Человек
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего в том числе: | 2442 | 2255 | 2351 | 3900 | 6748 |
промышленность | 836 | 695 | 797 | 1443 | 2982 |
сельское хозяйство | 405 | 418 | 370 | 281 | 370 |
строительство | 430 | 340 | 301 | 865 | 1487 |
транспорт | 54 | 91 | 114 | 311 | 509 |
торговля, общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно- технического назначения | 536 | 511 | 557 | 617 | 649 |
заготовки | 18 | 13 | 14 | 6 | 4 |
информационно-вычислительное обслуживание | 9 | 13 | 7 | 11 | 34 |
операции с недвижимым имуществом | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 8 | 14 | 15 | 62 | 91 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 2 | 2 | - | 52 | 202 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 23 | 25 | 50 | 75 | 71 |
культура и искусство | - | 32 | 28 | 40 | 42 |
другие отрасли | 78 | 64 | 63 | 94 | 253 |
Малыми предприятиями производится свыше 40 видов промышленной продукции: сварные металлоконструкции, трансформаторы силовые, лесоматериалы, пиломатериалы, известь, швейные изделия, верхний трикотаж, мебель, машины стиральные, обувь кожаная, обувь валяная, комбикорма, хлеб и хлебобулочные, и кондитерские изделия, колбасные изделия, масло соевое, молочные продукты и другие виды продукции.
В 2004 году среднемесячная заработная плата одного работника по области составляла 6627,1 рубля, по крупным и средним предприятиям за этот же период - 6982,2 рубля.
В ЕАО по данным Управления федеральной налоговой службы РФ по ЕАО на 01.07.2005 осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность около 3200 человек.
Малое предпринимательство играет большую роль в оказании бытовых услуг населению. В 2004 году общий объем бытовых услуг составил 111777,3 тыс. руб., из них доля услуг, оказанных субъектами малого предпринимательства области, составила 91,6 процента. Особенно высока доля индивидуального предпринимательства в оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 95,6 процента, окраска и пошив обуви - 97,6 процента, услуги фотоателье - 96,7 процента, услуги парикмахерских - 66,5 процента к общему объему бытовых услуг.
Расширяется спектр предоставляемых услуг: услуги в системе образования, дошкольного воспитания, юридические, страховые. Растет число предпринимателей, занимающихся изготовлением товаров народного потребления.
Отдельное место занимают субъекты малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности, которая является одним из важных факторов хозяйственного развития области, обеспечения и развития экономического потенциала, удовлетворения потребностей внутреннего рынка в продуктах питания и других потребительских товарах, создания дополнительных рабочих мест, пополнения бюджетов всех уровней.
Основным направлением внешнеторговых сделок является ввоз импортного оборудования, машин и транспортных средств, используемых для организации высокотехнологичных производств и выпуска новых видов продукции, удельный вес поставок которых занимает более 25 процентов. Кроме этого, возросли объемы импорта отделочных и строительных материалов (обработанного камня, кирпича, стекловолокна, плит для мощения, плитки облицовочной, стекла, древесно-стружечных плит и др.).
Благодаря импорту оборудования, в области получило развитие производство по переработке леса, изготовлению систем переливания крови, производству гофрокартона, кирпича, сборки электробытовой техники и др.
На сегодняшний день в области работают 12 туристских организаций. 3 из них имеют право на туроператорскую деятельность, 9 на турагентскую. Право на осуществление безвизового туризма имеют 2 туристские фирмы.
Наиболее развиты туристские связи с Китайской Народной республикой. За 3 квартала 2005 года область посетило с туристскими целями 6596 иностранных граждан из КНР, что на 338 человек больше, чем в 2004 году. Увеличилось число российских граждан, выезжавших по туристским путевкам за рубеж, количество которых составило 14050 человек, что на 5253 человека больше, чем в 2004 году.
Поскольку сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях характеризуется, с одной стороны, нормативными правовыми актами, в основном декларирующими эту поддержку, а с другой стороны - практическим отсутствием условий и реально действующих механизмов, главные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, остаются нерешенными. В связи с этим разработана настоящая программа, ориентированная на изменение условий деятельности (внешней среды) малого бизнеса.