ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2016 года N 544
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 602
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РО от 17.10.2018 N 641, вступающего в силу со дня официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
В целях приведения правового акта Ростовской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 602 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Региональная политика" изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
управление государственной
службы занятости населения
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 27.07.2016 N 544
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.09.2013 N 602 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"
1. В разделе 12:
1.1. Строку "Целевые индикаторы и показатели подпрограммы" подраздела 12.1 изложить в редакции:
"Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | общая численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637, прибывших в Ростовскую область и зарегистрированных в УФМС России по Ростовской области (далее - участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом) с учетом членов семей; |
доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий; | ||
доля трудоустроенных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, включая открывших собственное дело, от общего числа трудоспособных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Ростовскую область в течение отчетного года; |
1.2. Подраздел 12.2 изложить в редакции:
"12.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы государственной программы
Ростовская область расположена на юге Европейской части России и входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации (далее - ЮФО). Уникальное географическое и геополитическое положение обеспечивает Ростовской области функцию "ворот Северного Кавказа". Территория Ростовской области составляет 100,8 тыс. кв. километров, или 0,6 процента территории России. Ростовская область граничит с Воронежской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, Республикой Калмыкией и Украиной.
Для территории Ростовской области характерен умеренно-континентальный климат, комфортный для проживания населения. Зима обычно пасмурная, ветреная, характеризуется неустойчивой погодой, морозы чередуются с оттепелями. Снежный покров на территории области появляется в конце ноября - начале декабря, при этом он обычно редко держится более трех недель в году, в отдельные годы бывают зимы без постоянного снежного покрова. Лето ветреное, сухое и жаркое. Характерной особенностью климата области является обилие солнечного света и тепла.
В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из 12 городских округов, 43 муниципальных районов, 18 городских поселений и 390 сельских поселений. Административный центр Ростовской области - город Ростов-на-Дону с численностью постоянного населения на 1 января 2014 г. 1109,8 тыс. человек - крупный промышленный, культурный и научно-образовательный центр, важный транспортный узел. В 2002 году город получил статус столицы ЮФО, приобретя тем самым дополнительные политические и экономические преимущества. Также крупными городами области являются: Таганрог, с численностью постоянного населения на 1 января 2014 г. 253,6 тыс. человек, Шахты - 237,4 тыс. человек, Новочеркасск - 173,4 тыс. человек, Волгодонск - 170,1 тыс. человек. К муниципальным районам Ростовской области с численностью постоянного населения свыше 100 тысяч человек относятся: Аксайский (105,1 тыс. человек) и Сальский (105,0 тыс. человек).
Ростовская область является регионом со сравнительно высокой численностью и концентрацией населения и устойчиво высоким транзитным трафиком населения.
Численность постоянного населения Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 г. составила 4245,5 тыс. человек. Из них городское население - 67,8 процента, а сельское, соответственно, 32,2 процента. По общей численности населения область находится на шестом месте среди субъектов Российской Федерации. Также Ростовская область остается одним из густонаселенных субъектов Российской Федерации: плотность населения составляет 42,0 человека на 1 кв. километр (в среднем по России - 8,4).
За последние три года в Ростовской области отмечаются положительные изменения демографических показателей: с начала 2011 года естественная убыль населения сократилась на 5,4 тыс. человек, или на 37,6 процента. Миграционный отток населения в 2013 году носил незначительный характер (в 2012 году миграционный прирост составил 3,6 тыс. человек) (таблица N 1).
Таблица N 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ К ПРИЕМУ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1. | Общая численность населения на начало года | тыс. человек | 4275,2 | 4260,6 | 4254,6 |
2. | Естественный(ая) прирост (убыль) населения | человек | -14321 | -9663 | -8940 <1> |
3. | Миграционный(ая) прирост (убыль) населения | человек | -259 | 3633 | -141 <1> |
4. | Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения | процентов | 60,7 | 60,2 | 59,6 |
5. | Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения | процентов | 73,7 | 75,0 | 76,1 |
6. | Общая численность безработных | тыс. человек | 159,5 | 130,1 | 128,7 |
7. | Уровень общей безработицы | процентов | 7,3 | 6,0 | 6,0 |
8. | Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на конец года | тыс. человек | 22,9 | 19,0 | 18,0 |
9. | Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения | процентов | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
10. | Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) | человек | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
11. | Численность привлеченных иностранных работников | человек | 13409 | 11187 | 8998 |
12. | Прожиточный минимум <2> | рублей | 6224 | 6676 | 7445 |
13. | Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя | кв. метров | 21,9 | 22,3 | 23,0 <3> |
14. | Количество постоянного жилья для приема переселенцев | кв. метров | н/д | н/д | н/д |
15. | Количество временного жилья для приема переселенцев | кв. метров | н/д | н/д | н/д |
16. | Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1000 детей дошкольного возраста | мест | 555 | 558 | 562 <3> |
17. | Бюджетные доходы - всего | млн. рублей | 134346,4 | 152528,0 | 155408,2 |
18. | Бюджетные расходы - всего | млн. рублей | 137693,0 | 152424,4 | 164548,0 |
Примечание.
Используемое сокращение:
н/д - нет данных.
________________
<1> По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.
<2> Данные за IV квартал в расчете для трудоспособного населения.
<3> Оценка.
Вместе с тем наметившиеся позитивные тенденции не компенсировали сокращение численности населения - за период с начала 2011 по 2013 год численность постоянного населения области уменьшилась на 0,5 процента. Кроме того, в Ростовской области сохраняется неблагоприятная возрастная структура населения - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат) доля населения в возрасте старше трудоспособного к началу 2013 года составила 24,9 процента, увеличившись по сравнению с данными 2011 года на 0,8 процента, при одновременном сокращении доли населения в трудоспособном возрасте с 60,7 до 59,6 процента. При этом неравномерность социально-экономического развития городских округов и других муниципальных образований оказала влияние на отток населения из сельской местности - за период с 2011 по 2013 годы численность сельского населения сократилась на 23,5 тыс. человек.
Демографические тенденции оказывают влияние и на развитие рынка труда. В последние годы в Ростовской области постоянно растет спрос на квалифицированные трудовые ресурсы, и при демографических диспропорциях в структуре трудового потенциала уже ощутим дефицит на рынке труда. Это подтверждается как низкими показателями безработицы, так и снижением возрастных барьеров при приеме на работу. Так, численность безработных по методологии МОТ в среднем за 2013 год составила 128,7 тыс. человек, что на 19,3 процента ниже показателя 2011 года. Соответственно, уровень общей безработицы снизился с 7,3 до 6,0 процента. Показатель регистрируемой безработицы в Ростовской области является одним из самых низких в России, и динамика данного показателя на протяжении ряда лет имеет позитивный характер - устойчиво сокращается. Исключением являлись кризисные годы, когда занятость в экономике объективно уменьшилась, что привело к росту уровня зарегистрированной безработицы к концу 2009 года до 1,7 процента, однако уже по итогам 12 месяцев 2010 года уровень сократился до 1,3 процента, что существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации (2,1 процента), а по данным на 1 января 2014 г. составила 0,8 процента (1,2 процента).
Одним из путей удовлетворения потребности развивающейся региональной экономики в кадрах является привлечение трудовых ресурсов из-за пределов Ростовской области. Возможности других регионов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу недостаточной трудовой мобильности населения. На территорию Ростовской области ежегодно привлекается свыше 30 тысяч временных трудовых мигрантов как из стран бывших союзных республик, так и из стран "дальнего зарубежья". Данная категория работников занимает в основном рабочие места, не требующие высокой квалификации, недостаточно владеет русским языком, плохо адаптируется к условиям принимающего сообщества и не заинтересована в длительной трудовой деятельности.
Для дальнейшего развития экономики Ростовская область нуждается как в высококвалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов. Также в Ростовской области сформирован перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов", основу которого составляют наиболее экономически и социально значимые инвестиционные проекты. Доминирующее количество проектов приходится на традиционные для Ростовской области отрасли: сельское хозяйство и промышленность. Более подробная информация о реализуемых инвестиционных проектах в области представлена в приложении N 8 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика".
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос привлечения в экономику Ростовской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что переселение на постоянное место жительства в Ростовскую область соотечественников, по различным причинам оказавшихся за рубежом, будет способствовать решению проблем демографического и территориального развития, а также улучшению ситуации с обеспечением потребности экономики области в квалифицированных кадрах.
Трудоустройство участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей в Ростовской области возможно по следующим направлениям:
осуществление трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
ведение предпринимательской деятельности, сельскохозяйственной деятельности;
ведение иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности.
Уполномоченный орган оказывает переселенцу информационное содействие по вопросам переезда, трудоустройства и обустройства на территории вселения.
Трудоустройство соотечественников, решивших переехать на постоянное место жительства в область, может быть осуществлено на вакансии, заявленные работодателями в органы службы занятости населения, или путем самостоятельного поиска работы.
Самостоятельное трудоустройство может быть реализовано путем прямого обращения соотечественников к работодателям, обращением в государственные казенные учреждения службы занятости населения Ростовской области по вопросам трудоустройства или с помощью информационных возможностей портала "Работа в России" (http://trudvsem.ru).
Подбор варианта подходящей работы участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей осуществляется центрами занятости населения городов и районов в соответствии с законодательством о занятости населения.
На 1 января 2014 г. банк данных службы занятости населения области содержал сведения о 33130 вакансиях. Во всех муниципальных образованиях имеется возможность самостоятельного трудоустройства переселяющихся соотечественников. В случае отсутствия подходящих вакансий в конкретном муниципальном образовании переселяющимся соотечественникам могут быть предложены вакансии из межтерриториального (межмуниципального) банка вакансий службы занятости населения, а также предложены возможности профессиональной ориентации.
Возможности занятия предпринимательской деятельностью соотечественниками, переселяющимися в область, определяются действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области. В регионе в рамках государственной программы Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 599, реализуется подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области". В рамках данной подпрограммы осуществляется пилотный проект по оказанию консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим организовать собственное дело, позволяющий получать исчерпывающую информацию о финансовой поддержке за счет средств бюджетов всех уровней, гарантирует правильность соблюдения налогового и трудового законодательства, защиту прав и интересов предпринимателей и граждан, желающих организовать собственное дело.
Малое предпринимательство в течение ряда лет развивается с положительной динамикой, обеспечивая занятость населения Ростовской области, внося свою долю в формирование валового регионального продукта, консолидированного бюджета, наполняя рынок отечественными товарами, работами и услугами.
Ростовская область сохраняет свои позиции в группе субъектов Российской Федерации - лидеров по развитию малого и среднего предпринимательства и входит в десятку регионов России, где малое предпринимательство развивается наиболее успешно.
Оценку возможностей получения участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членами их семей профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования в Ростовской области, можно провести на основании следующей информации.
Население Ростовской области имеет высокий образовательный уровень, чему способствует развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологических производств: на одну тысячу человек среднее специальное образование имеют 300 человек, среднее общее образование - 400 человек, неполное среднее - 87 человек, высшее - 190 человек, незаконченное высшее - 12 человек.
На территории Ростовской области функционируют образовательные учреждения, в которых ведется обучение по программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, высшего, среднего и начального профессионального образования.