Разработка территориальной схемы в части объектов обращения с отходами строилась на следующих базовых принципах:
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Таким образом, весь объем ТКО, из которого может быть выделена полезная фракция, перед захоронением должен проходить обработку.
2. В целях минимизации накопленного экологического ущерба объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учетом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". К числу обязательных требований для объектов размещения ТКО относятся такие, как наличие системы учета поступающих отходов, наличие весового и видового контроля поступающих отходов, наличие системы обустройства объектов (подъездные пути, ограждение, накопление и отвод фильтрата, биогаза, дезинфекционные ванны и пр.), наличие регистрации объектов в ГРОРО, наличие лицензии на осуществление деятельности у организации, эксплуатирующей объект, наличие заключений экологической экспертизы на проектную документацию и окончательное установление санитарно-защитной зоны, наличие программы экологического контроля.
3. В соответствии с рекомендациями по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Федеральной службы по надзору в сфере природопользования письмом от 31.05.2016 N АС-03-03-36/10394, для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов в первую очередь рассматривалась возможность приведения в соответствие с нормами действующего природоохранного законодательства существующих, в том числе фактически эксплуатируемых, объектов размещения отходов, в том числе не включенных в ГРОРО.
Для своевременного перенаправления потоков ТКО от источников образования и потоков балластных фракций обработанных ТКО требуется введение в эксплуатацию новых объектов их захоронения с достаточной годовой мощностью и емкостью.
Потоки ТКО, из которых могут быть выделены полезные фракции, перед захоронением должны проходить обработку. В ходе реализации предложений территориальной схемы к 2026 году планируется ввод в эксплуатацию объектов обработки, а к 2027 году будет завершено формирование системы обращения с отходами, что позволит осуществлять сортировку более 95% ТКО, образующихся на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Для достижения поставленных целевых показателей по обработке и утилизации отходов территориальной схемой предлагаются мероприятия, указанные в таблице 46.
Количество перспективных объектов размещения, обработки и их основные технологические параметры определены на основании:
1) формирующихся в течение срока действия схемы территориальных пустот в части объектов обращения с отходами, а также расположения областей количественной концентрации отходов;
2) логистических расчетов по оптимизации транспортной схемы перемещения ТКО и их балластных фракций после обработки, сгенерированных электронной моделью;
3) оптимизации тарифного уровня в зоне обслуживания регионального оператора.
В результате анализа потребности создания новых и реконструкции имеющихся объектов сформирован сценарий развития системы по обращению с отходами Кемеровской области - Кузбасса.
Рекомендуется в 2024 году (или в конце 2023 года):
уточнить актуальное количество образуемых отходов;