Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ


1.2. Система управления обеспечением качества жизни населения Кемеровской области


Эффективность управления развитием региона или страны определяется возможностями воздействия управленческих структур на повышение значений основных характеристик качества жизни населения в рамках предоставляемых им полномочий. Система управления процессами улучшения качества жизни населения включает как прямое, так и косвенное управленческое воздействие. Первое направлено непосредственно на сами показатели качества жизни, второе - на условия, обеспечивающие их улучшение.

Управление обеспечением качества жизни населения региона представляет собой управление процессом удовлетворения потребностей населения, обеспечивающее системное развитие каждого человека через механизм, включающий в себя различные инструменты, формы, методы: прожиточный минимум, тарифы, ставки, цены, социальные гарантии, экологические нормы, налоговые льготы, образовательные стандарты, нормативы обязательных медицинских услуг и т.д.

Система управления процессом обеспечения качества жизни населения области формируется на основе концепции качества жизни населения и включает следующие элементы: цель управления, субъекты, объекты управления и их интересы, методы управления (экономические, финансовые, административные, социальные, психологические, правовые) и формы их реализации, показатели качества жизни и методика их обработки, финансовые ресурсы бюджетов всех уровней, нормативно-правовое обеспечение, мониторинг качества жизни (рис. 1.3).

Целью управления обеспечением качества жизни населения является создание наиболее благоприятных условий для более полного удовлетворения совокупности разнообразных потребностей, развития человека в направлении, адекватном глобальной стратегии российского общества, обеспечивающей достойную жизнь и свободное развитие человека.

В состав субъектов региональной многоуровневой системы управления обеспечением качества жизни населения входят: Совет народных депутатов Кемеровской области; на уровне Администрации области - Губернатор области, его заместители и подчиненные им подразделения; на муниципальном уровне - главы администраций муниципальных образований, их заместители и подчиненные им подразделения; федеральные территориальные органы государственной власти; коммерческие и некоммерческие организации.

Управление процессом обеспечения качества жизни населения, объектом которого являются потребности населения, осуществляется через систему научно обоснованных норм, нормативов, стандартов потребления с учетом половозрастного состава населения, профессиональной принадлежности и региональных особенностей (природно-климатических, экологических, технико-технологических и т.д.). Важно также различать и учитывать потребности различных групп населения (работающие, безработные, семьи и дети, пенсионеры по возрасту, инвалиды, молодежь, специальные группы: ветераны, чернобыльцы и др.).

В целях управления процессом обеспечения качества жизни населения используются экономические, финансовые, административно-правовые, социально-психологические методы управления.

Многомерность моделей потребностей предполагает соответствующую многомерную систему показателей качества жизни. Каждая потребность оценивается определенной совокупностью показателей (индикаторов) и имеет эталон (стандарт, норму), что позволяет определить степень и качество удовлетворения этой потребности применительно к конкретному социальному субъекту на уровне области, города, района. Для оценки качества жизни предлагается использовать три источника информации: государственную и ведомственную статистику, экспертную оценку, социологический и психологический мониторинг. Через социологический и психологический мониторинг предполагается выявление отношения населения к уровню жизни, безработице, охране окружающей среды, безопасности жизни человека и другим социально-экономическим проблемам. Кроме этого, предстоит изучить меру удовлетворения потребности человека в любви, уважении и самореализации. Для получения интегральных показателей по различным разделам используются математические методы, позволяющие найти обобщенную сравнительную количественную оценку.

Названные элементы системы управления представлены на схеме управления обеспечением качества жизни населения Кемеровской области (рис. 1.3).

Эффективное управление предполагает создание механизма обратной связи, чтобы своевременно корректировать систему управления качеством жизни населения в соответствии с имеющимся опытом и меняющимися социально-экономическими условиями.

Этапность развития региональной системы управления процессом обеспечения качества жизни населения предполагает определение первоочередных и перспективных задач. К первоочередным задачам, реализуемым в первые 2 - 4 года, относятся: улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения области, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению, уменьшение преступности, снижение уровня безработицы, профзаболеваний и травматизма. К среднесрочным задачам, реализуемым в течение 5 - 10 лет, относятся: доведение потребления продуктов питания до медицински обоснованных норм, увеличение продолжительности жизни, рост уровня образования, улучшение окружающей среды обитания, повышение обеспеченности благоустроенным жильем, рост качества социально-бытовых услуг. Стратегические задачи повышения качества жизни населения связаны с выходом на стандарты качества жизни экономически развитых стран.

Рис. 1.3