. Эта система должна включать научное, приборное, программное, методическое и кадровое сопровождение.
Кроме этого, в сложившейся ситуации износ оборудования составляет более 60%, количество аварий возросло за 10 лет более чем в 10 раз, потери тепловой энергии составляют до 20%, а срок службы теплотрасс по этой причине в 5 - 6 раз ниже нормативной, тепловая изоляция на трубопроводах нарушена или полностью отсутствует. В ряде районов области: Грибановском, Верхнехавском, Панинском, Терновском, Таловском и в некоторых других при подземной прокладке в непроходных каналах тепловые сети постоянно залиты грунтовыми водами. Тепловая изоляция не отвечает современным требованиям, имеет высокий коэффициент теплопроводности. Потери тепла в таких сложных условиях эксплуатации составляют от 20 до 35%. Для решения этой проблемы необходимо выполнить реконструкцию тепловых сетей с надземной прокладкой и применением качественной тепловой изоляции. Общая протяженность ветхих муниципальных коммунальных тепловых сетей составляет в 2-трубном исчислении 700 км. В среднем ежегодно необходимо производить замену в количестве 140 км муниципальных тепловых сетей.
Другой проблемой является отсутствие достоверных данных о полученных энергоресурсах и их качестве. Для снижения утечек и перехода на оплату за фактически потребленные энергоресурсы необходима установка приборов учета тепла на объектах социальной сферы.
В целях снижения затрат на производство энергоресурсов и увеличение продолжительности эксплуатации оборудования необходимо внедрение энергосберегающего оборудования на объектах ЖКХ, в частности асинхронных частотно-регулируемых электроприводов.
Выполнение поставленных задач обеспечит надежное и бесперебойное снабжение потребителей тепловой энергией.
Жилищный фонд, находящийся на территории Воронежской области, составляет около 30% всего недвижимого имущества, находящегося на территории Воронежской области, и насчитывает 58152,5 млн. кв. м общей площади.
В собственности граждан находится 90,6% жилищного фонда.
Государственный и муниципальный жилищный фонд составляет 9,3%. Обеспеченность жильем граждан на кв. м общей площади жилья в сельских поселениях выше, чем в городских (27,6 кв. м на человека в сельских поселениях, 22,6 кв. м - в городских поселениях).
В составе жилищного фонда, находящегося на территории Воронежской области, значительную долю занимают дома, построенные индустриальным способом в 1960 - 1970 годы, степень износа их достаточно высока:
- степень износа от 0% до 30% - 38% от общей площади жилых зданий;
- степень износа от 31% до 65% - 60% от общей площади жилых зданий;
- свыше 65% - 2% от общей площади жилых зданий.
Многолетнее недофинансирование мероприятий по ремонту жилья на территории Воронежской области привело к его повышенному износу, ресурсной неэффективности и высокой аварийности.
В области на начало 2009 года общая площадь аварийного и ветхого жилищного фонда составляет 629,4 тыс. кв. м общей площади жилья, в котором проживает 26,5 тыс. человек, из них ветхого - 482,1 тыс. кв. м, аварийного - 147,3 тыс. кв. м, в котором проживает 8,6 тыс. человек. Причем в аварийном и ветхом жилищном фонде в основном проживают малоимущие граждане с доходами ниже прожиточного минимума. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда Воронежской области на начало 2009 года составляла 1,1%. Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляют малоэтажное (до трех этажей) жилье, расположенное на территории городского округа город Воронеж. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью относятся многоэтажные жилые дома.
Ветхий и аварийный жилищный фонд угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик населенных пунктов, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность муниципальных образований Воронежской области.
Большинство граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не в состоянии самостоятельно приобрести жилье удовлетворительного качества. Кроме того, органы местного самоуправления не в состоянии самостоятельно без государственной поддержки решить эту проблему.
Основной целью решения данного вопроса является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
- переселение граждан в жилищный фонд, соответствующий установленным санитарным и техническим требованиям;
- оптимизация развития территорий, занятых жилищным фондом, признанным в установленном порядке аварийным.
Принятие мероприятий по содействию переселения граждан из аварийного жилищного фонда является комплексной программой реализации конституционных прав граждан на жилище.
Масштабность проблемы определяет необходимость разработки программы с использованием программно-целевого решения комплекса организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации программы, поскольку они:
- входят в число приоритетов социальной политики правительства Воронежской области;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
- требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
- требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;
- носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие жителей Воронежской области, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие Воронежской области.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 102-р утверждена концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы", в рамках которой предусмотрены мероприятия, обеспечивающие доступность получения гражданами коммунальных услуг, а также повышение их качества.
Необходимо отметить, что использование программно-целевого метода обеспечивает получение наиболее полной и постоянно актуализируемой информации о состоянии инженерных сетей, оборудования и сооружений. Данное обстоятельство обеспечивает уход от ситуационного метода ремонта оборудования и сетей и переход к планово-предупредительному ремонту. Рассматриваемый фактор позволяет наиболее эффективно использовать денежные средства, снизить до минимальных значений потери тепловой энергии, уменьшить износ оборудования и сетей. Вышеуказанные обстоятельства указывают на целесообразность и правильность применения программно-целевого метода.
Вопрос переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда рассматривается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принятый Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусматривает переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2007 года.
Граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, признанном таковым позднее, могут переселяться по другой программе, необходимость которой обосновывается данной концепцией.
Вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда входят в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 и распоряжения администрации Воронежской области от 01.07.2008 N 554-р "О показателях для эффективности деятельности органов исполнительной власти Воронежской области и администрации Воронежской области на 2008, 2009 и 2010 годы".
На уровне Правительства Российской Федерации действует федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", предусматривающая реализацию мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70%).
Органы местного самоуправления без оказания помощи в переселении граждан самостоятельно решить проблему ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда не в состоянии. С учетом важности поставленных вопросов, связанных с ликвидацией аварийного и ветхого жилищного фонда, наличие мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в программе обязательно.
В случае отказа от использования программно-целевого метода при решении проблемных вопросов развитие ЖКХ пойдет по инерционному сценарию развития.
Инерционный сценарий развития отрасли предполагает:
- низкие темпы модернизации тепловых сетей, что отрицательно скажется на теплоснабжении потребителей;
- увеличение объемов потерь тепловой энергии, что пропорционально повысит тарифы на тепловую энергию;
- низкое качество теплоснабжения объектов социальной сферы и жилищного фонда Воронежской области;
- увеличение износа оборудования на объектах ЖКХ, что снизит качество услуг и увеличит их себестоимость;
- хаотичное и ситуационное выделение средств на ремонт и модернизацию объектов ЖКХ;
- повышение затрат на производство и поставку потребителю энергоресурсов.
При таком варианте решения проблемы невозможно осуществить качественное предоставление услуг.
Инерционный способ переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда предполагает:
- увеличение количества аварийных домов;
- ухудшение качества проживания населения;
- низкие темпы ликвидации аварийного и ветхого жилья, а в большинстве муниципальных образований области из-за отсутствия средств такой жилищный фонд вообще не будет ликвидироваться, что повлечет в первую очередь увеличение объемов роста аварийного и ветхого жилья, повышение социальной напряженности в обществе, и впоследствии возможность социального взрыва.
Разработка и выполнение программных мероприятий в области, направленных на обеспечение предоставления услуг теплоснабжения надлежащего качества, могут быть выполнены по двум направлениям (вариантам).
При первом варианте определяются основные цели программы по решению всего комплекса проблем учета и транспортировки тепловой энергии в Воронежской области.
Принятие этого варианта предполагает обеспечение полного ухода от эксплуатации ветхих тепловых сетей и введение в эксплуатацию новых тепловых сетей с использованием передовых энергосберегающих технологий, оснащение приборами учета тепла объектов социальной сферы и внедрение асинхронных частотно-регулируемых электроприводов на всей территории Воронежской области.
В конечном итоге комплексное решение проблемы создает комфортные условия для проживания граждан и предоставления им качественных жилищно-коммунальных услуг.