Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Формирование областного образовательного центра

Инновационное развитие возможно только при наличии соответствующего человеческого капитала. Овладение технологиями в настоящее время уже не рассматривается как неоспоримое конкурентное преимущество, так как они могут достаточно быстро копироваться. Только за счет конкуренции интеллектуального капитала можно сохранить высокий темп развития, характеризующийся быстрой сменой технологий. Важно повысить качество подготовки кадров рабочих, техников, инженеров, ученых, требующихся для разработки, освоения и использования в производстве новых технологий.

В настоящее время профессиональные знания и навыки становятся одним из самых востребованных и экономически эффективных товаров. Рынок образовательных услуг, особенно в высшей школе, растет высокими темпами. Усиливается конкуренция между отдельными учебными заведениями, городами, где накоплен значительный научно-образовательный потенциал. Новые социально-экономические условия, процесс глобализации, формирование основ информационного общества предъявляют особые требования к образованию, в том числе такие, как непрерывное обновление знаний, создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, месте и времени, независимо от социального статуса, получать необходимое качественное образование.

Вместе с тем, современная высшая школа развивается без учета потребностей общества и экономики. Из-за этого она пока не может производить конкурентоспособный продукт. Ситуация усугубляется отсутствием аттестации по международным стандартам. Выпускники вузов не способны применять полученные знания на практике. Зачастую они не владеют современным профессиональным инструментарием, обучены по устаревшим технологиям. Выпускники университетов обладают недостаточной фундаментальной подготовкой. Слабо представлено аналитическое мышление, способность критически оценивать объекты и проблемы моделирования, имитации, оптимизации на базе знаний в области фундаментальных наук. Выпускники не рассматривают свою профессиональную деятельность как интегрированный процесс, не умеют адаптироваться к изменяющимся технической и технологической средам.

Еще более остра ситуация в подготовке рабочих кадров и специалистов со среднетехническим образованием. Здесь, помимо технических, педагогических, организационных и финансовых проблем, стоят проблемы набора обучающихся, их элементарной грамотности и культуры.

Социологические исследования показали, что потребность получения качественного образования южносахалинцев весьма высокая. Для возрастной группы 18 - 24 года это высший приоритет (52,9%). В возрасте 35 - 44 года 65,5% респондентов указали в качестве второй по важности цели на ближайшие 10 лет (после благосостояния семьи) обеспечение образования своих детей.

Высок настрой на получение высшего образования учеников одиннадцатых классов (87,8%). Наиболее желаемые специальности: экономика (26,3%), юриспруденция (15,8%), программирование и техника (8,5%).

Студенты старших курсов вузов г. Южно-Сахалинска в подавляющем большинстве (70,3%) удовлетворены выбранной специальностью. Объясняют они это соответствием своим способностям и наклонностям (40,1%), возможностями повышать профессиональный уровень, найти работу на Сахалине (30,2%), хорошо зарабатывать (19,2%). Довольно высокая степень удовлетворенности преподаванием (60,8%). В качестве пожеланий были высказаны: необходимость учета индивидуальных способностей студентов; повышение профессионализма преподавателей; приведение качества образования в соответствие со стоимостью обучения; более интенсивное использование современных технологий обучения и др. (рисунок 8.27 - не приводится).

Студенты, собирающиеся уезжать из областного центра (39,6%), в качестве одной из причин (16,2%) указали на необходимость продолжения образования (аспирантура, второе высшее образование и др.). Представляя интересы молодежи, респонденты (8,9%) отметили в качестве фактора укоренения расширение набора специальностей в системе профессионального образования г. Южно-Сахалинска.

За годы рыночных преобразований система вузовского образования в г. Южно-Сахалинске существенно расширилась. Если в 1990 г. училось немногим более 3 тыс. чел., то в 2006 г. 16,2 тыс. чел. Выросло количество студентов средних специальных заведений (с 4,2 до 7,4 тыс. чел.).

В настоящее время в областном центре функционируют 3 высших учебных заведения (2 государственных и 1 негосударственное) и 12 техникумов и колледжей. Головным здесь является Сахалинский государственный университет (СахГУ). Он включает в себя 7 институтов: естественных наук, экономики и востоковедения, филологии, педагогики, юридический, истории, социологии и управления, технологический. Кроме того, в него входят факультеты нефти и газа, природопользования, довузовской подготовки и колледжи.