139. Инновационная структура представляет собой совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.
140. Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 года N 583, был определен комплексный механизм перехода к инновационной модели роста, основанный на следующих приоритетных направлениях:
1) развитие человеческого потенциала;
2) создание и развитие высококонкурентной институциональной среды;
3) структурная диверсификация экономики;
4) закрепление и расширение конкурентных преимуществ Калининградской области в традиционных сферах (аграрном секторе, туризме, добыче янтаря);
5) переход к новой модели пространственного развития Калининградской экономики.
141. Приоритетом развития инновационной инфраструктуры Калининградской области был избран комплексный подход, предусматривающий развитие и широкое применение в Калининградской области уже созданных и положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев инновационной инфраструктуры, формирование нормативного и методического обеспечения инновационной деятельности.
142. Развитие инновационной инфраструктуры Калининградской области основано на формировании кластеров (радиоэлектронной промышленности на базе многопрофильных производств GS Group в сфере микроэлектроники и нанотехнологий, расположенных в индустриальном парке "Технополис GS"; Прибалтийского судостроительного кластера на базе производственных мощностей акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", а также 30 предприятий-партнеров; кластера автомобилестроения совместно с холдингом "Автотор" и другие). В 2014 году состоялось открытие научно-технологического парка "Фабрика" - структуры Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, где сконцентрированы научно-исследовательские лаборатории разного профиля.
143. Предпосылками использования кластерного подхода стали: накопленный потенциал ОЭЗ, наличие проектов "промышленной сборки", а также использование механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по развитию кластеров.
144. Реализация проектов развития кластеров позволяет эффективно преодолевать различного рода барьеры и "слабые места", препятствующие развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера, однако создает ряд специфических ограничений, связанных с эффективностью управления кластерами как отдельными объектами экономической системы.
145. Так, к основным рискам реализации кластерной политики относятся:
1) выбор ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики из бюджетных источников;
2) недостаточная координация деятельности при реализации кластерных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях;
3) низкий уровень участия органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в реализации кластерных проектов.
146. Типичными проблемами инновационных кластеров являются:
1) низкая интенсивность научно-исследовательской деятельности по ключевым направлениям развития кластеров, включая образовательную компоненту;
2) низкая эффективность процесса коммерциализации технологий;
3) проблемы с доступом к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний;
4) неэффективное отраслевое регулирование;
5) низкий уровень доступности специализированных услуг для развития начинающих технологических компаний.
147. Несмотря на наличие благоприятных предпосылок развития кластерного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, Калининградской области не удалось избежать ряда рисков и проблем, связанных с эффективностью управления кластерами. Высокий уровень зависимости кластерной политики развития инновационной инфраструктуры от государственной бюджетной поддержки в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и серьезных проблем с наполняемостью бюджета в 2014-2015 годах стал дополнительным ограничением, существенно сдерживающим развитие инновационной инфраструктуры Калининградской области.
148. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, инновационная активность предприятий региона остается на низком уровне.
149. Удельный вес инновационно активных предприятий и организаций за период 2006-2014 годов снизился с 14,1 до 2,4% от общего числа предприятий и организаций Калининградской области, при этом доля предприятий и организаций, осуществляющих технологические инновации, в 2014 году снизилась до 1,6%.
150. В отличие от среднероссийской динамики в 2006-2014 годах в Калининградской области наблюдалось снижение инвестиций на технологические инновации. Объем затрат в 2014 году по отношению к 2006 году снизился на 90%, в то время как объем затрат на технологические инновации за аналогичный период в среднем по России увеличился более чем в 5,7 раза.
151. Инновационная активность предприятий и организаций Калининградской области в базовом сценарии прогноза характеризуется сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов обрабатывающей промышленности.
152. Ввиду того, что расходы на научные исследования и разработки к 2030 году предположительно составят 1,3% ВРП, основной траекторией технологичного развития станет заимствование иностранных технологий и оборудования для модернизации производств и отраслей экономики. Стагнация в секторе научных исследований и разработок приведет к дефициту отечественной высокотехнологичной продукции, который будет усугубляться высокой стоимостью привлечения кредитных ресурсов, что не позволит российским предприятиям проводить активную инвестиционную политику и внедрять инновационные методы производства.
153. Концентрация инновационной активности преимущественно в энергосырьевых отраслях и сопряженных производствах станет причиной низкого темпа экономического роста Калининградской области, что не позволит в полной мере реализовать планы по реиндустриализации экономики области и сократит инновационную активность предприятий.