ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2000 года N 332

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ

(в редакции постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 20.06.2001 N 337, от 29.11.2001 N 599, от 20.02.2002 N 87, от 06.07.2004 N 421, с изм., внесенными законом Вологодской области от 25.12.2002 N 855-ОЗ)

Во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Охрана территории Вологодской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ" на 2001 - 2005 годы (далее - Программа).

2. Администрации области включить Программу в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета с 2001 и в последующие годы.

3. Объекты недвижимости, построенные за счет выделенных на Программу средств областного бюджета, признать областной собственностью и включить в реестр областной собственности.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать к 1 августа 2000 года территориальные целевые программы по охране территорий муниципальных образований от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ на 2001 - 2005 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.


Заместитель председателя
Законодательного
Собрания области
В.Н.ПЕТРОВ






Утверждена
Постановлением
Законодательного
Собрания области
от 21 июня 2000 года N 332

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ


 Паспорт Программы

┌════════════════════════┬═══════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы  │"Охрана территории Вологодской области │
│                        │от завоза и распространения особо      │
│                        │опасных инфекционных болезней людей,   │
│                        │животных, растений, а также токсичных  │
│                        │веществ" на 2001 - 2005 годы           │
│Государственный заказчик│Правительство области                  │
│Программы               │                                       │
│(в  ред.  постановления  Законодательного  Собрания  Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421)                                    │
│Основной разработчик    │Центр государственного санитарно-      │
│Программы               │эпидемиологического надзора Вологодской│
│                        │области (ЦГСЭН)                        │
│Основная цель Программы │обеспечение охраны территории области  │
│                        │от завоза и распространения особо      │
│                        │опасных инфекционных заболеваний людей,│
│                        │животных и растений, а также токсичных │
│                        │веществ, промышленных отходов и других │
│                        │потенциально опасных объектов, которые │
│                        │могут оказывать вредное воздействие на │
│                        │здоровье населения, ухудшать санитарно-│
│                        │эпидемиологическую, ветеринарную,      │
│                        │фитосанитарную и экологическую         │
│                        │обстановку                             │
│Сроки и этапы реализации│2001 - 2005 годы; тактические и        │
│Программы               │стратегические цели и задачи Программы │
│                        │реализуются в течение 5 лет; ежегодно  │
│                        │основные направления и положения       │
│                        │Программы уточняются и                 │
│                        │конкретизируются; исходя из            │
│                        │экономической ситуации в области и     │
│                        │наличия финансовых и материальных      │
│                        │ресурсов, определяется комплекс        │
│                        │первоочередных мероприятий, подлежащих │
│                        │целевому финансированию                │
│Основные направления    │совершенствование системы организации  │
│Программы               │государственного санитарно-            │
│                        │эпидемиологического, ветеринарного и   │
│                        │фитосанитарного надзора и таможенного  │
│                        │контроля на территории Вологодской     │
│                        │области; проведение необходимого       │
│                        │комплекса противоэпизоотических и      │
│                        │противоэпидемических профилактических  │
│                        │мероприятий в случае выявления больных │
│                        │особо опасной инфекцией или            │
│                        │подозрительных на это заболевание людей│
│                        │и животных;                            │
│                        │обеспечение готовности учреждений      │
│                        │здравоохранения к проведению комплекса │
│                        │первичных мероприятий по выявлению     │
│                        │больного, локализации и ликвидации     │
│                        │очага особо опасной инфекции;          │
│                        │координация деятельности служб;        │
│                        │научное и кадровое обеспечение служб   │
│                        │государственного контроля;             │
│                        │разработка и внедрение системы         │
│                        │компьютерного обеспечения санитарно-   │
│                        │эпидемиологического, ветеринарного     │
│                        │надзора за охраной территории области  │
│                        │от завоза особо опасных инфекционных   │
│                        │заболеваний, а также токсичных веществ;│
│                        │лабораторное обеспечение и улучшение   │
│                        │материально-технической базы служб     │
│                        │контроля                               │
│Исполнители Программы   │основным исполнителем Программы        │
│                        │является Центр государственного        │
│                        │санитарно-эпидемиологического надзора  │
│                        │Вологодской области;                   │
│                        │соисполнители Программы: департаменты  │
│                        │сельского хозяйства, строительства и   │
│                        │жилищно-коммунального хозяйства,       │
│                        │департамент здравоохранения области,   │
│                        │управление внутренних дел Вологодской  │
│                        │области, государственная инспекция по  │
│                        │карантину растений по Вологодской      │
│                        │области, отдел по делам миграции УВД   │
│                        │Вологодской области, Вологодская       │
│                        │таможня, Центр стандартизации,         │
│                        │метрологии и сертификации (ЦСМ),       │
│                        │органы самоуправления муниципальных    │
│                        │образований                            │
│(в  ред.  постановления  Законодательного  Собрания  Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421)                                    │
│Источники финансирования│федеральный, областной и местные       │
│Программы               │бюджеты;                               │
│                        │указанные в Программе суммы на 2001 -  │
│                        │2005 годы подлежат индексации при      │
│                        │включении в областной бюджет на        │
│                        │соответствующий год согласно           │
│                        │коэффициенту инфляции                  │
│Ожидаемые результаты    │недопущение завоза и распространения на│
│реализации Программы    │территории области опасных инфекционных│
│                        │заболеваний людей, животных и растений,│
│                        │отсутствие вспышечной заболеваемости   │
│                        │зооантропонозами                       │
│Система организации     │Центр государственного санитарно-      │
│контроля за выполнением │эпидемиологического надзора Вологодской│
│Программы               │области осуществляет непосредственный  │
│                        │контроль за реализацией Программы;     │
│                        │текущее управление и контроль за       │
│                        │реализацией Программы осуществляют     │
│                        │главные государственные санитарные     │
│                        │врачи городов и районов, управление    │
│                        │ветеринарией с госветинспекцией        │
│                        │департамента сельского хозяйства       │
│                        │области, главные государственные       │
│                        │ветеринарные инспекторы городов и      │
│                        │районов;                               │
│(в  ред.  постановления  Законодательного  Собрания  Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421)                                    │
│                        │формы организации управления           │
│                        │реализацией Программы включают в себя  │
│                        │проведение плановых заседаний          │
│                        │областной, городских, районных         │
│                        │санитарно-противоэпидемических         │
│                        │комиссий, коллегий Правительства       │
│                        │области, органов местного              │
│                        │самоуправления, департамента           │
│                        │здравоохранения области, Центра        │
│                        │госсанэпиднадзора Вологодской области, │
│                        │проверок работы служб по выполнению    │
│                        │мероприятий Программы                  │
│(в  ред.  постановления  Законодательного  Собрания  Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421)                                    │
└════════════════════════┴═══════════════════════════════════════…


 I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1990 года в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекционных болезней. Ежегодно регистрируется около 1000 случаев чумы, желтой лихорадки. В 1999 году по неполным данным ВОЗ в 56 государствах зарегистрировано более 200 тыс. больных холерой. Обострилась эпизоотолого-эпидемиологическая ситуация по другим опасным инфекционным болезням. Положение обострилось в связи с возросшим в последние годы объемом поставок из-за рубежа в Россию продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, поступлением кормов для животных из стран с неблагополучной эпизоотологической и эпидемиологической обстановкой. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщиков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований, определяющих порядок ввоза продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции. В истекшем году зарегистрировано множество случаев ввоза в страну продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам, а в ряде случаев послуживших причиной тяжелых интоксикаций и заболеваний людей.

Эпидситуация усугубляется напряженностью политической и социальной обстановки в отдельных регионах России, прибытием на ее территорию из государств СНГ значительного числа беженцев и вынужденных переселенцев, большим объемом экспорта животных. Сокращение в последние годы объемов профилактических противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий, фактическое отсутствие на большом протяжении государственной границы Российской Федерации со странами СНГ позволяют ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-карантинные пункты.

Напряженная эпидемиологическая обстановка по особо опасным и природно-очаговым болезням складывается и на территории Вологодской области. За 1994 - 1999 годы зарегистрировано 19 случаев завоза малярии в города Череповец, Вологда, Сокол, В.-Устюг, Тотьма гражданами России (в т.ч. военнослужащими из Таджикистана) и ближнего зарубежья. Эпидситуация по малярии осложнилась в связи с возросшим потоком мигрантов из государств СНГ, а также жителей области, работающих по контракту в эндемичных по малярии территориях. Сохраняется вероятность завозных случаев холеры, которая может получить дальнейшее распространение в связи с неудовлетворительным санитарно-эпидемиологическим состоянием городов и районов области, отсутствием гарантированного водообеспечения. За последние годы по наблюдению центров ГСЭН бактериологическое загрязнение отмечается практически на всех поверхностных водных объектах области и значительно превышает нормативы для культурно-бытового водопользования. В 1999 году из числа исследованных проб питьевой воды 30.6 процента не соответствовали гигиеническим нормативам по химическим и 14.6 процента - по микробиологическим показателям.

В 3.7 раза по сравнению с 1996 годом возросла заболеваемость населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Заболеваемость лептоспирозом, клещевым боррелиозом в 2 - 5 раз превышает среднероссийский уровень. Высокой остается заболеваемость клещевым энцефалитом.

Актуальной для области остается проблема педикулеза. Несмотря на снижение за 5 лет пораженности населения в 2 раза, уровень ее продолжает превышать в 2.5 раза среднероссийский показатель. Не снижается количество регистрируемых случаев платяного педикулеза в основном лиц без определенного места жительства, что увеличивает риск завоза и распространения эпидемического сыпного тифа.

Есть основания говорить об угрозе возникновения эпизоотий бешенства в Вологодской области в связи с высокой численностью волков и с выраженным неблагополучием по бешенству в граничащих территориях, в том числе в Псковской, Ленинградской, Тверской областях.

В последние годы в области бесконтрольно увеличивается количество собак и кошек, учет которых практически отсутствует, что затрудняет проведение обязательной вакцинации животных против бешенства и других зоонозов. Владельцы собак и кошек не всегда обеспечивают надлежащее их содержание, вследствие чего создается антисанитарная обстановка в жилых домах, дворах, скверах, на улицах и в других общественных местах. Увеличивается число бродячих животных, которые являются одним из основных источников распространения бешенства, лептоспироза, микозов, гельминтозов.

В два раза возросло количество населения, пострадавшего от нападения безнадзорных животных. В 1999 году в целом по области за медицинской помощью по поводу укусов собаками и кошками обратилось более 3.8 тыс. человек, из них 40 процентов составили дети до 14 лет. Большая часть пострадавших нуждалась в проведении дорогостоящего антирабического лечения.

Однако в области до настоящего времени не определен конкретный механизм организации работы по упорядочению содержания домашних животных в городах и районах. Нормативная база для приведения в действие оперативных мер к нарушителям содержания животных в области недостаточна и не отвечает действующему гражданскому законодательству, а принятые в городах и районах местные правила, носят формальный характер и фактически не работают. Имеющийся правовой вакуум не позволяет правоохранительным органам в полной мере заниматься вопросами упорядочения содержания домашних животных.

В 1999 году зарегистрировано множество случаев ввоза в область недоброкачественных пищевых продуктов импортного производства. Более чем в 2 раза ухудшилось качество импортного продовольствия по санитарно-химическим показателям. Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим критериям, составила около 3 процентов. В истекшем году органами госсанэпиднадзора запрещена реализация 232 партий (22 тонны) продуктов питания и продовольственного сырья, поступивших из-за рубежа. Сложившаяся система контроля в новых экономических условиях не позволяет обеспечить безопасность продовольственного рынка от некачественной и опасной продукции, что создает реальную угрозу завоза и распространения болезней.

Вследствие неудовлетворительного финансирования территориальных программ по обеспечению санэпидблагополучия населения из областного и местных бюджетов произошло резкое сокращение профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе выполняемых санэпидслужбой в рамках первичной медико-санитарной помощи. Это может привести к выходу из-под контроля осложняющейся эпизоотолого-эпидемиологической ситуации по особо опасным инфекциям.

Обостряющаяся эпидемическая обстановка в области требует от органов исполнительной власти усиления и координации действий организаций и учреждений государственных служб, обеспечивающих охрану территории области от завоза и распространения опасных инфекционных болезней. Разработанная областная целевая программа "Охрана территории Вологодской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ" на 2001 - 2005 годы, предусматривает улучшение материально-технического, научного и кадрового обеспечения государственных служб контроля, сокращение прямых и косвенных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на территории Вологодской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия, улучшение состояния здоровья населения.


 II. Правовая основа Программы


Правовую основу Программы составляют:

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями);

федеральные законы:

     "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;

     "О борьбе с терроризмом"
от 25.07.1998 N 130-ФЗ;

"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в редакции от 17.03.1997);

законы Российской Федерации:

     "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1;

     "О государственной границе Российской Федерации"
от 01.04.1993 N 4730-1;

Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 680;

приказ Минздрава Российской Федерации от 02.07.1999 N 263 "О введении в действие Перечня инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»