Иностранные инвестиции в химический комплекс Российской Федерации в 2003 - 2007 г.г. по отдельным видам экономической деятельности (млн. долл. США)
Виды экономической деятельности | Годы | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Химическое производство | 369 | 765 | 1177 | 1223 | 2928 | 2518 | 1571 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий | 316 | 175 | 131 | 144 | 819 | 745 | 432 |
Бюджетные ассигнования до сих пор занимают в структуре инвестиций незначительное место и в основном представлены средствами региональных бюджетов.
3.2.5. Недостатки нормативно-правового регулирования
К недостаткам существующего механизма нормативно-правового регулирования отрасли следует отнести:
несовершенство законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность холдингов, что ограничивает способность крупных хозяйственных структур эффективно перераспределять денежные потоки с учетом перспектив, возможностей и потребностей в развитии по наиболее перспективным направлениям;
несовершенство системы разрешений при проектировании и строительстве новых производств. Наличие жестких, отчасти не консолидированных и дублирующих требований многочисленных ведомств, включая вопросы безопасности, увеличивающие сроки проектирования, стоимость строительства и, как следствие, затягивающие ввод новых производств;
установление в ряде регионов высоких цен выкупа и ставок арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности юридических лиц;
внешние и внутренние трудности и сложности доступа к современным зарубежным технологиям и комплектным поставкам технологических установок по производству химической продукции, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на уровне ведущих мировых производителей;
наличие вывозных пошлин на отдельные виды химической продукции (минеральные удобрения, бутиловый спирт, полиэтилен, полипропилен и др.), что приводит к снижению конкурентоспособности с учетом действующих и прогнозируемых ограничительных мер на рынках сбыта;
изменение пошлин по 124 кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, касающихся полимерного рынка: по 16 кодам пошлины увеличены, по 108 - снижены, поэтому увеличивается влияние на рынок иностранных переработчиков: при снижении пошлин на полимеры и при снижении пошлин на изделия выигрывают иностранные производители и переработчики;
отсутствие антидемпингового подхода;
отсутствие действенных механизмов, стимулирующих деятельность компаний по энергосбережению, производству новых видов продукции, востребованных на внутреннем рынке или замещающих импорт, увеличению глубины переработки углеводородного и минерального сырья, проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду (в частности, в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата).
3.2.6. Инфраструктурные и ресурсно-сырьевые ограничения
Устойчивое развитие химического комплекса невозможно без его обеспечения углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80 процентов продукции отрасли. Первичные ресурсы легких углеводородов производятся из нефти, природного газа и газовых конденсатов, при этом существенный и специфичный вклад в сырьевой фонд нефтехимии вносят предприятия нефтепереработки (поставки предельных и непредельных углеводородов С3 - С4 линейного строения, легкого прямогонного бензина, моноциклических ароматических углеводородов).
Имея мощные секторы нефтегазодобычи и нефтепереработки, Российская Федерация обладает и высоким потенциалом ресурсного обеспечения нефтехимических производств. Однако основные месторождения нефти и газа расположены в труднодоступных регионах страны, что создает климатические, транспортные и социальные сложности для создания сетей сбора и отгрузки легких углеводородов и сооружения комплексных газохимических или нефтехимических производств в непосредственной близости от месторождений.
Более 50 процентов имеющихся ресурсов попутных газов в настоящее время сжигается в факелах, природный газ подвергается глубокой переработке в объемах около 7 процентов против среднемирового показателя, равного 12 процентам.
Территориальный и другие факторы определили особенность переработки промыслового нефтехимического сырья в Российской Федерации, состоящую в раздельном извлечении из нестабильных газов или газовых конденсатов углеводородов С3 - С5 и последующем фракционировании их сжиженной фазы ШФЛУ в регионах и центрах концентрированного размещения собственно нефтехимических производств.
Транспортировка ШФЛУ производится как трубопроводным, так и железнодорожным транспортом, что увеличивает соответствующие расходы.
Экономические преобразования в стране сопровождались глубоким спадом платежеспособного спроса на нефтехимическую продукцию, в результате чего техническая база производства исходных продуктов органического синтеза в течение 15 - 20 лет не расширялась и почти не обновлялась.
В первую очередь это относится к мощностям пиролиза, на которых перерабатывается 73 процента первичного сырья нефтехимии (без учета производства ароматики в нефтепереработке) и продукты которого (этилен, пропилен и др.) составляют исходное звено наиболее многообразных химических превращений.
Недостаточность мощностей пиролиза вынуждает, в частности, вырабатывать преобладающую часть линейных мономеров для производства синтетических каучуков (бутадиен, изопрен, изобутилен) по ресурсо- и энергоемким технологиям дегидрирования (24 процента первичного сырья нефтехимии).
Из-за высоких цен мирового рынка на нефть и спада внутреннего платежеспособного спроса на нефтепродукты российские нефтяные компании переориентировались на преимущественный экспорт минеральных углеводородов, что привело к застою в развитии производств нефтепродуктов и нефтехимического сырья, получаемого при переработке нефти. В то же время по опыту развития нефтепереработки за рубежом решающими факторами повышения ее рентабельности являются взаимосвязанное углубление переработки и интеграция с процессами нефтехимии. О неблагополучной ситуации в России в этом отношении можно судить по таким цифрам: глубина переработки нефти на российских НПЗ в 2005 году составила 72 процента против 87 - 95 процентов на зарубежных заводах. Выход бензинов в Российской Федерации составляет 15,6 процента (в США 43,3 процента). Дизельного топлива и мазута производится в 2 раза больше российской потребности.
К инфраструктурным ограничениям развития химического комплекса Кемеровской области следует также отнести дальность от портов. В настоящее время используются порты Эстонии, Латвии и Украины.
3.2.7. Неадекватность российского химического машиностроения задачам развития химического комплекса
В настоящее время в Российской Федерации действуют около 30 предприятий (Уральский, Рузаевский, Моршанский, Пензенский заводы химического машиностроения, Московский и Казанский компрессорные заводы, Нефтехиммаш и др.) по производству химического и нефтехимического оборудования. Часть предприятий химического машиностроения перепрофилировала свою деятельность.