ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 1998 года N 746
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ "СВОЙ ДОМ"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 марта 1996 года N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом", а также в целях снижения стоимости строительства жилья и увеличения объемов индивидуального жилищного строительства постановляю:
1. Утвердить областную Программу "Свой дом" (приложение 1).
2. Утвердить состав рабочей группы по реализации программы "Свой дом" (приложение 2).
3. Ежегодно, при формировании областных программ строительства, предусматривать средства на реализацию программы "Свой дом".
4. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать мероприятия по обеспечению задания по вводу индивидуальных жилых домов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника департамента строительства, архитектуры, энергетики, топлива и ЖКХ З.С. Каплевского.
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ"
Наименование Программы | Областная программа "Свой дом" |
Решение о разработке | В соответствии с Указом Президента РФ "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом" от |
Заказчики Программы | Администрация Вологодской области, органы местного самоуправления |
Разработчики Программы | Администрация Вологодской области |
Цели и задачи Программы | Повышение доли индивидуального жилищного строительства к 2000 году до 35% к общему объему ввода жилья; увеличение доли малоэтажного домостроения, снижение стоимости 1 кв. м общей площади жилья за счет применения местных строительных материалов и установки автономных систем инженерного обеспечения |
Показатели Программы | Ввод индивидуального жилья в 1998 г. - 74 тыс. кв. м, в 1999 г. - 87 тыс. кв. м, в 2000 г. - 110 тыс. кв. м |
Сроки реализации Программы | 1998 - 2000 гг. |
Исполнители Программы | Администрация Вологодской области, органы местного самоуправления, предприятия и организации Вологодской области |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования (в действующих ценах) - 280 млн. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 42 млн. руб., областного бюджета - 20 млн. руб., собственные средства граждан - 200 млн. руб., средства предприятий - 14 млн. руб., прочие источники - 4 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Увеличение объемов индивидуального жилищного строительства к 2000 г. в 1.8 раза по сравнению с 1997 годом |
- Снижение затрат бюджета на содержание введенного индивидуального жилья на 20% | |
- Сокращение числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, как минимум, на 2000 семей | |
- Привлечение инвестиций в производство местных строительных материалов - 9 млн. рублей | |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляется администрацией Вологодской области |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 N 753 была утверждена федеральная целевая программа "Свой дом" - составная часть нового этапа Государственной целевой Программы "Жилище". За прошедшие полтора года с момента утверждения Программы "Свой дом" Правительством РФ и заказчиком Программы - Госстроем России формировался пакет нормативно-правовых документов и велась разработка финансово-кредитного механизма.
Областная программа "Жилище" была утверждена в 1994 году. Не удалось приостановить спад ввода жилья, но есть и некоторые позитивные сдвиги - за прошедшие с начала жилищной реформы годы число очередников по области сократилось более чем на 30 тыс. семей, норма обеспеченности жильем увеличилась в области с 19.6 кв. в 1992 году до 20.3 кв. на человека в 1996 году.
Вместе с тем, по-прежнему, стоимость 1 кв. м общей площади жилья остается высокой, что делает его недоступным даже семьям со средним достатком. Отсутствует механизм долгосрочного жилищного кредитования, высока ставка рефинансирования Центробанка РФ, не позволяющая включить в процесс кредитования коммерческие банки.
Причин высокой стоимости жилья в области несколько. Это, прежде всего, отсутствие высокоэффективных утеплителей и других стройматериалов. В недостаточном количестве используются местные строительные материалы, в первую очередь, древесина. Отсутствие экономичных проектов.
За последние 5 лет жилищное строительство в области можно охарактеризовать следующими данными:
Год | Ввод жилья (тыс. кв. м) | Из общего объема - индивидуальное строительство тыс. кв. м | Объем капвложений в жилищное стр-во (млн. руб. в ценах 1991 г.) | ||
Всего по территории области | в том числе: за счет бюджетов всех уровней | ||||
Всего по территории области | в том числе внебюджетные источники | ||||
1993 | 481.5 | 92.3 | 19.7 | 158.5 | 114.2 |
1994 | 449.3 | 80.9 | 24.5 | 140.9 | 111.8 |
1995 | 423.8 | 62.0 | 27.1 | 128.5 | 101.7 |
1996 | 350.5 | 31.3 | 34.1 | 84.7 | 69.54 |
1997 | 253.2 | 38.05 | 61.2 | 61.0 | 49.8 |
Только за счет сокращения бюджетного финансирования жилья в 3.7 раза в 1997 году по сравнению с 1993 годом ввод жилья сократился в 2.4 раза. Поэтому, при ограниченных возможностях бюджета основной задачей является создание условий для расширения жилищного строительства в области, оказание помощи индивидуальным застройщикам.
По состоянию на 1 января 1998 года в стадии строительства по области находилось 7424 индивидуальных дома общей площадью 570.8 тыс. кв. метров.
В существующей экономической ситуации наращивание ввода жилья возможно лишь при существенном увеличении объемов индивидуального строительства. На первый план должны выйти его потребительские качества функциональные удобства проживания. Одним из условий увеличения объемов индивидуального жилищного строительства должно стать снижение стоимости одного кв. метра общей площади жилья до двухмесячного денежного дохода на душу населения, что на 1 января 1998 г. составляло 1705 тыс. руб. Добиться этого можно за счет увеличения объемов применения местных строительных материалов, индустриализации домостроения, внедрения новых технологий и установки автономных систем инженерного обеспечения. Это позволит снизить не только затраты на строительство жилья, но и сократить эксплуатационные расходы.
Строительство жилья - это та отрасль, которая по инвестиционной привлекательности стоит не только на одном из первых мест, но и не имеет себе равных с точки зрения огромного влияния на развитие других отраслей экономики. Но, при этом, - и самая уязвимая из всех социальных проблем. Поэтому, основная задача администрации области и органов местного самоуправления - привлечение в эту отрасль внебюджетных источников.
В целях стимулирования деловой активности и привлечения инвестиций в экономику области, в соответствии с распоряжением губернатора области от 06.02.1998 N 147-р "О создании рабочей группы", разработана и детализируется Концепция развития широкомасштабного индивидуального домостроения в Вологодской области.
Программой индивидуального жилищного строительства на 1998 - 2000 годы предусматривается ввести 273.1 тыс. кв. м жилых домов или 30 процентов к общему объему ввода в эксплуатацию жилых домов (ожидаемый ввод жилья по территории области за 1998 - 2000 годы за счет всех источников финансирования может составить 918 тыс. кв. м). Наибольший объем ввода приходится на Великоустюгский - 20 тыс. кв. м. Вологодский - 21 тыс. кв. м, Никольский - 18 тыс. кв. м районы (приложение 1).
Структура индивидуального жилищного строительства предопределяется наличием производства строительных материалов, сырьевой базы и другими факторами.
Вологодская область относится к лесному региону, поэтому в сельских районах преобладает индивидуальное жилищное строительство из дерева (бревен и бруса), редко-каркасной конструкции.
В городах области с развитой стройиндустрией и предприятиями строительных материалов преобладает индивидуальное жилищное строительство из кирпича, редко - из сборного железобетона, а также смешанных систем.
Учитывая ценовой фактор, индивидуальный застройщик стремится использовать дешевые стройматериалы, поэтому структура индивидуального жилищного строительства может быть такая:
- в деревянном исполнении - до 60%;
- в кирпичном исполнении - до 15%;
- с применением кирпича для наружной облицовки стен - до 10%;
- с применением смешанных систем - до 10%;
- каркасной конструкции - до 5%.
Существующая в области производственная база обеспечила ввод жилья в 1991 году 658 тыс. кв. м общей площади. В 1997 году введено 253 тыс. кв. м. Мощности производственной базы использованы в сравнении с 1991 годом на 38.4%. Из приведенных данных видно, что программа индивидуального жилищного строительства на 1998 - 2000 годы обеспечивается материально-техническими ресурсами в целом, но с учетом территориального размещения предприятий, производящих строительные материалы, возникают трудности. Так как более 90% строительных материалов производятся в городах Вологде и Череповце, доставка их в сельские районы увеличивает стоимость индивидуального жилищного строительства. Достаточно привести такой пример, как производство местного строительного материала - керамического кирпича. Выпуск его был организован почти в каждом районе, сейчас остался только в Сокольском, Грязовецком, Великоустюгском районах, в остальных 23 районах производство кирпича свернуто. Основным строительным материалом в этих сельских районах остается древесина. Ее рациональное использование в сочетании с утеплителями из местных строительных материалов позволит возводить жилье, отвечающее новым требованиям Изменения N 3 СНиП II-3-79 "Строительная теплотехника".
В целях увеличения объемов строительства индивидуального жилья в каждом районе необходимо наладить производство сборных деревянных домов каркасной конструкции. Для этого в районах имеются мощности по лесопилению и частичной деревообработке. В качестве утеплителей можно использовать геокар - торфяное вяжущее. Заполнителями его могут быть отходы деревообработки и льнопереработки, солома, камыш, сухая трава и др. Можно также использовать в виде вяжущего сапропель. Применение местных строительных материалов позволит снизить стоимость затрат на 25 - 30%.
Индивидуальным застройщикам жилых домов в городах Вологде, Череповце и районах с развитой сетью предприятий, производящих строительные материалы, предлагается использовать для строительства новые строительные стеновые материалы: пенополистиролбетонные блоки, стеновые торфоблоки, стеновые блоки из электростабилизированного арболита "Элстар", пенополистиролбетон в качестве заполнителя колодцевой кладки из керамического кирпича, для облицовки наружных стен - фасадный лицевой силикатный кирпич объемного окрашивания и керамический кирпич с облицовочным слоем.
Теплоизоляционные материалы - на основе ячеистых бетонов, пенобетонов, силопора, эковаты, элстара, геокара, пенополистирола, пенополиуретана другие.
ДОЗ - 21 города Сокола выпускает несколько видов домов в деревянном исполнении, более 200 комплектов в год.
С пуском в п. Кадуй завода ячеистых бетонов индивидуальные застройщики получат возможность использовать при устройстве стен мелкие пенобетонные блоки, мощность завода - 40 тыс. куб. м в год или 20 млн. шт. условного кирпича. Потребность основных материалов для выполнения программы индивидуального жилищного строительства в 1998 - 2000 годах указана в приложении 2.
Баланс потребности материальных ресурсов показывает, что программа индивидуального жилищного строительства основными строительными материалами (бетон, сборный железобетон, кирпич, дерево, оконные и дверные блоки, обои, металл для кровель) закрывается полностью областными предприятиями, производящими эти материалы. Исключение составляют вяжущие и отделочные материалы, в том числе линолеум, облицовочная плитка и краски - их надо завозить из других регионов.
К дефициту относятся эффективные теплоизоляционные материалы Потребность только для жилищного строительства составляет 110 - 120 тыс. куб. м в год. Существующие в области мощности по выпуску теплоизоляционных материалов составляют 55 тыс. куб. м, в том числе пенополистирола - 30 тыс. куб. м (в Вологде - 14 тыс. куб. м на заводе ЖБИ N 337; в г. Череповце - 6 тыс. куб. м в АО "Череповецагростройкомплект"; в г. Соколе 10 тыс. куб. м на ДОЗ-21); геокара - 5 тыс. куб. м в Вологде у ООО "Геокар"; пенополистиролбетона и изделий из него - 20 тыс. куб. м в Вологде на заводе ЖБИ N 337. Потребность в утеплителях закрывается на 50%. Остальной объем требуется завозить из соседних регионов или развивать производство в области. Возможные направления развития производства эффективных утеплителей отражены в приложении 3.
Одним из основных принципов программы является направление значительной части бюджетных инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии и способных использовать собственные средства на строительство или иные формы приобретения жилья.
Государственная поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан может осуществляться путем предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, компенсаций и других форм безвозвратной помощи населению, бюджетного кредитования населения на возвратной основе через существующую банковскую систему.
Схема выделения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья определена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья".
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие достаточные финансовые ресурсы, а также по желанию могут получить по решению органов местного самоуправления безвозмездные субсидии в виде доли имущества в не законченных строительством государственных или муниципальных жилых домах, имеющих высокую степень технической готовности, для завершения их строительства. Правовая основа этого вида субсидирования определена Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1181 "О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов".
Безвозмездная субсидия, выделяемая за счет местных бюджетов, может покрываться путем бесплатного предоставления нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам земельных участков в пределах нормативов под индивидуальное жилищное строительство или оформления льготного лесобилета. Примерный порядок предоставления безвозмездных субсидий гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, в виде отпуска древесины на корню, утвержден постановлением Губернатора области от 21 мая 1998 года N 410 и рекомендован органам местного самоуправления к практическому применению. Рыночная стоимость земельного Участка и построенной за счет бюджетов всех уровней инженерной инфраструктуры по решению органов местного самоуправления или администрации области может быть зачтена в стоимость субсидии.
Показатели обеспеченности жильем в Российской Федерации находятся на Уровне, близком к показателям в странах со средними доходами населения. По Данным статистики 60 процентов жителей городов имеют однокомнатные и Двухкомнатные квартиры. В среднем на одну комнату приходится 1.3 человека и, в отличие от западных стран, у большинства семей отсутствует общая комната без спальных мест. Весьма важным показателем является процент сложных семей, под которыми понимаются проживающие совместно две и более брачные пары с детьми или без детей, либо одна брачная пара с детьми или без детей, проживающая совместно с одним из родителей или близким родственником одного из супругов. Доля таких семей в городах составляла согласно переписи населения 1989 года, 17.5 процента. Это характерно и для нашей области. Несмотря на низкие нормы жилой площади на человека, необходимые для постановки на учет на получение муниципального жилья, на очереди стоит более 20 процентов семей.