Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами в области является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования по результатам. В рамках внедрения принципов бюджетирования по результатам предполагается решить следующие задачи:
- ориентация деятельности органов исполнительной государственной власти области, иных организаций общественного сектора на достижение конкретных результатов;
- установление и измерение взаимосвязи между затраченными бюджетными ресурсами и полученными результатами;
- оценка альтернативных способов достижения заданных результатов;
- оценка эффективности бюджетных расходов на основе анализа степени достижения заданных результатов, а также причин, позволивших или не позволивших достичь ожидаемых результатов;
- обеспечение взаимосвязи объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение заданных результатов;
- оптимизация структурных подразделений органов исполнительной государственной власти области исходя из их ориентации на достижение общественно значимых результатов;
- стимулирование органов исполнительной государственной власти области, их структурных подразделений к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
- учет мнения населения при оценке результативности деятельности органов исполнительной государственной власти области.
Внедрение в практику управления региональными финансами бюджетных процедур, предполагающих более высокую степень взаимосвязи между бюджетным планированием, исполнением и контролем, с одной стороны, и совокупностью общественно значимых результатов, с другой стороны, повлечет за собой существенные изменения в бюджетном процессе, работе главных распорядителей средств областного бюджета и бюджетных учреждений.
На первом этапе реализации Концепции (2007 - 2008 годы) предлагаются:
1) постепенное внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках данной стратегии новые механизмы бюджетирования, связанные с подготовкой главными распорядителями бюджетных средств докладов о результатах и основных направлениях деятельности, определяющих их цели, задачи и основные показатели результатов работы, а также новые, ориентированные на результат механизмы финансирования бюджетных учреждений сначала будут внедряться в экспериментальном порядке в нескольких отраслях. На основании проведенного анализа и с учетом полученных результатов данные механизмы планируется внедрить в более широких масштабах. В рамках данного подхода пилотными отраслями для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, в 2007 году являются отрасли образования и здравоохранения. В 2008 году данные механизмы будут распространены в установленном порядке на отрасли культуры, социальной политики и сельского хозяйства;
2) внедрение технологий бюджетного планирования, предусматривающих первоочередное включение в перспективный финансовый план и проект областного бюджета расходов на исполнение действующих обязательств, под которыми понимаются исполняемые в текущем году обязательства, подлежащие исполнению в плановом периоде в объеме, определенном в соответствии с принятыми на момент внесения проекта закона об областном бюджете нормативными правовыми актами области, а также договорами и соглашениями, заключенными от имени области. Принимаемые расходные обязательства планируется формировать как положительную разницу между объемом доходов областного бюджета в соответствии с базовым сценарием прогноза социально-экономического развития и объемом действующих обязательств;
3) совершенствование практики использования в ходе бюджетного планирования реестра расходных обязательств. В реестре подлежит фиксации денежное выражение расходных обязательств;
4) формирование комиссии по повышению результативности бюджетных расходов в составе руководителей органов государственной власти области, главных распорядителей средств областного бюджета, независимых экспертов. В функции комиссии будет входить:
- оценка отчетности о реализации целевых программ и отчетной части докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета с точки зрения результативности их деятельности;
- согласование предложений по изменениям объема действующих и распределению объема принимаемых обязательств между главными распорядителями средств областного бюджета в ходе подготовки перспективного финансового плана и проекта закона области об областном бюджете;
5) включение в состав показателей перспективного финансового плана области распределения объема действующих и принимаемых обязательств по главным распорядителям средств областного бюджета в целях повышения эффективности перспективного финансового планирования;
6) закрепление механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в следующих нормативных правовых актах области:
- законе области "О бюджетном процессе в Вологодской области";
- постановлениях Правительства области:
"Об утверждении порядка разработки перспективного финансового плана и проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год";
"О порядке ведения реестра расходных обязательств областного бюджета";
"О порядке разработки и формирования областных целевых программ";
"Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики Вологодской области на очередной финансовый год";
"Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета Вологодской области".
На втором этапе реализации Концепции (2009 - 2010 годы) предполагается:
1) завершить внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс. Подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности будет осуществляться всеми главными распорядителями средств областного бюджета. Вместо программы социально-экономического развития области ежегодно будет разрабатываться сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства области на среднесрочную перспективу (далее - Сводный доклад). Доклад состоит из двух частей, подготавливаемых на начальной и конечной стадиях процесса бюджетного планирования. Первая часть Сводного доклада, содержащая оценку результатов деятельности главных распорядителей средств областного бюджета в отчетном периоде и определение их целей и задач в плановом периоде, будет служить отправной точкой для подготовки докладов главных распорядителей средств областного бюджета о результатах и основных направлениях деятельности. Во второй части Сводного доклада планируется обобщить предложения главных распорядителей средств областного бюджета о мерах, направленных на достижение поставленных Правительством области целей;