Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Рисунок 8.27 - Оценки студентами старших курсов недостатков высшего образования вузов г. Южно-Сахалинска, %*

________________

* Рисунок не приводится.  - Примечание изготовителя базы данных.  


В университете реализуется 46 образовательных программ различного уровня. На 43 кафедрах работают более 300 преподавателей, которые ведут подготовку по 29 специальностям высшего профессионального образования и 6 направлениям бакалавриата.

Для устранения дисбаланса в потребностях и подготовке специалистов за последние годы в вузе были открыты новые востребованные в Сахалинской области специальности: информатика, природопользование, нефтегазовое дело, менеджмент организации, перевод и переводоведение, экология, журналистика.

Для обеспечения высокого качества образования в СахГУ создана система непрерывного образования: общее среднее (лицей), среднее специальное (колледжи), высшее (институты), послевузовское (аспирантура) и дополнительное (факультет довузовской подготовки). Следующим этапом является образование на базе СахГУ и действующих на территории Сахалинской области колледжей университетского образовательного комплекса.

В настоящее время в СахГУ идет активный процесс объединения в гибкую систему как уже имеющихся образовательных "траекторий" - "специалист-аспирант", "бакалавр - специалист - аспирант" - так и создание новых: "бакалавр - специалист - магистр - аспирант", "специалист - магистр - аспирант". Такая система позволит адаптировать программу обучения, объем и направленность подготовки специалистов в соответствии с нуждами региональной экономики, производства, науки и образования.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в СахГУ осуществляется аспирантурой по 15 научным специальностям.

Внедрение новых наукоемких образовательных технологий в процессы научных исследований, образования, воспитания, управления вузом расширит применение дистанционных и сетевых технологий обучения. Организация обмена информацией между локальными ресурсными центрами на основе оптико-волоконных каналов связи позволит дать импульс дальнейшему развитию вузов г. Южно-Сахалинска, осуществить интеграцию муниципальной информационной образовательной среды в образовательное пространство Дальневосточного региона, Японии, Республики Кореи, Китая.

Большую работу в г. Южно-Сахалинске ведет филиал Тихоокеанского государственного экономического университета (г. Владивосток). Популярность его обусловлена внедрением современных образовательных технологий. Учебные дисциплины формируются с учетом требований рынка. При филиале работает центр довузовской подготовки. Отбор будущих студентов ведется непосредственно в школах, где выпускникам дается дополнительное профессиональное образование в сфере экономики и управления.

Вовлечение в процесс высшего и среднего специального образования жителей удаленных территорий Сахалинской области требует развития системы открытого образования. Это предполагает: анализ и изучение опыта дистанционного обучения, выявление перспективных проектов; создание и применение сетевых версий, в том числе для применения на базе Интернета; внедрение в различных образовательных процессах технологий системы открытого образования; организацию сетевого удаленного доступа к уникальному лабораторному оборудованию и разработку виртуальных лабораторных практикумов в системе открытого инженерного образования. Необходима подготовка кадров по этим направлениям: теоретические основы инноватики; локальные, корпоративные и глобальные сети и обучающие среды; технологии изготовления электронных учебников и методических пособий; технологии дистанционного эксперимента и виртуальных лабораторных комплексов.

Единая информационная среда выводит на новый уровень вопрос межвузовского взаимодействия, в рамках которой окажется возможным проведение межвузовских олимпиад по дисциплинам, конкурсов студенческих научно-методических работ, конференций, издание студенческих научных журналов и др.

Внедрение в процесс обучения инновационных высокоэффективных многофункциональных, информационноемких технологий, обобщение современных технологий получения научных продуктов и их адаптация для образовательных систем с учетом создаваемых новых технических и информационных средств приведет к актуализации содержания и методов обучения, повышению эффективности индивидуальной творческой работы студентов, внедрению в учебный процесс новых современных наукоемких технологий и обеспечит новое содержание и качество высшего образования.

Поскольку в г. Южно-Сахалинске сложилась мощная образовательная система, для сохранения и дальнейшего развития которой бюджетного финансирования не хватает, целесообразно развивать систему получения профессионального образования на платной основе и ориентировать на привлечение в город средств других регионов, а также иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья.

Современный потенциал г. Южно-Сахалинска в области высшего и среднего профессионального образования в сочетании со статусом областной столицы является важным основанием рассматривать его в качестве областного образовательного центра. Прежде всего, это касается высшего образования. Оно должно обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов-прикладников для работы на территории всей Сахалинской области, а также систему центров послевузовского образования и подготовки аналитиков высокого класса, востребованных как в корпоративных, так и во властных и законодательных структурах региона.

Особенно это касается нефтегазового комплекса, кадры для которого готовятся в западных регионах России. По мере расширения освоения шельфа спрос на специалистов этого профиля будет расти. Будут они востребованы и в других регионах Дальнего Востока, где идет интенсивный процесс строительства газо- и нефтепроводов, газификации производственной и жилищно-коммунальной сфер.

В настоящее время в России происходит реформирование системы образования: предлагаются новые содержание и подходы; в среде участников образовательного процесса формируются современные отношения и образовательный менталитет. Вузы г. Южно-Сахалинска являются активными участниками этого процесса.

Наличие огромной территории с редким населением, большого процента "мобильных групп" требует применения более эффективных образовательных технологий, использующих информационные сети. На передний план выступают инновационное образование, основанное на интеграции наиболее современных и эффективных технологий образования с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесной связи вузовских исследований с обучением и потребностями экономики.

Для усиления областной и региональной роли г. Южно-Сахалинска в высшем и среднем специальном образовании необходимо:

- совершенствование содержания и технологий образования: внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; введение более широкого перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования, адекватных мировым тенденциям и потребностям регионального рынка труда и личности; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;

- внедрение инновационной и научной составляющей в учебный процесс посредством создания учебно-научных производственных центров, опытных хозяйств, позволяющих готовить специалистов нового типа, компетенция которых будет соответствовать современным потребностям экономики;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг: совершенствование системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия реальной экономике; совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров для повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования;

- повышение эффективности управления: внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях повышения их открытости и инвестиционной привлекательности; развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиление их ответственности за конечные результаты деятельности; повышение результативности и прозрачности финансовой сферы образования; совершенствование информационного обмена и распространения эффективных решений между образовательными учреждениями;

- содействие формированию портфеля заказов на специалистов не только Сахалинской области, но и других регионов Дальнего Востока, установлению и поддержанию международных и межрегиональных контактов элементов образовательного комплекса, проведению конференций, симпозиумов, презентаций, направленных на усиление роли и значения научно-образовательного комплекса города в регионе;

- интеграция в международное образовательное пространство путем расширения практики совместного обучения с иностранными вузами и получения выпускниками дипломов двух университетов;

- реализация комплексных планов, предусмотренных договорами о сотрудничестве с зарубежными вузами-побратимами (совместные научные исследования, научные обмены, экспедиции, конференции, публикации и др.);

- отстаивание интересов и преимуществ научно-образовательного комплекса города в федеральных органах власти, а также в международных формальных и неформальных структурах;

- осуществление мониторинга спроса на получение профессионального высшего и среднего специального образования иностранными и иногородними гражданами, создание при администрации области научно-технического совета, а при нем - центра маркетинга образовательных услуг с целью изучения потребностей в образовании и продвижения на рынок Дальнего Востока, России и других стран услуг южносахалинских учебных заведений;

- разработка на конкурсной основе и реализация проекта использования образовательного потенциала для предоставления платного образования жителям муниципальных образований Сахалинской области, других регионов и стран на основе дистанционных учебных технологий;