В Вологодской области в настоящее время сформирована нормативная правовая база для проведения целенаправленной инвестиционной политики. Регламентация инвестиционной деятельности в Вологодской области осуществляется:
законом Вологодской области от 12 ноября 1997 года N 211-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Вологодской области", который направлен на поддержание и развитие инвестиционной деятельности, обеспечение гарантий равной защиты прав и интересов участников инвестиционной деятельности на территории Вологодской области, а также устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти области;
постановлением Законодательного Собрания области от 25 сентября 2002 года N 505 "О Положении о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для включения в областную инвестиционную программу", определяющим этапы, условия организации и проведения отбора инвестиционных проектов, права и обязанности организаторов и участников, основные требования, предъявляемые к участникам, процедуру рассмотрения заявок и порядок оформления результатов отбора.
Проводится проверка инвестиционных проектов на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств областного бюджета, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств областного бюджета, также проводится проверка сметной стоимости инвестиционного проекта в отношении всех объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта. Финансирование из областного бюджета осуществляется только при наличии положительного заключения об эффективности инвестиционных проектов и достоверности их сметной стоимости.
В соответствии с разделом 2 утвержденного Положения о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для включения в областную инвестиционную программу к отбору принимаются инвестиционные проекты, соответствующие приоритетным направлениям инвестиционной деятельности в Вологодской области.
Коммерческие инвестиционные проекты должны отвечать критериям экономической и бюджетной эффективности.
Социальные инвестиционные проекты должны отвечать критериям общественной значимости, общественной полезности, экономической и бюджетной эффективности.
В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности инвестиционных проектов, применяются: рентабельность проекта; чистый доход; чистый дисконтированный доход; внутренняя норма доходности; срок окупаемости проекта; потребность в дополнительном финансировании; индексы доходности затрат и инвестиций; группа показателей, характеризующих финансовое состояние претендента, представившего проект.
При расчетах показателей экономической эффективности инвестиционного проекта учитываются поправки на риск, к которым относятся: риск ненадежности участников проекта; риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
К бюджетной эффективности инвестиционного проекта относится влияние результатов осуществляемого проекта на доходы и расходы областного бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования.
Социальные инвестиционные проекты оцениваются также на соответствие критериям общественной значимости и общественной полезности. Под общественной значимостью инвестиционного проекта понимаются социально-экономические последствия осуществления инвестиционных проектов для общества в целом, в том числе определяемые долей населения, на которую распространяются выгоды от реализации проекта. Общественная полезность инвестиционного проекта - степень желания населения получать выгоды от реализации инвестиционного проекта, которая выражается в создании новых или повышении эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также в экономическом развитии территории или улучшении экологической обстановки.
По результатам проведенных оценок эффективности инвестиционных проектов принимается одно из следующих решений:
рекомендовать инвестиционный проект к реализации с участием бюджетных средств;
доработать проект с учетом замечаний;
отказать в реализации с участием бюджетных средств.
Отбор таких проектов осуществляет Экспертный совет по инвестиционной деятельности области в соответствии с требованием Положения о проведении отбора инвестиционных проектов для включения в областную инвестиционную программу.
Мониторинг хода реализации инвестиционных проектов, включенных в областную инвестиционную программу, осуществляется департаментом экономики Правительства области ежеквартально.
Из имеющихся в настоящее время недостатков действующей региональной инвестиционной системы следует отметить отсутствие системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (переработки) реализации инвестиционных проектов, и недостаточная открытость результатов осуществления поддерживаемых из областного бюджета инвестиционных проектов.
Существует необходимость проведения всестороннего анализа действующей нормативной правовой базы в области поддержки инвестиционной деятельности, а также совершенствования методологии оценки бюджетной и социальной эффективности бюджетных инвестиций.