Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 17


      Иностранные инвестиции в химический комплекс Российской Федерации в 2003 - 2007 г.г. по отдельным видам экономической деятельности (млн. долл. США)

     

 Виды экономической

 деятельности        

 Годы                    

2003

2004

 2005

 2006

 2007

 2008

2009

Химическое производство    

 369

 765

 1177

 1223

 2928

 2518

1571

Производство резиновых и

пластмассовых изделий      

 316

 175

 131  

 144  

 819  

 745  

 432


Бюджетные ассигнования до сих пор занимают в структуре инвестиций незначительное место и в основном представлены средствами региональных бюджетов.

3.2.5. Недостатки нормативно-правового регулирования

К недостаткам существующего механизма нормативно-правового регулирования отрасли следует отнести:

несовершенство законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность холдингов, что ограничивает способность крупных хозяйственных структур эффективно перераспределять денежные потоки с учетом перспектив, возможностей и потребностей в развитии по наиболее перспективным направлениям;

несовершенство системы разрешений при проектировании и строительстве новых производств. Наличие жестких, отчасти не консолидированных и дублирующих требований многочисленных ведомств, включая вопросы безопасности, увеличивающие сроки проектирования, стоимость строительства и, как следствие, затягивающие ввод новых производств;

установление в ряде регионов высоких цен выкупа и ставок арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности юридических лиц;

внешние и внутренние трудности и сложности доступа к современным зарубежным технологиям и комплектным поставкам технологических установок по производству химической продукции, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на уровне ведущих мировых производителей;

наличие вывозных пошлин на отдельные виды химической продукции (минеральные удобрения, бутиловый спирт, полиэтилен, полипропилен и др.), что приводит к снижению конкурентоспособности с учетом действующих и прогнозируемых ограничительных мер на рынках сбыта;

изменение пошлин по 124 кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, касающихся полимерного рынка: по 16 кодам пошлины увеличены, по 108 - снижены, поэтому увеличивается влияние на рынок иностранных переработчиков: при снижении пошлин на полимеры и при снижении пошлин на изделия выигрывают иностранные производители и переработчики;

отсутствие антидемпингового подхода;

отсутствие действенных механизмов, стимулирующих деятельность компаний по энергосбережению, производству новых видов продукции, востребованных на внутреннем рынке или замещающих импорт, увеличению глубины переработки углеводородного и минерального сырья, проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду (в частности, в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата).

3.2.6. Инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения

Устойчивое развитие химического комплекса невозможно без его обеспечения углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80 процентов продукции отрасли. Первичные ресурсы легких углеводородов производятся из нефти, природного газа и газовых конденсатов, при этом существенный и специфичный вклад в сырьевой фонд нефтехимии вносят предприятия нефтепереработки (поставки предельных и непредельных углеводородов С3 - С4 линейного строения, легкого прямогонного бензина, моноциклических ароматических углеводородов).

Имея мощные секторы нефтегазодобычи и нефтепереработки, Российская Федерация обладает и высоким потенциалом ресурсного обеспечения нефтехимических производств. Однако основные месторождения нефти и газа расположены в труднодоступных регионах страны, что создает климатические, транспортные и социальные сложности для создания сетей сбора и отгрузки легких углеводородов и сооружения комплексных газохимических или нефтехимических производств в непосредственной близости от месторождений.

Более 50 процентов имеющихся ресурсов попутных газов в настоящее время сжигается в факелах, природный газ подвергается глубокой переработке в объемах около 7 процентов против среднемирового показателя, равного 12 процентам.

Территориальный и другие факторы определили особенность переработки промыслового нефтехимического сырья в Российской Федерации, состоящую в раздельном извлечении из нестабильных газов или газовых конденсатов углеводородов С3 - С5 и последующем фракционировании их сжиженной фазы ШФЛУ в регионах и центрах концентрированного размещения собственно нефтехимических производств.

Транспортировка ШФЛУ производится как трубопроводным, так и железнодорожным транспортом, что увеличивает соответствующие расходы.

Экономические преобразования в стране сопровождались глубоким спадом платежеспособного спроса на нефтехимическую продукцию, в результате чего техническая база производства исходных продуктов органического синтеза в течение 15 - 20 лет не расширялась и почти не обновлялась.

В первую очередь это относится к мощностям пиролиза, на которых перерабатывается 73 процента первичного сырья нефтехимии (без учета производства ароматики в нефтепереработке) и продукты которого (этилен, пропилен и др.) составляют исходное звено наиболее многообразных химических превращений.

Недостаточность мощностей пиролиза вынуждает, в частности, вырабатывать преобладающую часть линейных мономеров для производства синтетических каучуков (бутадиен, изопрен, изобутилен) по ресурсо- и энергоемким технологиям дегидрирования (24 процента первичного сырья нефтехимии).

Из-за высоких цен мирового рынка на нефть и спада внутреннего платежеспособного спроса на нефтепродукты российские нефтяные компании переориентировались на преимущественный экспорт минеральных углеводородов, что привело к застою в развитии производств нефтепродуктов и нефтехимического сырья, получаемого при переработке нефти. В то же время по опыту развития нефтепереработки за рубежом решающими факторами повышения ее рентабельности являются взаимосвязанное углубление переработки и интеграция с процессами нефтехимии. О неблагополучной ситуации в России в этом отношении можно судить по таким цифрам: глубина переработки нефти на российских НПЗ в 2005 году составила 72 процента против 87 - 95 процентов на зарубежных заводах. Выход бензинов в Российской Федерации составляет 15,6 процента (в США 43,3 процента). Дизельного топлива и мазута производится в 2 раза больше российской потребности.

К инфраструктурным ограничениям развития химического комплекса Кемеровской области следует также отнести дальность от портов. В настоящее время используются порты Эстонии, Латвии и Украины.

3.2.7. Неадекватность российского химического машиностроения задачам развития химического комплекса

В настоящее время в Российской Федерации действуют около 30 предприятий (Уральский, Рузаевский, Моршанский, Пензенский заводы химического машиностроения, Московский и Казанский компрессорные заводы, Нефтехиммаш и др.) по производству химического и нефтехимического оборудования. Часть предприятий химического машиностроения перепрофилировала свою деятельность.