Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ


1.1.3. Роль социальной политики Российской Федерации в повышении качества жизни населения


Социальная политика - одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Целью социальной политики является улучшение условий и качества жизни населения страны посредством обеспечения материальных и культурных потребностей и регулирования процессов социальной дифференциации.

Объектом воздействия социальной политики является все население (особенно социально уязвимые слои населения). К социально уязвимым относятся лица, лишенные возможности самостоятельно улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования: семьи с низким денежным доходом на члена семьи, семьи, потерявшие кормильца, родители, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, пенсионеры, студенты, живущие на стипендию, безработные, пострадавшие от стихийных бедствий, политических конфликтов, незаконного преследования и др.

Механизм реализации социальной политики в Российской Федерации определяется спецификой переходного периода и включает элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма. Роль социальной страховки для всех членов общества выполняет определенный круг благ, которые предоставляются как государственная гарантия. Такие гарантии (прежде всего минимальная заработная плата и пенсия, охрана здоровья, образование и т.п.) призваны обеспечить минимальные условия жизнедеятельности всем членам общества, создать им равные стартовые возможности.

Следующим уровнем являются меры социальной поддержки. От государственных гарантий они отличаются заявительным принципом предоставления, участием людей в достижении поставленных целей за счет использования собственных ресурсов и возможностей. В государственной поддержке заинтересованы те группы населения, которым нужна опора для продвижения к более высокому уровню реализации (в основном будущий средний класс). Программы социальной поддержки призваны помочь тем, кто стремится преодолеть трудности, но не находит для этого необходимых сил и ресурсов.

Третий уровень системы представлен либеральными конструкциями, гарантирующими свободу реализации интересов тех, кто не нуждается ни в чем, кроме этой свободы и защиты ее от криминальных посягательств и бюрократизма. Представители этой части населения лучше адаптировались к рыночной экономике, и им нужны лишь условия для реализации своих способностей.

Такая трехуровневая система содействует решению ключевых задач социальной политики переходного периода: обеспечить адаптацию тех слоев и групп населения, которые находятся в наиболее острой ситуации, стимулировать социальную структуризацию и социальную динамику, не разрушая интеграционные связи общества.

Основным критерием эффективности социальной политики является повышение качества жизни населения.

В Российской Федерации регулирование социальной сферы осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях управления. В настоящее время наблюдается децентрализация управления социальной сферой. Принципы разграничения компетенции и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти предполагают возложение большей меры ответственности за работу социальной сферы на региональные и местные власти.

1. На федеральном уровне: разрабатывается социальная политика государства, определяются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, осуществляется ее правовое обеспечение; совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач; проводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование; разрабатываются и утверждаются федеральные социальные стандарты и программы.

В соответствии с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих основных целей:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и поэтому объективно нуждаются в государственной поддержке;

обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Приоритетные направления социально-экономической политики Российской Федерации на ближайшую перспективу определены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года. Это обеспечение граждан доступным жильем, развитие жилищно-коммунального хозяйства, модернизация системы образования, повышение доступности и качества медицинской помощи, создание условий для роста доходов и снижения бедности, развитие форм частно-государственного партнерства в социальной сфере.

2. На региональном уровне: принимаются меры по выравниванию межмуниципальных различий по уровню занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории региона государственных минимальных социальных стандартов; устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.

В Кемеровской области обозначены следующие приоритетные задачи по реформированию социальной сферы и развитию системы социальной защиты (Программа экономического и социального развития Кемеровской области на 2005 - 2010 г.г.): приведение областной системы образования в соответствие с потребностями регионального рынка труда; реформирование системы здравоохранения; повышение адресности областной системы социальной защиты населения; укрепление прав коренных и малочисленных народов на традиционное жизнеобеспечение и территории традиционного природопользования; реструктуризация регионального жилого фонда и активизация жилищного строительства; модернизация инфраструктуры спортивных услуг и культуры.

На социальную защиту, образование, здравоохранение, культуру ежегодно направляется около половины средств регионального бюджета. В Кемеровской области осуществляется поддержка социально незащищенных слоев населения (детей-сирот, опекаемых детей, малоимущих, безработных, многодетных семей и пр.), одаренных детей и молодежи, научно-педагогических работников, работников культуры и пр.

В Кемеровской области в 2004 году обеспечивались следующие основные виды социальных гарантий:

в сфере общего образования: губернаторская стипендия победителям и призерам областных олимпиад в размере от 200 до 500 рублей, губернаторская премия отличникам учебы общеобразовательных учреждений (1 - 4-й классы - 150 рублей, 5 - 9-й классы - 200 рублей, 10 - 11-й классы - 300 рублей), ежемесячные вклады на накопительные лицевые счета детей-сирот по 100 рублей; компенсация стоимости приобретенного жилья для детей-сирот, выпускников интернатных учреждений местным бюджетам за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пособие на опекаемых детей в размере 1490 рублей на одного ребенка; выплата заработной платы приемным семьям; ежемесячное социальное пособие педагогическим работникам - молодым специалистам из числа малоимущих; ежемесячное социальное пособие педагогическим работникам - ветеранам труда, имеющим почетные звания Российской Федерации, СССР, РСФСР либо удостоенным звания "Герой Социалистического Труда", "Заслуженный", "Народный" и пр. На эти цели из областного бюджета в 2004 году израсходовано более 254 млн. рублей;

в сфере высшего и среднего профессионального образования: субсидии на оплату обучения для малообеспеченных студентов, обучающихся на контрактной основе; выплата областных стипендий - губернаторских, студентам-инвалидам, студентам вузов области, отслужившим в "горячих точках", полным студенческим семьям, имеющим детей, и неполным, где ребенка воспитывает один родитель, именные стипендии студентам высших учебных заведений; материальная помощь студентам, оказавшимся в тяжелом материальном положении; бесплатные продуктовые наборы для студентов-сирот, инвалидов первой и второй групп, студентов из неполных многодетных семей, малообеспеченных студентов, имеющих родителей пенсионеров или работников бюджетной сферы; ежемесячная компенсация проезда в общественном городском и междугородном транспорте малообеспеченным студентам; бесплатное посещение детского сада детьми из студенческих семей; выделение льготных долгосрочных целевых займов сроком до 10 лет под 5 процентов годовых аспирантам и студентам; выплата подъемных в размере 10 тыс. рублей молодым специалистам, прибывшим на работу в учреждения здравоохранения и культуры сельской местности, премии научно-педагогическим работникам, защитившим докторские (20 тыс. рублей) и кандидатские диссертации (10 тыс. рублей); ежемесячное социальное пособие молодым специалистам из числа малоимущих, ежемесячное социальное пособие педагогическим работникам - ветеранам труда, имеющим почетные звания Российской Федерации, СССР, РСФСР либо удостоенным звания "Герой Социалистического Труда", "Заслуженный", "Народный" и пр.;

в сфере жилищно-коммунального и транспортного обслуживания населения: льготный проезд граждан в пассажирском транспорте общего пользования; субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг; льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. В целях поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг из областного бюджета в 2004 году израсходовано более 1674 млн. рублей. Для компенсации льготного проезда пассажиров в 2004 году из областного бюджета выделено 657 млн. рублей, из муниципальных бюджетов - более 300 млн. рублей;

в сфере обеспечения населения жильем: переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье. На эти цели из бюджетов всех уровней и прочих источников в 2004 году израсходовано более 800 млн. рублей. Переселено 1520 семей из ветхого и аварийного жилищного фонда;

в сфере занятости населения: материальная поддержка безработного населения и обеспечение социальных гарантий; содействие трудоустройству граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, в том числе социально незащищенных категорий. На эти цели из федерального бюджета и прочих источников в 2004 году израсходовано 620 млн. рублей;

в сфере социальной защиты населения: улучшение материального положения и жилищных условий граждан пожилого возраста; частичное возмещение затрат (в размере 50%) на приобретение угля (рядового - 5 т, бурого - 7,5 т); предоставление гарантированных услуг проживающим в домах-интернатах; адресное обеспечение семей с детьми ежемесячным пособием на ребенка; адресная материальная поддержка малоимущих семей с детьми; адресная социальная поддержка многодетных семей; социальная поддержка детей погибших шахтеров. На эти цели из бюджетов всех уровней и прочих источников в 2004 году израсходовано около 557 млн. рублей;

в сфере культуры: надбавка за выслугу лет работникам культуры; фиксированная надбавка к заработной плате работникам культуры; дифференцированные надбавки и доплаты работникам культуры; доплата артистам губернаторского симфонического оркестра; ежемесячная надбавка молодым специалистам; целевая ссуда на приобретение товаров первой необходимости; стипендии и премии губернаторского культурного центра "Юные дарования Кузбасса". Всего на эти цели из областного и местных бюджетов в 2004 году выделено около 173,4 млн. рублей;

в сфере здравоохранения: поддержка льготных категорий населения (бесплатное слухопротезирование и зубопротезирование, льготное лекарственное обеспечение, бесплатное лечение и обследование за пределами области в федеральных клиниках, усиление питания больных туберкулезом, находящихся на лечении в противотуберкулезных диспансерах); обеспечение медицинских работников проездными билетами (1300 человек); приобретение сотовых телефонов участковым врачам для оперативной связи при обслуживании жителей отдаленных районов (630 сотовых телефонов); установление надбавок к заработной плате библиотечным работникам здравоохранения (41 человек); оздоровление медицинских работников в санатории "Белокуриха" (200 человек); улучшение жилищных условий работников здравоохранения (204 человека). Всего на социальную поддержку социально значимых категорий населения и медицинских работников выделено 350 млн. рублей.

Перспективной формой решения проблем повышения качества жизни являются региональные целевые программы. В 2004 году на территории области действовали следующие региональные целевые программы: "Жилище", "Образование Кузбасса", "Здоровье кузбассовцев", "Обеспечение населения Кемеровской области питьевой водой" и др. В 2005 году на территории области будут реализованы региональные целевые программы, способствующие повышению качества жизни населения области: "Социальная поддержка населения Кемеровской области в 2005 году"; "Образование и здоровье" на 2005 - 2007 годы; "Содействие профессиональному становлению выпускников профессионального образования Кемеровской области на 2005 - 2010 годы" и др.