Бюджетная политика городского округа "Город Южно-Сахалинск" направлена на обеспечение предоставления населению бюджетных услуг с одновременным повышением их качества, а также обеспечение обоснованного распределения финансовых ресурсов бюджета города и повышения эффективности их использования. Учитывая необходимость реализации данных целей, городской округ "Город Южно-Сахалинск" с апреля 2007 года включился в областную целевую Программу "Реформирование системы управления финансами Сахалинской области в 2006 - 2008 годах".
Постановлением мэра города от 16.05.2007 N 916 был утвержден План мероприятий по реформированию системы управления финансами городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2007 - 2008 годы, успешно реализованный в полном объеме.
Результатом проведения данного реформирования стало формирование на территории городского округа современной системы управления муниципальными финансами путем:
- обеспечения предоставления населению городского округа "Город Южно-Сахалинск" полного набора требуемых бюджетных услуг;
- повышения качества предоставляемых бюджетных услуг;
- обеспечения обоснованного распределения финансовых ресурсов городского округа;
- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждения постановлением администрации города среднесрочного финансового плана городского округа "Город Южно-Сахалинск" на очередной финансовый год и на плановый период;
- соблюдения правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности;
- развития системы казначейского исполнения бюджета на территории городского округа, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств городского округа, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- создания нормативной базы по финансовому обеспечению муниципальных услуг.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не все и не в полном объеме применяются на практике законодательно введенные нормы, принципы, механизмы, методики. В сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.
Необходимость достижения долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития городского округа увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В целях создания условий для дальнейшего повышения эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск" по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей населения городского округа в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, разработана и реализуется Программа по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа на период до 2012 года, утвержденная постановлением администрации города 17.12.2010 N 2398.
Программа разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- четкое определение сфер ответственности главных распорядителей бюджетных средств бюджета городского округа "Город Южно-Сахалинск";
- обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности главных распорядителей бюджетных средств по обеспечению муниципальных услуг;
- обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в муниципальной собственности, и полномочиями органов местного самоуправления городского округа;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения указанных задач в 2011 - 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления городского округа;
- подготовка к переходу утверждения "программного" бюджета;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок.