РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2005 года N 48-Д
О ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МАГАДАНА" НА 2003-2010 ГОДЫ
(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 31.10.2008 N 129-Д, от 04.12.2009 N 131-Д, Постановлений мэрии г. Магадана от 31.05.2010 N 1508, от 31.12.2010 N 4390)
В целях повышения надежности функционирования и эффективности работы, ликвидации сверхнормативного износа и обновления основных фондов муниципальных предприятий города Магадана, обеспечивающих энерго-, водоснабжение и водоотведение, на основании п. 4 ст. 31 и руководствуясь ч. 6 ст. 28 и ст. 36 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
1. Утвердить Муниципальную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Магадана" на 2003-2010 годы, с учетом фактического ее выполнения в 2003 году согласно приложению.
2. Предложить мэру города Магадана предусматривать финансирование мероприятий данной программы при формировании проектов бюджетов муниципального образования "Город Магадан" на 2005-2010 годы.
3. Руководство исполнением программы возложить на первого заместителя мэра города Магадана Лысюка Е.И.
4. По окончании срока действия программы руководителю ее исполнения представить в Магаданскую городскую Думу полный отчет о выполнении программы.
5. Опубликовать (обнародовать) настоящее Решение в городских средствах массовой информации.
Глава муниципального образования
"Город Магадан"
В.П.ПЕЧЕНЫЙ
ПРОГРАММА "РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА МАГАДАНА" НА 2003-2010 ГОДЫ
(в редакции Решений Магаданской городской Думы от 31.10.2008 N 129-Д, от 04.12.2009 N 131-Д, Постановлений мэрии г. Магадана от 31.05.2010 N 1508, от 31.12.2010 N 4390)
Магадан 2005 год
(в редакции Решения Магаданской городской Думы от 31.10.2008 N 129-Д)
┌══════════════════┬═════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Муниципальная целевая программа "Реформирование и│
│городской целевой│модернизация жилищно-коммунального комплекса города│
│программы │Магадана" на 2003-2010 годы (далее - Программа) │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для│Закон Магаданской области от 15 января 2004 года N│
│разработки │420-ОЗ "Об областной целевой программе│
│городской целевой│"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального│
│программы │комплекса Магаданской области" на 2003-2010 годы" │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик │Мэрия города Магадана │
│городской целевой│ │
│программы │ │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │Департамент жилищно-коммунального хозяйства и│
│городской целевой│обслуживания объектов социальной сферы мэрии города│
│программы │Магадана (далее - Департамент ЖКХ мэрии) │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Ответственный │Департамент строительства, архитектуры, технического│
│исполнитель │и экологического контроля мэрии города Магадана │
│городской целевой│ │
│программы │ │
│Исполнители │Департамент строительства, архитектуры, технического│
│городской целевой│и экологического контроля мэрии города Магадана, МУП│
│программы │г. Магадана "Магадантеплосеть", МУП г. Магадана│
│ │"Водоканал" │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи│Повышение эффективности, устойчивости и надежности│
│городской целевой│функционирования жилищно-коммунальных систем│
│программы │жизнеобеспечения, привлечение инвестиций в жилищно-│
│ │коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-│
│ │коммунальных услуг с одновременным снижением│
│ │нерациональных затрат, адресная социальная защита│
│ │населения при оплате жилищно-коммунальных услуг │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемый │В результате реализации Программы будут обеспечены│
│конечный │повышение эффективности и качества жилищно-│
│результат │коммунального обслуживания, надежность работы│
│городской целевой│инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и│
│программы │безопасность условий проживания, социальная защита│
│ │населения при оплате жилищно-коммунальных услуг │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и│Общий объем финансирования Программы составляет│
│источники │716272,96 тысячи рублей, в том числе: средства│
│финансирования │местного бюджета - 143369,40 тысячи рублей, средства│
│городской целевой│внебюджетных источников - 409262,05 тысячи рублей,│
│программы │средства предприятий - 163641,51 тысячи рублей. │
│ │В том числе по годам: │
│ │- средства местного бюджета: 2006 год - 7645,90│
│ │тысячи рублей, 2007 год - 11577,55 тысяч рублей, 2008│
│ │год - 12635,60 тысячи рублей, 2009 год - 62344,95│
│ │тысячи рублей, 2010 год - 49165,40 тысячи рублей; │
│ │- средства внебюджетных источников: 2003 год -│
│ │3033,10 тысячи рублей, 2004 год - 13272,44 тысячи│
│ │рублей, 2005 год - 25373,00 тысячи рублей, 2006 год -│
│ │5344,10 тысячи рублей, 2007 год - 48223,00 тысячи│
│ │рублей, 2008 год - 173893,80 тысячи рублей, 2009│
│ │год - 69495,61 тысячи рублей, 2010 год - 70627,00│
│ │тысячи рублей; │
│ │- средства предприятий: 2003 год - 1097,00 тысячи│
│ │рублей, 2004 год - 10143,69 тысячи рублей, 2005 год -│
│ │26235,53 тысячи рублей, 2006 год - 14935,91 тысячи│
│ │рублей, 2007 год - 19846,06 тысячи рублей, 2008 год -│
│ │19309,20 тысячи рублей, 2009 год - 34650,12 тысячи│
│ │рублей, 2010 год - 37424,00 тысячи рублей │
│(в ред. Постановления мэрии г. Магадана от 31.12.2010 N 4390) │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации│- 2003-2010 годы: │
│городской целевой│1 этап - 2003-2004 годы, │
│программы │2 этап - 2004-2005 годы, │
│ │3 этап - 2006-2010 годы │
├══════════════════┼═════════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль │Контроль за реализацией Программы осуществляется в│
│исполнения │соответствии с Постановлением мэрии города Магадана│
│городской целевой│от 29.12.2010 N 4328 "Об утверждении порядка принятия│
│программы │решений о разработке долгосрочных городских целевых│
│ │программ, их формирования и реализации на территории│
│ │муниципального образования "Город Магадан" │
│(в ред. Постановления мэрии г. Магадана от 31.12.2010 N 4390) │
└══════════════════┴═════════════════════════════════════════════════════…
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач по сокращению сверхнормативного износа основных фондов, внедрению ресурсосберегающих технологий, разработке и широкому внедрению мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено многими причинами основные из которых: дотационность сферы, неудовлетворительное финансовое положение, высокие затраты, отсутствие экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, неэффективная работа предприятий и др.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, на конец 2004 года тариф на ЖКУ для населения составляет в среднем 83 процента от экономически обоснованного тарифа на ЖКУ, при этом более 25 процентов семей получают субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Хроническое недофинансирование жилищно-коммунального комплекса в течение длительного периода времени привело к тому, что техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 70 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Физический износ жилищного фонда составляет в среднем 40 процентов.
Система планово-предупредительных ремонтов постепенно уступила место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. В жилищной сфере не удается в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования зачастую невозможно добиться полноценных договорных отношений.
Не задействован в полной мере механизм обеспечения контроля за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг значительно выше, чем они могли бы быть. Отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Между тем, как показывает практика регионов, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Необходимо создание условий для притока частных инвестиций, что могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.
Для решения указанных проблем, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса города необходимо использование программно-целевого метода.
Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий.
Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.
Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.
Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение, как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Будет коренным образом изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов (банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.
Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики.
Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.
Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет осуществляться в ограниченном объеме и будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.
В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:
- перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
- потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
- производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
- стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);