В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Транспорт занимает особое место в городской инфраструктуре: с его помощью обеспечиваются жизнедеятельность экономики города и социально-экономические потребности населения.
На территории муниципального образования "Город Магадан" проживает 107 тысяч человек, что составляет 61% общей численности населения Магаданской области. За последние 10 лет доля населения города выросла на 13,4% в общей численности жителей области. В этой связи возросла потребность в оказании доступных и качественных транспортных услуг.
Организация пассажирских перевозок в городе Магадане осуществляется в соответствии с Решением Магаданской городской Думы от 29 апреля 2005 года N 62-Д "Об организации транспортного обслуживания на территории муниципального образования "Город Магадан" и другими нормативно-правовыми актами о городском пассажирском автомобильном транспорте. Регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам осуществляются перевозчиками на основании лицензии и договора на перевозки, заключенного с мэрией города Магадана.
В сентябре 2005 года утверждена единая схема городской и пригородной маршрутной сети пассажирского транспорта на территории муниципального образования "Город Магадан".
21 городской и пригородный маршрут общей протяженностью 356,6 км обслуживают семь перевозчиков, работа организована в режиме "Маршрутного автобуса" и "Маршрутного такси", стоимость проезда 13 рублей за поездку. На школьных маршрутах работает ОАО "МПАП", ежедневно перевозится около 900 учащихся.
В настоящее время на городской и пригородной сети эксплуатируется 180 единиц транспортных средств малой, средней и большой вместимости, в том числе до 3 лет - 7 единиц (3,8%), от 3 до 6 лет - 83 единицы (46,1%), от 6 до 8 лет - 10 единиц (5,5%), от 8 до 10 лет - 26 единиц (14,4%), свыше 10 лет - 54 единицы (30,2%). Более трети подвижного состава эксплуатируется в течение 10 лет и более, что отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения и экологической обстановке.
По муниципальному контракту на условиях лизинга за счет средств городского бюджета закуплено 10 автобусов большой вместимости, которые используются перевозчиками на праве субаренды на маршрутах с высоким пассажиропотоком. Перевозчиками в 2006-2007 годах приобретено 25 автобусов на общую сумму 10500 тысяч рублей, в том числе: 21 единица особо малого класса (13-15 посадочных мест), 4 единицы малого класса (19-24 посадочных мест), 2 единицы большого класса (40 посадочных мест). Но это только первые шаги к решению проблемы улучшения транспортного обслуживания населения за счет обновления пассажирских автотранспортных средств. Требуют скорейшей замены автобусы, эксплуатируемые на школьных маршрутах.
На сегодняшний день создание условий для ускорения модернизации парка автотранспортных средств, увеличения их экономичности, комфортности, надежности и качества является первоочередной задачей.
Отсутствие оборудованных остановочных пунктов, заездных карманов на городских автобусных маршрутах, открытых в 2005-2006 годах, несоответствие их размеров количеству транспорта отрицательно сказывается на безопасности дорожного движения, культуре обслуживания пассажиров.
Решение названных проблем для города возможно только последовательно, программно-целевым методом, для чего и была разработана предлагаемая городская целевая программа.