Индекс готовности Еврейской автономной области к информационному обществу
Место в рейтинге среди регионов Российской Федерации | ||||
2004 - 2005 гг. | 2005 - 2006 гг. | 2006 - 2007 гг. | 2008 - 2009 гг. | |
Индекс готовности Еврейской автономной области к информационному обществу | 70 | 57 | 69 | 60 |
В том числе подындексы: | ||||
ИКТ-инфраструктура и доступ | 86 | 74 | 75 | 55 |
Использование ИКТ в домохозяйствах и населением | 84 | 41 | 27 | 25 |
ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления | 38 | 58 | 66 | 64 |
ИКТ в бизнесе | 57 | 70 | 77 | 77 |
ИКТ в культуре | 38 | 34 | 35 | 29 |
ИКТ в медицине | 35 | 68 | 70 | 74 |
ИКТ в образовании | - | 28 | 30 | 30 |
По подындексу "ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления" при составляющих подындекса выше средних по России - таких как веб-присутствие органов исполнительной власти Еврейской автономной области - 48-е место, наличие сайтов в муниципальных образованиях Еврейской автономной области - 30-е место, оснащенность государственных служащих компьютерной техникой, подключенной к локальным вычислительным сетям - 23-е место - Еврейская автономная область занимает 78-е, т.е. одно из последних мест рейтинга, по доле организаций, использовавших Интернет для получения бланков и форм органов исполнительной и муниципальной власти, и по доле организаций, использовавших информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для получения информации о деятельности органов управления. Следовательно, одной из ключевых проблем функционирования системы органов государственной власти Еврейской автономной области является информационная закрытость, отсутствие реальной оперативной обратной связи с гражданами и организациями. Недостаточными темпами развивается инфраструктура общественного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и о предоставляемых органами исполнительной власти, формируемыми правительством Еврейской автономной области, государственных услугах. Также можно констатировать наличие на текущий момент разрыва между условиями, имеющимися в Еврейской автономной области для развития информационного общества, и низким уровнем использования ИКТ в ключевых сферах деятельности органов государственной власти Еврейской автономной области. Неприемлемо низким для оказания государственных услуг в электронном виде в настоящее время является уровень информатизации областных государственных учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, культуры.
В целом в развитии информационного общества, в использовании ИКТ для предоставления государственных услуг и поддержки выполнения административных функций в Еврейской автономной области существует ряд проблем, требующих решения в рамках реализации программы:
а) одной из серьезных проблем является необеспечение за счет использования ИКТ оперативного сбора, обработки первичных статистических данных социально-экономического развития, совместимости региональных и муниципальных показателей и их мониторинга. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей деятельности органов государственной власти, а также не создана единая информационная система контроля достижения плановых значений показателей.
В решении данной проблемы может помочь информационная система, разработка и внедрение которой позволит сократить цифровой разрыв, унифицировать информационные форматы взаимодействия и механизмы обработки данных на региональном уровне, а также включить Еврейскую автономную область в состав участников информационного обмена в рамках единой вертикально интегрированной государственной информационной системы "Управление". Учитывая эти обстоятельства, наиболее целесообразным видится создание информационно-аналитической системы (далее - ИАС) "Управление" на базе типового регионального сегмента государственной автоматизированной системы "Управление", основанного на единой технологической платформе, базирующегося на едином идеологическом и методическом наполнении, обеспечивающего инструментально-аналитическую поддержку выполнения функций государственного управления регионом и интегрируемого в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную систему управления;
б) недостаточно развиты пока интеграционные информационные системы и регистры, позволяющие исключить дублирование ввода информации и обеспечить эффективное взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем. Отсутствуют единый реестр льготных категорий, мер социальной поддержки, единая база льготников, наличие которых является необходимым условием для автоматизации оказания услуг населению в электронном виде. Необходимы разработка и внедрение информационной системы единого социального регистра Еврейской автономной области, после чего станет возможной организация работы в режиме "одного окна" на базе многофункционального центра (далее - МФЦ). При дальнейшем развитии проекта, с созданием социальной карты жителя Еврейской автономной области станет возможным создание пункта приема анкет-заявок и выдачи социальных карт, формирование сети инфокиосков для предоставления портальных услуг;
в) процесс внедрения в Еврейской автономной области технологий электронного правительства и предоставления услуг населению и бизнесу в электронном виде находится на стадии становления. Существующий сегодня официальный интернет-портал органов государственной власти Еврейской автономной области выполняет преимущественно информационную функцию и пока имеет небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом. Необходимо провести его технологическую реорганизацию. Кроме того, в составе портальной системы должен быть разработан и внедрен в эксплуатацию единый областной портал государственных услуг. Портальная система должна соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым к защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования. В соответствии с Приказом от 31.08.2010 N 416/489 Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю "Об утверждении требований о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования" и рядом других нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне в последнее время;
г) еще одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в Еврейской автономной области информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий. Это касается как населения в целом, так и государственных служащих. Низкий уровень компьютерной грамотности государственных служащих предопределяет необходимость организации непрерывного обучения государственных служащих и оценки навыков использования информационных технологий в ходе предусмотренной законодательством периодической аттестации. Необходимо обеспечить выполнение Поручения Президента Российской Федерации по обучению населения и государственных служащих основам ИКТ, обеспечить востребованность внедряемых электронных государственных услуг, рост посещаемости порталов органов государственной власти Еврейской автономной области;
д) преобладает ведомственный функционально ориентированный подход при формировании областных информационных ресурсов и, как следствие, их несовместимость и невозможность корпоративного использования для формирования электронного правительства региона;
е) одной из ключевых проблем остается слабое развитие, а на уровне поселений - отсутствие инфраструктуры сопровождения муниципальных информационных систем, что определяет низкий уровень их развития.
Процесс перехода к информационному обществу - это сложная комплексная задача, охватывающая практически все виды и формы человеческой деятельности, затрагивающая интересы всех слоев общества. Именно для решения такого рода задач, требующих интеграции усилий всего общества, служит программно-целевой подход. Целесообразность решения вышеперечисленных проблем программно-целевым методом подтверждается также необходимостью выстраивания плана работ как минимум на среднесрочную перспективу, поскольку поставленные задачи связаны с развитием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, человеческого потенциала, деловой среды, стимулируют создание и использование ИКТ в Еврейской автономной области и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде, равно как не могут быть решены и простым увеличением финансирования, поскольку назрела необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.
Реализация программы при решении задач развития и использования ИКТ в Еврейской автономной области позволит:
обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования ИКТ в рамках формирования электронного правительства и реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации;
обеспечить концентрацию финансовых ресурсов, выделяемых из областного бюджета и привлекаемых из средств федерального бюджета и внебюджетных источников, при решении задач в области формирования информационного общества в Еврейской автономной области;
проводить единую техническую политику при решении задач в области формирования информационного общества в Еврейской автономной области;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий, реализуемых в рамках различных программ и проектов.
Настоящая программа разработана на основе Перечня мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов в Еврейской автономной области, утвержденного постановлением губернатора Еврейской автономной области от 27.08.2010 N 246.
Часть мероприятий по построению информационного общества в Еврейской автономной области реализуется в рамках выполнения других областных целевых программ. Так, задачи внедрения современных информационных систем в здравоохранение решаются в рамках областной целевой программы "Модернизация здравоохранения в Еврейской автономной области", задачи развития технологической инфраструктуры электронного правительства Еврейской автономной области, электронного документооборота - в ежегодной областной целевой программе "Развитие информатизации в Еврейской автономной области". Настоящая программа скоординирована с программами во взаимосвязанных областях, принятыми как на федеральном, так и на областном уровне, и предполагает обязательное значительное участие в ее реализации органов государственной власти Еврейской автономной области и межведомственную координацию.
На успешное выполнение программы и достижение поставленных цели и задач могут повлиять следующие внешние факторы и риски:
экономические риски, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие региональной сферы ИКТ, что ставит выполнение программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Еврейской автономной области, общей экономической ситуации в стране;
организационные риски, связанные с проблемами управления сложными проектами в сфере ИКТ, требующими согласованной технической политики, что затруднительно при недостаточной штатной численности государственного заказчика - координатора программы. Минимизация организационных рисков связана главным образом с успешной реализацией координации выполнения мероприятий программы;
риски, связанные с необходимостью перестройки административных процессов, пассивным сопротивлением использованию органами государственной власти инфраструктуры электронного правительства и распространению современных информационных технологий;
технологические риски в решении сложных межведомственных задач.
Эффективность использования выделяемых на финансирование сферы ИКТ Еврейской автономной области средств в том числе будет зависеть от согласованного решения общесистемных проблем на федеральном уровне и единства подходов в развитии информационного общества и электронного правительства субъектов Российской Федерации.