(с изменениями на 17 июня 2020 года)
(в ред. решений Тверской городской Думы от 20.11.2001 N 153, от 25.02.2010 N 42, от 08.07.2010 N 207, от 27.04.2011 N 100, от 23.04.2014 N 143, от 29.09.2016 N 295, от 20.02.2017 N 52, от 31.05.2017 N 135, от 17.06.2020 N 99, от 17.06.2020 N 109)
В соответствии со ст. 41 Устава города Твери Тверская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Твери (далее - Положение, прилагается).
2. Главе города Твери привести свои акты и акты администрации города Твери в соответствие с Положением.
3. До внесения в установленном порядке необходимых изменений в акты Тверской городской Думы, Главы города, администрации города, последние действуют в части, не противоречащей Положению.
4. Считать утратившим силу Положение о владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом города Твери, утвержденное решением Тверской городской Думы от 31.01.96 N 6.
5. Контроль за настоящим решением возложить на постоянную комиссию по муниципальной собственности и земельным отношениям (Аракелов Б.А.).
Глава города Твери
А.П.БЕЛОУСОВ
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Твери
(в ред. решений Тверской городской Думы от 20.11.2001 N 153, от 25.02.2010 N 42, от 08.07.2010 N 207, от 27.04.2011 N 100, от 23.04.2014 N 143, от 29.09.2016 N 295, от 20.02.2017 N 52, от 31.05.2017 N 135, от 17.06.2020 N 99, от 17.06.2020 N 109)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, а также Уставом города Твери.
1.2. Субъектом права муниципальной собственности является муниципальное образование - город Тверь.
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления города Твери, а также лица, которым нормативными актами города Твери поручено выступать от имени этого муниципального образования.
1.3. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом города Твери, настоящим Положением, а также иными правовыми актами города Твери, принятыми в соответствии с настоящим Положением.
1.4. В целях эффективного управления муниципальным имуществом вопросы его использования путем сдачи в аренду, передачи в доверительное управление, внесения в качестве вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ, а также другие вопросы управления муниципальным имуществом рассматриваются комиссией по эффективному использованию муниципального имущества города Твери в соответствии с ее компетенцией. Полномочия и порядок деятельности комиссии определяются в положении, утвержденном администрацией города Твери. В состав комиссии в обязательном порядке входят депутаты Тверской городской Думы в количестве четырех человек в соответствии с решением Тверской городской Думы, которые имеют право приостанавливать действие принятого комиссией решения с последующим вынесением данного решения на обсуждение заседания Тверской городской Думы. Приостановка действия решения комиссии осуществляется путем подачи письменного заявления депутатом на имя председателя комиссии.
(п 1.4. введен решением Тверской городской Думы от 08.07.2010 N 207; в ред. решения Тверской городской Думы от 20.02.2017 N 52)
2.1. Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию город Тверь, является муниципальной собственностью города Твери.
2.2. В состав муниципального имущества, в частности, могут входить земельные участки, водные объекты, предприятия как имущественные комплексы, жилищный фонд, здания, встроенно-пристроенные помещения, сооружения и иные объекты недвижимости, а также движимые вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).
(в ред. решения Тверской городской Думы от 20.02.2017 N 52)
2.3. Любое имущество, созданное или приобретенное органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или муниципальным учреждением за счет средств, имеющихся у них, либо полученное ими безвозмездно, включается в состав муниципальной собственности.
2.4. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями города Твери во владение, пользование и распоряжение в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
2.5. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну города Твери.
3.1. Управление муниципальным имуществом - это организационно-распорядительная деятельность органов местного самоуправления города Твери в области владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Деятельность органов местного самоуправления города Твери в сфере управления муниципальным имуществом преследует следующие цели:
- увеличение доходов бюджета города на основе эффективного управления муниципальной собственностью;
- оптимизация структуры муниципальной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в которых город является участником (акционером).
3.2. Для реализации указанных целей необходимо реализовать следующие задачи:
- проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов;
- детальная правовая регламентация процессов управления путем принятия нормативных и распорядительных актов органов местного самоуправления в рамках их компетенции;
- классификация объектов муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- оптимизация количества объектов управления и обеспечение пообъектного управления;
- определение цели муниципального управления по каждому объекту управления (группе объектов).
Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами. Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным органом;
- обеспечение прав города как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (руководители унитарных предприятий, учреждений, представители города в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие муниципальным имуществом, управляющие компании.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели города возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски города при недостижении запланированного качественного результата управления;
- обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет города путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
3.3. Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов:
- обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели;
- регламентация порядка принятия управленческих решений уполномоченными органами;
- регламентация порядка выбора управляющих;
- мотивации управляющих;
- постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления;
- контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности муниципальными органами и управляющими;
- принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности;
- ответственность за результаты управления.
(в ред. решения Тверской городской Думы от 25.02.2010 N 42)
4.1. Право муниципальной собственности приобретается городом по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе путем передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности, а также в порядке признания права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.