Реформирование системы разграничения полномочий между различными уровнями власти включает в себя изменение организации межбюджетных отношений между областным и местными бюджетами. Основные элементы новой идеологии межбюджетных отношений нашли отражение в нормативных правовых документах, принятых на федеральном уровне, в которых отражены следующие базовые подходы:
1) четкое разделение в местных бюджетах средств на финансирование вопросов местного значения (собственные доходы, включая средства финансовой помощи) и финансирование переданных государственных полномочий (целевые субвенции);
2) регулирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями не на основе оценки их расходов и определения объема финансовой помощи с целью "подтягивания" доходов к расходам, а на основе выравнивания бюджетной обеспеченности;
3) самостоятельное формирование муниципальными образованиями стандартов и нормативов финансирования муниципальных услуг;
4) использование регионального фонда софинансирования социальных расходов и вновь создаваемого регионального фонда муниципального развития для поддержки реализации в муниципальных образованиях направлений, приоритетных с точки зрения региональной политики.
В настоящий момент реформа межбюджетных отношений в области начата, но не завершена. Подход, предусматривающий переходный период от прежней к новой системе финансового выравнивания, является продуктивным и позволяет избежать резких перепадов в финансовой обеспеченности муниципальных образований области, чреватых падением объема и качества муниципальных услуг, ущемлением интересов населения. В то же время для наиболее эффективного использования данного инструмента необходимо:
- определить четко временные границы перехода к новым механизмам финансового выравнивания;
- установить, что на переходный период муниципальным образованиям области, несущим потери вследствие внедрения новой методики межбюджетных отношений, компенсируется не разница между расчетными доходами и расходами, а из года в год уменьшающаяся часть разницы между объемами финансовой помощи в прежних и новых условиях;
- обязать муниципальные образования области, получающие средства из регионального фонда сбалансированности местных бюджетов, представлять программы обеспечения сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов, в результате реализации которых расходы местного бюджета должны вписываться в те бюджетные ограничения, которые формируются новой системой финансового выравнивания, без существенного снижения качества предоставляемых муниципальных услуг;
- утвердить методики распределения регионального фонда софинансирования социальных расходов и регионального фонда муниципального развития, предусматривающие, в числе прочего, поддержку реализации муниципальных программ сбалансированности местных бюджетов;
- производить ежегодный мониторинг реализации муниципальных программ сбалансированности местных бюджетов, на основе которого должна производиться корректировка программ и, при необходимости, условий их поддержки с регионального уровня.
Предусмотренные в Концепции мероприятия направлены на практическую реализацию данных подходов.
На первом этапе реализации Концепции (2007 - 2008 годы) предполагается:
1) внести изменения в закон области от 4 июля 2005 года N 1308-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области", направленные на:
- установление применительно к муниципальным районам и городским округам четырехлетнего переходного периода к новой системе межбюджетных отношений начиная с 2007 года;
- формирование на переходный период регионального фонда сбалансированности местных бюджетов, из которого муниципальным образованиям, несущим потери вследствие введения новой методики финансового выравнивания, будет компенсироваться:
не менее 90% потерь по сравнению с 2006 годом - в 2007 году;
не менее 70% потерь - в 2008 году;
не менее 50% потерь - в 2009 году;
не менее 30% потерь - в 2010 году;
2) внести изменения в закон области от 16 июля 2005 года N 1323-ОЗ "О нормативах расходных потребностей", ограничивающие действие этого закона исключительно регулированием нормативов для формирования расходов областного бюджета на содержание региональных учреждений;
3) утвердить методики формирования и распределения регионального фонда софинансирования социальных расходов и регионального фонда муниципального развития, предусматривающие, в числе прочего, поддержку реализации программ сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов и городских округов;
4) утвердить регламент предоставления, рассмотрения и мониторинга программ сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов и городских округов, рассмотрение соответствующих программ должно быть осуществлено в 2007 году.
На втором этапе реализации Концепции (2009 - 2010 годы) предполагается:
1) продолжить мониторинг и поддержку реализации программ сбалансированности местных бюджетов муниципальных районов и городских округов области;
2) применить инструменты адаптации муниципальных образований области к новым механизмам финансового выравнивания, отработанные на первом этапе реализации Концепции, к уровню поселений.