РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 августа 2011 года N 546-р
О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛЕСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 - 2016 ГОДЫ)"
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Леса Воронежской области (2012 - 2016 годы)".
2. Определить управление лесного хозяйства Воронежской области (Самойлов) государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Леса Воронежской области (2012 - 2016 годы)" (далее - программа).
3. Государственному заказчику в срок до 1 сентября 2011 года представить программу на рассмотрение в правительство Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Спивакова А.А.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛЕСА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (2012 - 2016 ГОДЫ)"
Проблема обеспечения сохранности лесов Воронежской области носит характер первостепенной важности. Современное состояние окружающей среды Воронежской области характеризуется нарастающим напряжением в промышленном секторе, выражающимся в существенном увеличении количества источников загрязнения воздуха, износе основных фондов и слабой модернизации производственных процессов. Все отчетливей заметны элементы глобального изменения климата, связанного с накоплением в атмосфере парниковых газов, увеличением среднегодовых температурных показателей при одновременном уменьшении количества осадков в летний период.
Роль и значение лесов заключаются в противостоянии указанным негативным процессам, поскольку лесные насаждения способствуют аккумуляции углеродных соединений из воздуха, выделяют кислород, смягчают климат и тем самым создают благоприятные условия проживания населения. Велика роль леса и в накоплении влаги, сохранности водоемов, предупреждении противоэрозионных процессов, повышении урожайности сельскохозяйственных культур.
Лесные пожары, самовольные рубки, незаконный захват лесных участков, вспышки болезней и вредителей леса, захламление лесов бытовым и строительным мусором оказывают очень существенное влияние на состояние лесов и в конечном итоге на качество жизни и здоровья населения Воронежской области.
Лесные пожары за период 2008 - 2010 годов
┌═════════════════════════════════┬════════════┬═════════════┬═════════════‰
│Воронежская область (лесной фонд)│ 2008 год │ 2009 год │ 2010 год │
├═════════════════════════════════┼════════════┼═════════════┼═════════════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├═════════════════════════════════┼════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Количество лесных пожаров, шт. │ 1408 │ 1333 │ 817 │
├═════════════════════════════════┼════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Площадь, пройденная огнем, га, │ 1530 │ 1241 │ 18175 │
│в т.ч. верховым пожаром │ 311 │ 356 │ 11104 │
├═════════════════════════════════┼════════════┼═════════════┼═════════════┤
│Сумма прямого ущерба, тыс. рублей│ 31742 │ 11146 │ 370000 │
└═════════════════════════════════┴════════════┴═════════════┴═════════════…
Несмотря на сложность социально-экономического развития, в Воронежской области уделяется серьезное внимание вопросам охраны и защиты лесов.
В 2009 году управлением лесного хозяйства Воронежской области впервые разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Охрана и защита лесов Воронежской области на 2010 - 2012 годы" (далее - ВЦП). В 2010 году за счет ВЦП выполнены следующие мероприятия по охране и защите лесов:
1. Тушение лесных пожаров на площади 1254,2 га. Затраты на проведение - 3000 тыс. рублей.
2. Локализация и ликвидация очагов соснового шелкопряда на землях бывших СХА "Авангард" и СХА "Дон" на территории Донского лесничества на площади 150 га. Затраты на проведение - 46,346 тыс. рублей (приказ управления лесного хозяйства области от 23.04.2010 N 76).
3. Лесопатологические обследования лесов, поврежденных пожарами 2010 года на площади 3932 га. Затраты на проведение - 199,998 тыс. рублей (приказ управления лесного хозяйства области от 09.09.2010 N 171).
4. Утилизация непригодных пестицидов на специализированном полигоне в объеме 10,8 т. Затраты на проведение - 219,000 тыс. рублей (приказ управления лесного хозяйства области от 13.10.2010 N 193).
5. Очистка леса от захламления и загрязнения в лесном фонде Сомовского и Новоусманского лесничеств, в том числе:
- ручная очистка от захламления бытовым мусором на площади 196 га. Затраты на проведение - 114,000 тыс. рублей;
- уборка несанкционированных свалок механизированным способом 590 кв. м. Затраты на проведение - 45,000 тыс. рублей (приказ управления лесного хозяйства области от 12.11.2010 N 213).
6. Уборка захламленности (расчистка гарей) на территории филиала ОГУ "Лесная охрана" Теллермановского лесничества на площади 5,5 га. Затраты на проведение - 99,000 тыс. рублей (приказ управления лесного хозяйства области от 03.12.2010 N 229).
Выполненные в 2010 году мероприятия позволили снизить значение показателя эффективности деятельности управления лесного хозяйства Воронежской области "Отношение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней, к средней величине, установленной лесным планом (493 га)" с 40% по плану до 17,6%.
Сложившиеся погодные условия последних лет, характеризующиеся длительными засухами и высокой температурой в весенний и летний сезоны, не только вызывают чрезвычайную пожарную ситуацию в лесах области, но и провоцируют вспышки массового размножения насекомых - вредителей леса, повреждения которых также могут привести к гибели насаждений.
Своевременное обнаружение очагов массового размножения вредных организмов и организация их локализации и ликвидации позволят сократить процент гибели лесов Воронежской области.
Чрезвычайная ситуация, связанная с лесными пожарами 2010 года, выявила ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для обеспечения сохранности лесов:
1. Организация специализированного учреждения, выполняющего функции по охране лесов от пожаров.
2. Дооснащение существующих лесопожарных формирований новой мощной пожарной техникой, имеющей достаточную емкость цистерн, способной осуществлять тушение крупных лесных пожаров и выполнять межрайонное маневрирование.
3. Создание дополнительного количества пожарно-химических станций в количестве 6 объектов.
4. Организация посменной работы лесопожарных команд и круглосуточного дежурства диспетчерских служб лесничеств.
В целях ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года и их профилактики разработан план мероприятий (далее - план), который был рассмотрен и утвержден на заседании совета при губернаторе Воронежской области по вопросам лесных отношений (решение от 20 октября 2010 года N 3).
В соответствии с данным планом намечены к выполнению вышеперечисленные противопожарные мероприятия, а также проведение расчистки гарей за три года и лесовосстановительные работы в течение пяти лет.
Пунктом 2.2 решения совета при губернаторе Воронежской области по вопросам лесных отношений предусмотрена подготовка в установленном порядке концепции долгосрочной областной целевой программы "Леса Воронежской области (2012 - 2016 годы)" с учетом утвержденного плана.
Эффективное обеспечение сохранности лесов Воронежской области выражается в надлежащей организации противопожарных мероприятий, оперативном тушении лесных пожаров и своевременном выполнении комплекса лесозащитных мероприятий.
Реализация мероприятий данной программы позволит обеспечить урегулирование вопросов в сфере охраны и защиты лесов области, повысить стабилизацию экологической ситуации:
- наличие достаточного количества пожарной и лесопатрульной техники позволит обеспечить оперативное реагирование по фактам возникающих лесных пожаров, сократить время локализации и, как следствие, снизить площадь лесного пожара;
- укомплектование необходимой численностью пожарных формирований и инспекторского состава создаст условия по организации работы в посменном режиме и позволит обеспечить качественное выполнение работ по тушению лесных пожаров и не допустить значительного повреждения лесов;
- создание дополнительной сети пожарно-химических станций (далее - ПХС) позволит максимально приблизить объекты дислокации пожарных формирований к потенциально опасным участкам лесных насаждений, обеспечить сокращение времени на подъезд к местам пожара, локализовать их на самой ранней стадии развития. Решение этого вопроса позволит существенно повысить мобильность и оперативность реагирования;
- дооснащение существующих ПХС мощной современной техникой (планируется за счет средств федеральных субсидий), обеспечение капитального и текущего ремонта существующих зданий и технических помещений ПХС, оснащение их минимальным перечнем оборудования и инструментом, позволяющим осуществить текущий, профилактический ремонт пожарной техники;
- ликвидация последствий лесных пожаров 2010 года в утвержденные решением совета по лесным отношениям при губернаторе Воронежской области сроки многократно увеличивает ежегодные объемы санитарно-оздоровительных мероприятий и воспроизводства лесов. В связи с этим их выполнение возможно при условии целевого финансирования;
- плановые и внеплановые мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах Воронежской области проводятся за счет целевых средств федерального и областного бюджетов.
Таким образом, решение вышеперечисленных проблем в целях обеспечения сохранности и приумножения лесных ресурсов области возможно только на базе применения программных механизмов.
Без использования программно-целевого метода в разрешении перечисленных выше проблемных ситуаций прогнозируется следующее развитие событий:
1. Износ пожарной техники ведет к повышенным затратам на ее ремонт, а в момент тушения пожаров - угрозе поломок. Могут возрастать случаи выхода из строя автомобилей на пути следования к месту пожара. В результате даже небольшой лесной пожар может перерасти в крупный верховой, который создаст угрозу здоровью и жизни населения, а также объектам инфраструктуры.
Возможность поломки пожарного автомобиля в момент тушения лесного пожара очень опасна для пожарной команды, поскольку велика вероятность оказаться в кольце огня и погибнуть.
Процент лесных пожаров, ликвидированных за первые сутки с момента обнаружения, будет снижен, тем самым увеличатся площади, пройденные огнем, повысится задымленность прилегающих городов.
2. Отсутствие необходимого количества временных работников ПХС будет препятствовать организации круглосуточных дежурств и посменной работе по тушению лесных пожаров, что в конечном итоге приведет к невозможности оперативного реагирования на загорания и эффективного тушения лесных пожаров.
3. Отсутствие оснащения существующих помещений ПХС заставляет ежегодно заключать договора на выполнение ремонта автомобильной техники и тракторов. Укомплектование мастерских необходимым перечнем станков и инструментов позволит оперативно и самостоятельно выполнять ремонтные работы, максимально сократив простои пожарной техники. Кроме того, возможность производить ремонтные работы обеспечит более полную занятость имеющихся сотрудников вне пожароопасного периода.
4. Отсутствие целевого финансирования мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года приведет к увеличению сроков расчистки гарей с запланированных 3 лет до 17 лет, а также вспышкам массового размножения стволовых вредителей, повреждающих древесину и снижающих товарное качество.
5. Погодные условия последних лет, характеризующиеся высокими температурами в весенний и летний периоды и продолжительной засухой, могут спровоцировать вспышки массового размножения опасных хвое- и листогрызущих вредителей. Для предотвращения массовой гибели лесов от повреждения вредителями необходимо проведение своевременных мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.
6. Наметившаяся тенденция уменьшения площади лесов негативным образом отражается на стабильном ведении сельского хозяйства, ведет к ухудшению климатических показателей, угрозе развития эрозионных почвенных процессов, угрозе здоровью и жизни населения, проживающего в регионе.
При решении проблемы обеспечения сохранности лесов Воронежской области и ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года возможны два варианта финансирования:
Вариант 1. Решение обеспечивается посредством выполнения плановых мероприятий, организуемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации (управление лесного хозяйства Воронежской области), финансируемых за счет субвенций федерального бюджета и целевых средств федерального и областного бюджетов.
Вариант 2. Решение обеспечивается посредством выполнения мероприятий, реализуемых из расчета определенного ежегодного лимита бюджетных средств федеральных субвенций и средств областного бюджета, в которых не предусмотрено выделение средств на закупку техники, доукомплектование необходимой численностью работников, проведение внеплановых мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года, внеплановой локализации и ликвидации очагов вредителей и болезней.
Первый вариант предусматривает выполнение всех программных мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года и финансирование программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации программы к концу 2016 года. Основные целевые индикаторы и показатели реализации программы при первом варианте финансирования приведены в таблице 2.
Второй вариант организации охраны и защиты лесов Воронежской области в рамках имеющегося объема финансирования не предусматривает реализацию мероприятий по развитию лесопожарной службы области, формированию необходимой численности лесной охраны, ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года.
При отсутствии целевого финансирования на содержание лесопожарных центров с укомплектованным штатом сотрудников невозможно обеспечить сохранность лесов в условиях чрезвычайной пожарной опасности. Отсутствие эффективной охраны лесов от пожаров сводит к нулю работы по защите и воспроизводству лесов, уходу за лесом.
При ухудшении погодных условий, связанных с возникновением длительных засух, вероятность повторения ситуации с лесными пожарами 2010 года неизбежна. Продолжится износ пожарной техники и возрастающая нагрузка на ограниченное число имеющихся работников, которые в определенный момент не смогут выполнить поставленные задачи. При этом затраты на ликвидацию последствий лесных пожаров, а также ущерб от гибели леса будут как минимум на два порядка выше, чем на выполнение всего комплекса предупредительных мероприятий.
При использовании второго варианта финансирования невозможно достижение основных плановых показателей эффективности деятельности управления лесного хозяйства Воронежской области, таких, как: оперативность реагирования на лесные пожары (отношение числа пожаров, ликвидированных в первые двое суток, к количеству возникших пожаров); соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда; отношение площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней, к средней величине, установленной Лесным планом Воронежской области (493,0 га).
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является вариант решения проблемы, предусматривающий целевое финансирование из средств областного и федерального бюджетов.
Таким образом, безальтернативным решением проблемы сохранности лесов является первый вариант реализации предложенной программы.