Уровень образования жителей города, их мировоззренческая ориентация и имеющиеся возможности систематически получать и использовать необходимую информацию во многом определяют качество жизни и жизненный потенциал населения, степень включенности городского сообщества в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы.
На 01.01.2007 в г. Южно-Сахалинске действовали: 38 детских садов на 6214 мест, 32 школы с количеством обучающихся 17614 чел.; 2 учреждения дополнительного образования (дворец детского и юношеского творчества - 3394 и центр детско-юношеского туризма - 900 чел.). В связи с демографическими циклами в последние три года произошло сокращение численности учащихся 5 - 9 классов. Набор в первые классы был стабилен.
Сравнение обеспеченности населения детскими дошкольными учреждениями по административным центрам Дальнего Востока в 2005 г. показало лидирующие позиции г. Южно-Сахалинска: 79,1% против 54,0 и 54,4% в гг. Хабаровске и Владивостоке. Однако уже к 2009 г. прогнозируется дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Высоко в Южно-Сахалинске количество учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях в расчете на 1 тыс. чел. населения: соответственно, 106,1, 96,7 и 99,0 чел.
Одним из важных направлений является развитие системы дополнительного образования детей. Намечены мероприятия по созданию школы искусств в южных районах городского округа, где проживает большее количество детей, что позволит предоставлять им широкие возможности для творческого развития. В связи с возросшей нехваткой помещений для дошкольных учреждений городского округа и необходимостью освобождения помещений, в которых ранее располагались детские сады, предусмотрены мероприятия по капитальному ремонту помещения для детской музыкальной школы N 1 планировочного района Луговое.
На сегодняшний день из 9 школ дополнительного образования детей 6 находится в центральной части города. В то же время в южной части города (11, 12, 12а микрорайоны), где проживает более 4-х тыс. детей школьного возраста, нет ни одной школы художественно-эстетической направленности. Эту проблему возможно решить, разместив детскую школу искусств во вновь выделенном помещении в 12, 12а микрорайоне. Открытие школы в южной части города позволит увеличить охват детей услугами дополнительного образования (норма 12% при существующих 9,3%) и предоставить более широкие возможности для их творческого развития.
Среднее специальное (колледжи, техникумы) и специальное (профессионально-технические училища) образование представлено в областном центре 9 учебными заведениями, три из которых включены в Сахалинский государственный университет в качестве структурных подразделений. Имея значительный опыт организации такой работы, университет осуществляет управление и научно-методическое обеспечение многоуровневых учебных программ технического профиля. Для осуществления высокого качества образования в СахГУ создана система непрерывного образования: общее среднее (лицей), среднее специальное (колледжи), высшее (институты), послевузовское (аспирантура) и дополнительное (факультет довузовской подготовки, русский язык как иностранный, дополнительные образовательные программы). Вошедшие в состав СахГУ педагогические Южно-Сахалинский и Александровск-Сахалинский колледжи ведут подготовку педагогических кадров, а также востребованных на сегодня специалистов по гостиничному сервису, туризму, организации обслуживания в сфере туризма. Сахалинский театральный колледж СахГУ обучает актерскому и эстрадному искусству.
Сахалинский колледж искусств готовит специалистов в области инструментального исполнительства, хорового дирижирования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, библиотековедения.
Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики подготавливает специалистов в области правоведения, менеджмента, программного обеспечения, гостиничного сервиса. Также готовит кадры по техническим специальностям, таким, как сварочное производство, техническое обслуживание и ремонт автотранспортной техники. По ускоренному обучению (один год) имеется возможность получения профессий: оператора ЭВМ, автомеханика, сварщика, мастера столярно-плотничных и паркетных работ.
Кадровые потребности области требуют интенсификации подготовки кадров технического профиля со средним профессиональным образованием. Сахалинский топливно-энергетический техникум ведет подготовку по таким специальностям, как техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, бурение нефтяных скважин и др.
Хорошей учебно-материальной базой, позволяющей осуществлять полноценную и качественную подготовку специалистов в области сестринского и лечебного дела, стоматологии, лабораторной диагностики, располагает государственное образовательное учреждение здравоохранения "Сахалинский базовый медицинский колледж".
"Южно-Сахалинский промышленно-экономический техникум" действует с 1947 г. и выпустил свыше 15 тыс. квалифицированных специалистов для лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В настоящее время здесь готовят техников ЭВМ, организаторов делопроизводства-архивистов, специалистов по государственному и муниципальному управлению, юристов.
В городе действует также финансовый техникум, выпускающий специалистов по финансам, экономике, бухгалтерскому учету и др., в "Сахалинском технико-экономическом колледже" готовят кадры по специальностям "Правоведение", "Экономика и бухгалтерский учет".
Развитие нефтегазовой промышленности, выход на проектные мощности завода СПГ, строительство новых предприятий нефте- и газопереработки, а также другие интенсивно развивающиеся отрасли экономики востребуют значительное количество кадров со средним специальным образованием. Поэтому задача колледжей и техникумов г. Южно-Сахалинска удовлетворять растущий спрос в высококвалифицированных специалистах среднего звена не только в масштабах города, но и области.
Изменение социально-экономических условий в стране требует адекватной модернизации образовательной системы. Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города - дети, подростки, молодежь. Будущее может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Причем, самым динамичным сегментом образовательного комплекса является школа. Здесь даются фундаментальные знания, формируются интеллектуальный потенциал и основные жизненные установки. Она наиболее уязвима и чувствительна ко всем происходящим в социально-экономической жизни процессам и потому требует своевременных и достаточных инвестиций, кадровых и организационных новаций, постоянного внимания и грамотного управления.
Социологические исследования показали, что 43,1% жителей города и 45,9% студентов старших курсов вузов не удовлетворены школьным образованием. Каждый десятый южносахалинец испытал ущемление своих прав при получении образования.
В числе основных проблем жители выделили: плохую организацию учебного процесса (нехватка учебных помещений, оборудования и др.); растущую дифференциацию детей по материальному благополучию; некачественное обучение и воспитание; необходимость постоянной материальной поддержки школы; малый объем внеклассной работы; преступность. Аналогичные приоритеты выстроили и студенты (рисунок 8.14 - не приводится).
В числе главных направлений повышения качества школьного образования студенты и школьники старших классов видят: усиление индивидуального подхода в процессе преподавания; углубление специализации по отдельным предметам; расширение перечня факультативный занятий; более доступное и наглядное объяснение материала; создание единой базовой программы для поступающих в вузы; расширение доступа к школьным компьютерам; более объективная оценка знаний (рисунок 8.15 - не приводится).