В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что от среднего и малого бизнеса зависит благосостояние миллионов людей, обеспечение конкурентной среды, а также продвижение новых продуктов, создание инноваций. Хорошее состояние малого и среднего бизнеса - это показатель не только стабильности национальной экономики, но и фактор, который напрямую влияет на ситуацию в глобальной экономике.
В Стратегии развития городского округа "Город Южно-Сахалинск" на период до 2020 года, утвержденной решением городского Собрания от 28.05.2008 N 1099/51-08-3, отражены основные направления реализации государственной политики по сферам жизнедеятельности городского округа, среди которых значительная роль отведена малому и среднему предпринимательству.
Начиная с 2001 года, на территории города Южно-Сахалинска реализуются муниципальные целевые программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программ является эффективным инструментом осуществления муниципальной политики в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, способствующим ежегодному увеличению вклада малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие города Южно-Сахалинска.
За период реализации мероприятий предыдущей Программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства удалось сохранить положительную динамику в данной сфере. За период с 2009 по 2010 год численность работников малых предприятий увеличилась на 1,8%, темп роста среднемесячной заработной платы составил 112%, темп роста объема оборота организаций - 113,7%. Налоговые поступления в местный бюджет от единого налога на вмененный доход увеличились на 10,7% по сравнению с 2009 годом.
В 2010 году на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" зарегистрировано 3760 малых предприятий. В расчете на 10000 человек, постоянно проживающих в городе, в среднем приходится 206 малых предприятий, а с учетом индивидуальных предпринимателей - 727 субъектов малого предпринимательства, что превышает среднероссийский показатель в два раза (113/300). В качестве индивидуальных предпринимателей в 2010 году было зарегистрировано 9,5 тыс. человек, что на 2,8% выше аналогичного показателя 2009 года.
В структуре экономики города наибольшую долю малых предприятий составляют предприятия, осуществляющие деятельность по аренде недвижимого имущества - 29,8%, в торговле и гостиничном бизнесе - 25,9%, в строительстве - 15%. Доля сферы материального производства составляет 11,3%.
Наибольшими темпами среди основных экономических показателей растет оборот малых предприятий, достигнув 47700,0 млн. рублей (13,7% к уровню 2009 года). Основную долю объема до 50% формируют предприятия потребительского рынка, предприятия, осуществляющие деятельность по аренде недвижимого имущества - 18,1%, на долю предприятий строительства приходится 13,3%, обрабатывающих производств - 6,2%.
Развитие предпринимательства является одним из основных факторов снижения уровня безработицы в городе (уровень безработицы в городе - 0,3%, в Сахалинской области - 1,2%, в РФ - 2,2%).
Однако, достигнутый уровень развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений, с точки зрения требований рыночной экономики, еще недостаточен.
Малый бизнес характеризуется высокой степенью риска, финансовой и коммерческой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, небольшой численностью работников и ограниченным числом управленческого персонала, а также другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость. Это характеризует малый бизнес как особую категорию предприятий, требующих к себе особого подхода со стороны органов местного самоуправления.
Основными проблемами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
- недостаток собственных оборотных средств, ограниченный доступ к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения);
- неразвитость института микрофинансирования;
- слабое развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- низкий уровень предпринимательской культуры и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, сложность в подборе необходимых кадров;
- слабый уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об осуществляющих органами власти всех уровней мерах поддержки.
Наиболее эффективным методом решения проблем является программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном системном решении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач.
Программный подход позволяет проводить планомерную работу по созданию благоприятного предпринимательского климата в городе. Вместе с тем, существуют риски при реализации Программы.
Финансовый риск реализации Программы представляет собой замедление формирования конкурентоспособной системы малого и среднего предпринимательства в городе. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленный:
- недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
- обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Изменение социально-экономической ситуации в Сахалинской области и пересмотр привлечения государственных институтов и общественных организаций к решению проблем повышения конкурентоспособности системы малого и среднего предпринимательства может негативно сказаться на состоянии предпринимательского климата в Сахалинской области и оттоке предпринимательского капитала в другие регионы страны, привести к недостижению конечных результатов Программы.
Способом ограничения риска является своевременная корректировка целей и сроков реализации Программы.