Реализация Стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
Макроэкономические риски. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, превышение уровня инфляции и излишне высокий курс рубля, возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры цен на химические товары осложнят достижение целей Стратегии, уменьшат спрос на ряд химических продуктов на мировом рынке.
Системные риски. Недостаточный уровень химизации может привести к очень серьезным негативным результатам.
Например, динамика уменьшения в 2001 - 2005 г.г. внесения минеральных удобрений под посевы сельхозугодий Российской Федерации показывает, что главным фактором, оказывающим непосредственное влияние на резкое сокращение потребности внутреннего рынка в минеральных удобрениях, является отсутствие платежеспособного спроса отечественного сельского хозяйства.
В рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" реализуется постепенный рост применения минеральных удобрений. Объемы применения централизованно закупаемых минеральных удобрений намечалось увеличить к 2010 году всего до 2,4 млн. т при минимально обоснованной потребности - 6 - 7 млн. т. Следовательно, в соответствии с реализацией целевой федеральной программы будет положительная динамика производства минеральных удобрений.
Инфраструктурные риски. Дальность от нефтяных месторождений, портов и терминалов для отгрузки химической продукции может привести к удорожанию химической продукции, отгружаемой на экспорт, что негативно скажется на реализации Стратегии.
Техногенные и экологические риски. Степень износа основных производственных фондов по химическому комплексу в целом составляет 52,5 процента, а оборудования - 48,1 процента, и при отсутствии модернизации и технического перевооружения действующих производств велика вероятность техногенных аварий и нанесения при этом существенного ущерба окружающей среде. Это потребует дополнительных затрат, приведет к сокращению средств на развитие предприятий химического комплекса, в том числе за счет снижения инвестиционной привлекательности отрасли.
По мере реализации Стратегии данные риски будут постепенно снижаться.
Производственные риски. Зависимость от количества поставок сырьевых источников (нефть и природный газ) может отрицательно сказаться на объемах производимой продукции. Реализация стратегии позволит использовать собственные природные источники.
Недостаточный уровень финансирования научно-технического потенциала отрасли. Недофинансирование развития научно-технического потенциала отрасли будет сдерживать разработку и внедрение современных технологий, что осложнит выполнение мероприятий Стратегии, достижение целевых индикаторов и, как следствие, приведет к проблемам в инновационном развитии смежных секторов экономики (машиностроение, авиация, ракетно-космическая техника, атомная промышленность, строительство, медицина и медицинская промышленность, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс и др.). Минимизация данного риска предусматривается за счет развития частно-государственного партнерства, мероприятий по оптимизации издержек на производство и управление, а также создание национальных научно-исследовательских центров.
Законодательные риски. Несовершенство законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность холдингов, ограничивает способность крупных хозяйственных структур эффективно перераспределять денежные потоки с учетом перспектив, возможностей и потребностей в развитии по наиболее перспективным направлениям.
Затягивание внесения назревших изменений в нормативно-правовую базу могут стать источником серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного развития отрасли.
Социальные риски. В рамках реализации этапов стратегии развития химического комплекса будет осуществляться модернизация и автоматизация технологических процессов и оборудования, что приведет к высвобождению работников и росту уровня безработицы в г. Кемерово. Реализация стратегии позволит создать новые рабочие места в связи с освоением новых производств.
Кадровые риски. В соответствии со стратегией развития химического комплекса будет осуществляться техническое перевооружение, реконструкция и модернизация действующих производств, ввод новых производственных мощностей, что потребует притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся специалистов. Указанный риск будет минимизирован при решении вопроса обучения и переподготовки необходимых работников.
Способы реагирования на отдельные виды рисков определяются в процессе мониторинга реализации Стратегии, осуществляемого ежегодно по итогам работы предприятий химического комплекса, участвующих в исполнении ее мероприятий.