Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2009 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2009)

2.20.1. Анализ исходного состояния


В Вологодской области проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи.

В области сформирована новая система межбюджетных отношений. Принят закон области от 4 июля 2005 года N 1308-ОЗ "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области", который регулирует межбюджетные отношения между органами государственной власти Вологодской области и органами местного самоуправления Вологодской области. Этим законом области утверждены:

методика расчета дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов;

методика расчета дотаций из районных фондов финансовой поддержки поселений в части фондов, образованных за счет собственных доходов бюджетов муниципальных районов;

методика расчета субвенций из бюджетов поселений в областной бюджет;

методика расчета субвенций из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в областной бюджет.

Межбюджетные трансферты местным бюджетам из областного бюджета могут предоставляться в следующих формах:

дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений на выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения;

дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

субвенции из регионального фонда компенсаций для финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

субсидии из регионального фонда софинансирования социальных расходов для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов местных бюджетов;

иные дотации и субсидии в пределах 10 процентов от общего объема финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета, включая дотации из регионального фонда сбалансированности местных бюджетов;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

бюджетные кредиты.

Законом Вологодской области от 16 июля 2005 года N 1323-ОЗ "О нормативах расходных потребностей" утверждены нормативы - показатели, используемые для формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований области на содержание бюджетных учреждений.

Распределение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений осуществляется в соответствии с методиками, утвержденными законом области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области". Исходные показатели по расходам для определения межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований рассчитываются в соответствии с нормативами, утвержденными законом области "О нормативах расходных потребностей".

В целях совершенствования методики оценки расходных полномочий области и формирования межбюджетных отношений муниципальных районов, городских округов и поселений проведен анализ нормативов расходных потребностей, законом области от 17 июля 2006 года N 1480-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О нормативах расходных потребностей" внесены изменения в части увеличения нормативов в областях управления, благоустройства, образования, культуры и обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Кроме того, в закон области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области" внесены изменения в части установления дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от федеральных и региональных налогов и замены ими дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

В области проводится оценка уровня социально-экономического положения муниципальных образований области, в практику межбюджетных отношений вводится распределение муниципальных образований по категориям уровня развития с дифференциацией уровня финансовой помощи из областного бюджета. Межбюджетное регулирование базируется на оценке доходного потенциала и расходных потребностей муниципальных образований и передаче местным бюджетам налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ.

В связи с изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) внесены изменения в методики расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), утвержденные законом области "О межбюджетных трансфертах в Вологодской области". Оценка уровня бюджетной обеспеченности будет осуществляться с учетом затрат на исполнение расходных полномочий на основе закона области "О нормативах расходных потребностей", которым установлены финансовые нормативы для оценки расходных обязательств муниципальных образований по перечню, определенному статьями 14 - 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в расчете на условную единицу. В связи с изменением методик расчета дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и использованием в расчетах показателей бюджетной обеспеченности муниципальных образований исчезла необходимость образования регионального фонда сбалансированности местных бюджетов.

Проведен анализ финансового обеспечения расходных полномочий, софинансируемых расходов. Выявлены существенные различия по муниципальным образованиям по объему расходов на сопоставимые бюджетные услуги. Таким образом, механизм софинансирования расходов местных бюджетов требует дополнительного обоснования эффективности, нормативного регулирования, увязки с уровнем специального экономического развития муниципальных образований.