Действующий

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1999 - 2003 ГОДЫ


9. Социальная инфраструктура


Приморский край еще до начала экономических реформ значительно отставал от среднереспубликанских показателей по обеспечению населения учреждениями социальной сферы. Этот разрыв еще более увеличился в период проведения реформ в результате сокращения инвестиций в непроизводственное строительство и связанного с этим уменьшения ввода объектов.

Положение усугубилось еще и тем, что с переходом на рыночные отношения предприятия и организации отраслевых министерств и ведомств прекратили строительство объектов социальной сферы, переложив всю тяжесть решения социальных проблем на плечи администраций муниципальных образований городов и районов края.

Из 89 субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января 1997 года край находился по обеспеченности населения жильем на 73 месте, общеобразовательными школами - на 77, амбулаторно - поликлиническими учреждениями - на 76, больничными койками - на 53, домами - интернатами для престарелых и инвалидов - на 60 месте.

Капитальные вложения из краевого бюджета, в основном направляющиеся на строительство объектов социальной сферы, ежегодно сокращаются, а в местных бюджетах подавляющего большинства администраций муниципальных образований городов и районов расходы на капитальные вложения практически не предусматриваются.

Из-за недостатка финансовых средств в настоящее время приостановлено строительство 23 общеобразовательных школ на 15 тысяч ученических мест, 11 больниц - на 996 коек, 3 поликлиник - на 2200 посещений в смену, 4 домов - интернатов для престарелых и инвалидов - на 963 места и ряда других объектов социальной сферы. Кроме того, большое количество учреждений социальной сферы расположено в приспособленных и ветхих помещениях и требует замены.

Жилищный фонд края на начало 1998 года составил 36.7 млн. кв. метров общей площади, средняя обеспеченность населения - 16.6 кв. метров на одного человека против 18.3 по Российской Федерации.

Продолжает оставаться сложной обстановка в коммунальном хозяйстве края, особенно в части обеспечения питьевой водой и теплом.

Несмотря на сложное финансовое положение, в крае ежегодно за счет концентрации всех видов ресурсов осуществляется ввод школ, больниц, поликлинических учреждений, домов - интернатов для престарелых и инвалидов и других объектов социального назначения.

В 1999 году с использованием долевых средств краевого бюджета предусматривается закончить строительство общеобразовательных школ в г. Уссурийске, в с. Камень - Рыболов, четырех школ в сельской местности, акушерского корпуса в пос. Кавалерово, роддома в с. Анучино.

Инвестиции в капитальное строительство на 1998 год и предварительные инвестиции на 1999 год по администрации Приморского края, финансируемые из краевого бюджета (долевое участие администрации края), приведены в приложениях 4, 5.

Развитие отраслей социальной сферы в 1999 - 2003 годах будет проходить в условиях жестких финансовых ограничений. Строительство и ввод в эксплуатацию объектов в дальнейшем полностью будет зависеть от состояния экономики края, развития ее ключевых отраслей.

Инвестиции будут направляться адресно на завершение строительства объектов, имеющих высокую строительную готовность, на выполнение наиболее значимых программ, в том числе "Развитие образования", "Строительство домов - интернатов для престарелых и инвалидов", "Безопасное материнство". В целях создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, находящихся в особо трудных условиях и обеспечения их социальной защиты, продолжится реализация Президентской федеральной целевой программы "Дети России", в составе которой разработаны целевые подпрограммы, такие как: "Дети - сироты", "Дети - инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания" и ряд других.

Одной из труднорешаемых является проблема обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку. Число лиц данной категории, стоящих на учете на получение жилья в администрациях муниципальных образований края, не только не сокращается, но ежегодно растет (на 1 января 1993 г. - 1952 семьи, на 1 января 1998 г. - 3501 семья). Это вызвано более высокой концентрацией вооруженных сил в крае, чем в других регионах Российской Федерации, ежегодным прибытием на постоянное место жительства в среднем 470 семей лиц этой категории, неудовлетворительным финансированием из федерального бюджета по утвержденным лимитам.

Вместе с тем в соответствии с Федеральной целевой программой "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, будут приниматься меры по обеспечению в 1998 - 2002 гг. жильем всех участников программы.

Учитывая привлекательность Приморского края, актуальным и быстроокупаемым мероприятием является развитие туризма.

Для Приморского края особое значение имеет его защита от наводнений.

Несмотря на отставание в выполнении программных мероприятий в основном из-за недостаточного выделения финансовых средств из федерального бюджета, средств министерств и ведомств, которые должны принимать участие в реализации программы, краевого бюджета и внебюджетного фонда, в 1998 - 1999 годах будут закончены первоочередные мероприятия. Для этого необходимо, чтобы в 1998 году на реализацию системы программных мероприятий из федерального бюджета было выделено 21.8 млн. рублей, из краевого бюджета - 5 млн. рублей, в 1999 году из федерального бюджета - 130 млн. рублей, из краевого бюджета - 50 млн. рублей, из внебюджетных источников - 20 млн. рублей.

Учитывая, что срок действия федеральной целевой программы "Защита Приморского края от наводнений" заканчивается в 2000 году, а также изменившиеся условия ее реализации, необходимо в 1999 году закончить корректировку названной программы с продлением срока реализации до 2010 года и утвердить ее в Правительстве Российской Федерации. При этом корректировка, по всей видимости, в соответствии с письмом Министерства экономики Российской Федерации от 14 августа 1998 года N 2693-П должна быть осуществлена за счет средств краевого бюджета и (или) внебюджетных источников.

В целях ликвидации дефицита воды и повышения надежности систем водоснабжения края предполагается осуществить реализацию краевой целевой программы "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой".

В настоящее время из-за неблагоприятных климатических условий и отсутствия финансирования города и населенные пункты края постоянно испытывают дефицит в системе водоснабжения.

Для решения проблемы водоснабжения предполагается реализация следующих мероприятий:

реконструкция существующих и создание новых источников питьевого водоснабжения;

доведение мощности систем водоснабжения, водоводов и сетей до уровня, обеспечивающего бесперебойность и высокое качество обслуживания водопотребителей;

реконструкция существующих и создание новых систем водоподготовки и водоподачи;

обеспечение городов и районных центров резервом питьевой воды на случай чрезвычайных ситуаций;

восстановление, охрана и рациональное использование водных объектов.