ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2000 года N 332
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(в редакции постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 20.06.2001 N 337, от 29.11.2001 N 599, от 20.02.2002 N 87, от 06.07.2004 N 421, с изм., внесенными законом Вологодской области от 25.12.2002 N 855-ОЗ)
Во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Охрана территории Вологодской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ" на 2001 - 2005 годы (далее - Программа).
2. Администрации области включить Программу в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета с 2001 и в последующие годы.
3. Объекты недвижимости, построенные за счет выделенных на Программу средств областного бюджета, признать областной собственностью и включить в реестр областной собственности.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать к 1 августа 2000 года территориальные целевые программы по охране территорий муниципальных образований от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ на 2001 - 2005 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
Заместитель председателя
Законодательного
Собрания области
В.Н.ПЕТРОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЗАВОЗА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ, А ТАКЖЕ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
┌════════════════════════┬═══════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │"Охрана территории Вологодской области │
│ │от завоза и распространения особо │
│ │опасных инфекционных болезней людей, │
│ │животных, растений, а также токсичных │
│ │веществ" на 2001 - 2005 годы │
│Государственный заказчик│Правительство области │
│Программы │ │
│(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421) │
│Основной разработчик │Центр государственного санитарно- │
│Программы │эпидемиологического надзора Вологодской│
│ │области (ЦГСЭН) │
│Основная цель Программы │обеспечение охраны территории области │
│ │от завоза и распространения особо │
│ │опасных инфекционных заболеваний людей,│
│ │животных и растений, а также токсичных │
│ │веществ, промышленных отходов и других │
│ │потенциально опасных объектов, которые │
│ │могут оказывать вредное воздействие на │
│ │здоровье населения, ухудшать санитарно-│
│ │эпидемиологическую, ветеринарную, │
│ │фитосанитарную и экологическую │
│ │обстановку │
│Сроки и этапы реализации│2001 - 2005 годы; тактические и │
│Программы │стратегические цели и задачи Программы │
│ │реализуются в течение 5 лет; ежегодно │
│ │основные направления и положения │
│ │Программы уточняются и │
│ │конкретизируются; исходя из │
│ │экономической ситуации в области и │
│ │наличия финансовых и материальных │
│ │ресурсов, определяется комплекс │
│ │первоочередных мероприятий, подлежащих │
│ │целевому финансированию │
│Основные направления │совершенствование системы организации │
│Программы │государственного санитарно- │
│ │эпидемиологического, ветеринарного и │
│ │фитосанитарного надзора и таможенного │
│ │контроля на территории Вологодской │
│ │области; проведение необходимого │
│ │комплекса противоэпизоотических и │
│ │противоэпидемических профилактических │
│ │мероприятий в случае выявления больных │
│ │особо опасной инфекцией или │
│ │подозрительных на это заболевание людей│
│ │и животных; │
│ │обеспечение готовности учреждений │
│ │здравоохранения к проведению комплекса │
│ │первичных мероприятий по выявлению │
│ │больного, локализации и ликвидации │
│ │очага особо опасной инфекции; │
│ │координация деятельности служб; │
│ │научное и кадровое обеспечение служб │
│ │государственного контроля; │
│ │разработка и внедрение системы │
│ │компьютерного обеспечения санитарно- │
│ │эпидемиологического, ветеринарного │
│ │надзора за охраной территории области │
│ │от завоза особо опасных инфекционных │
│ │заболеваний, а также токсичных веществ;│
│ │лабораторное обеспечение и улучшение │
│ │материально-технической базы служб │
│ │контроля │
│Исполнители Программы │основным исполнителем Программы │
│ │является Центр государственного │
│ │санитарно-эпидемиологического надзора │
│ │Вологодской области; │
│ │соисполнители Программы: департаменты │
│ │сельского хозяйства, строительства и │
│ │жилищно-коммунального хозяйства, │
│ │департамент здравоохранения области, │
│ │управление внутренних дел Вологодской │
│ │области, государственная инспекция по │
│ │карантину растений по Вологодской │
│ │области, отдел по делам миграции УВД │
│ │Вологодской области, Вологодская │
│ │таможня, Центр стандартизации, │
│ │метрологии и сертификации (ЦСМ), │
│ │органы самоуправления муниципальных │
│ │образований │
│(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421) │
│Источники финансирования│федеральный, областной и местные │
│Программы │бюджеты; │
│ │указанные в Программе суммы на 2001 - │
│ │2005 годы подлежат индексации при │
│ │включении в областной бюджет на │
│ │соответствующий год согласно │
│ │коэффициенту инфляции │
│Ожидаемые результаты │недопущение завоза и распространения на│
│реализации Программы │территории области опасных инфекционных│
│ │заболеваний людей, животных и растений,│
│ │отсутствие вспышечной заболеваемости │
│ │зооантропонозами │
│Система организации │Центр государственного санитарно- │
│контроля за выполнением │эпидемиологического надзора Вологодской│
│Программы │области осуществляет непосредственный │
│ │контроль за реализацией Программы; │
│ │текущее управление и контроль за │
│ │реализацией Программы осуществляют │
│ │главные государственные санитарные │
│ │врачи городов и районов, управление │
│ │ветеринарией с госветинспекцией │
│ │департамента сельского хозяйства │
│ │области, главные государственные │
│ │ветеринарные инспекторы городов и │
│ │районов; │
│(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421) │
│ │формы организации управления │
│ │реализацией Программы включают в себя │
│ │проведение плановых заседаний │
│ │областной, городских, районных │
│ │санитарно-противоэпидемических │
│ │комиссий, коллегий Правительства │
│ │области, органов местного │
│ │самоуправления, департамента │
│ │здравоохранения области, Центра │
│ │госсанэпиднадзора Вологодской области, │
│ │проверок работы служб по выполнению │
│ │мероприятий Программы │
│(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской│
│области от 06.07.2004 N 421) │
└════════════════════════┴═══════════════════════════════════════…
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1990 года в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекционных болезней. Ежегодно регистрируется около 1000 случаев чумы, желтой лихорадки. В 1999 году по неполным данным ВОЗ в 56 государствах зарегистрировано более 200 тыс. больных холерой. Обострилась эпизоотолого-эпидемиологическая ситуация по другим опасным инфекционным болезням. Положение обострилось в связи с возросшим в последние годы объемом поставок из-за рубежа в Россию продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, поступлением кормов для животных из стран с неблагополучной эпизоотологической и эпидемиологической обстановкой. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщиков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований, определяющих порядок ввоза продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции. В истекшем году зарегистрировано множество случаев ввоза в страну продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам, а в ряде случаев послуживших причиной тяжелых интоксикаций и заболеваний людей.
Эпидситуация усугубляется напряженностью политической и социальной обстановки в отдельных регионах России, прибытием на ее территорию из государств СНГ значительного числа беженцев и вынужденных переселенцев, большим объемом экспорта животных. Сокращение в последние годы объемов профилактических противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий, фактическое отсутствие на большом протяжении государственной границы Российской Федерации со странами СНГ позволяют ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-карантинные пункты.
Напряженная эпидемиологическая обстановка по особо опасным и природно-очаговым болезням складывается и на территории Вологодской области. За 1994 - 1999 годы зарегистрировано 19 случаев завоза малярии в города Череповец, Вологда, Сокол, В.-Устюг, Тотьма гражданами России (в т.ч. военнослужащими из Таджикистана) и ближнего зарубежья. Эпидситуация по малярии осложнилась в связи с возросшим потоком мигрантов из государств СНГ, а также жителей области, работающих по контракту в эндемичных по малярии территориях. Сохраняется вероятность завозных случаев холеры, которая может получить дальнейшее распространение в связи с неудовлетворительным санитарно-эпидемиологическим состоянием городов и районов области, отсутствием гарантированного водообеспечения. За последние годы по наблюдению центров ГСЭН бактериологическое загрязнение отмечается практически на всех поверхностных водных объектах области и значительно превышает нормативы для культурно-бытового водопользования. В 1999 году из числа исследованных проб питьевой воды 30.6 процента не соответствовали гигиеническим нормативам по химическим и 14.6 процента - по микробиологическим показателям.
В 3.7 раза по сравнению с 1996 годом возросла заболеваемость населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Заболеваемость лептоспирозом, клещевым боррелиозом в 2 - 5 раз превышает среднероссийский уровень. Высокой остается заболеваемость клещевым энцефалитом.
Актуальной для области остается проблема педикулеза. Несмотря на снижение за 5 лет пораженности населения в 2 раза, уровень ее продолжает превышать в 2.5 раза среднероссийский показатель. Не снижается количество регистрируемых случаев платяного педикулеза в основном лиц без определенного места жительства, что увеличивает риск завоза и распространения эпидемического сыпного тифа.
Есть основания говорить об угрозе возникновения эпизоотий бешенства в Вологодской области в связи с высокой численностью волков и с выраженным неблагополучием по бешенству в граничащих территориях, в том числе в Псковской, Ленинградской, Тверской областях.
В последние годы в области бесконтрольно увеличивается количество собак и кошек, учет которых практически отсутствует, что затрудняет проведение обязательной вакцинации животных против бешенства и других зоонозов. Владельцы собак и кошек не всегда обеспечивают надлежащее их содержание, вследствие чего создается антисанитарная обстановка в жилых домах, дворах, скверах, на улицах и в других общественных местах. Увеличивается число бродячих животных, которые являются одним из основных источников распространения бешенства, лептоспироза, микозов, гельминтозов.
В два раза возросло количество населения, пострадавшего от нападения безнадзорных животных. В 1999 году в целом по области за медицинской помощью по поводу укусов собаками и кошками обратилось более 3.8 тыс. человек, из них 40 процентов составили дети до 14 лет. Большая часть пострадавших нуждалась в проведении дорогостоящего антирабического лечения.
Однако в области до настоящего времени не определен конкретный механизм организации работы по упорядочению содержания домашних животных в городах и районах. Нормативная база для приведения в действие оперативных мер к нарушителям содержания животных в области недостаточна и не отвечает действующему гражданскому законодательству, а принятые в городах и районах местные правила, носят формальный характер и фактически не работают. Имеющийся правовой вакуум не позволяет правоохранительным органам в полной мере заниматься вопросами упорядочения содержания домашних животных.
В 1999 году зарегистрировано множество случаев ввоза в область недоброкачественных пищевых продуктов импортного производства. Более чем в 2 раза ухудшилось качество импортного продовольствия по санитарно-химическим показателям. Доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим критериям, составила около 3 процентов. В истекшем году органами госсанэпиднадзора запрещена реализация 232 партий (22 тонны) продуктов питания и продовольственного сырья, поступивших из-за рубежа. Сложившаяся система контроля в новых экономических условиях не позволяет обеспечить безопасность продовольственного рынка от некачественной и опасной продукции, что создает реальную угрозу завоза и распространения болезней.
Вследствие неудовлетворительного финансирования территориальных программ по обеспечению санэпидблагополучия населения из областного и местных бюджетов произошло резкое сокращение профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе выполняемых санэпидслужбой в рамках первичной медико-санитарной помощи. Это может привести к выходу из-под контроля осложняющейся эпизоотолого-эпидемиологической ситуации по особо опасным инфекциям.
Обостряющаяся эпидемическая обстановка в области требует от органов исполнительной власти усиления и координации действий организаций и учреждений государственных служб, обеспечивающих охрану территории области от завоза и распространения опасных инфекционных болезней. Разработанная областная целевая программа "Охрана территории Вологодской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней людей, животных, растений, а также токсичных веществ" на 2001 - 2005 годы, предусматривает улучшение материально-технического, научного и кадрового обеспечения государственных служб контроля, сокращение прямых и косвенных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на территории Вологодской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия, улучшение состояния здоровья населения.
Правовую основу Программы составляют:
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями);
федеральные законы:
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ;
"О борьбе с терроризмом" от 25.07.1998 N 130-ФЗ;
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в редакции от 17.03.1997);
законы Российской Федерации:
"О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1;
"О государственной границе Российской Федерации" от 01.04.1993 N 4730-1;
Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 680;