Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)

1. Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг

Анализ исходного состояния

В Ивановской области отсутствует утвержденный перечень государственных услуг и целостная система учета потребности в их предоставлении. В настоящий момент учет отдельных потребностей осуществляется децентрализованно главными распорядителями бюджетных средств. Информация о потребностях не систематизирована. В большинстве случаев статистические показатели, по которым потенциально может измеряться потребность в оказании той или иной государственной услуги, не ассоциируются с расчетом потребностей, а собираются и накапливаются в иных целях.

Впервые требование о подготовке плана предоставления государственных услуг бюджетными учреждениями было закреплено нормативно в распоряжении Администрации Ивановской области от 23.06.2003 N 127-ра. Установление данного требования не было отражением перехода к новому механизму финансирования, основанному на предоставлении услуг. Требование о подготовке плана предоставления государственных услуг было связано с необходимостью разработки плана развития государственного сектора экономики Ивановской области. Внесение данного документа вместе с проектом бюджета в представительный орган было требованием Бюджетного кодекса РФ.

Принятие обновленного Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего формирование заданий на оказание государственных услуг, и переход к новому механизму финансирования придали импульс проведению работ по систематизации государственных услуг.

Готовится проект постановления Правительства Ивановской области "Об утверждении перечня предоставляемых государственных услуг в зависимости от целей функционирования субъектов бюджетного планирования", в котором будет содержаться перечень государственных услуг, предоставляемых субъектами бюджетного планирования. Механизм сбора информации для формирования реестра услуг установлен постановлением Правительства Ивановской области от 26 июня 2007 года N 153-п "О мерах по повышению эффективности расходов бюджета Ивановской области".

План реформирования

Реформирование по данному направлению предполагает, прежде всего, завершение работы по формированию перечня государственных услуг. Из сформированного перечня государственных услуг необходимо выделить те, по которым в дальнейшем будут составляться ведомственные целевые программы и будет осуществляться регулярный учет потребности в их предоставлении. Это относится к услугам с высокой эластичностью расходов по объему их предоставления и значительными объемами финансирования.

На следующем шаге будут разработаны и закреплены порядок и методика проведения мониторинга потребности в государственных услугах, установлена регулярность его осуществления (как минимум, ежегодная). Методика проведения мониторинга, в свою очередь, должна быть ориентирована на натуральную оценку текущей потребности (по сути, спроса на услугу в среднесрочном периоде, который будет необходимо удовлетворить), а также потенциальной потребности (как объема неудовлетворенного спроса на услугу). Первая оценка необходима для обязательного учета при составлении областного бюджета, планирования его текущих расходов. Вторая оценка играет ключевую роль в распределении капитальных расходов, определении направлений "расшивки" узких мест в сфере оказания государственных услуг.

На основе отслеживаемых натуральных показателей будет осуществляться стоимостная оценка текущих потребностей в государственных услугах. Для этого планируется разработать и принять соответствующий порядок и методику осуществления стоимостной оценки потребностей.

Завершение институциональных изменений по данному направлению должно произойти с закреплением механизма учета результатов мониторинга потребности при составлении проекта бюджета. Основной сферой использования полученной оценки должны стать ведомственные программы главных распорядителей бюджетных средств, ориентированные на оказание государственных услуг. Поэтому порядок учета результатов мониторинга потребности в предоставлении государственных услуг будет включен в нормативный акт, устанавливающий процедуру разработки ведомственных программ (соответствующее мероприятие приведено в плане реформирования по направлению 4).

В части внедрения будут необходимы сопровождение процесса со стороны экспертной или научной организации, проведение серии обучающих семинаров по осуществлению оценки потребности, разработке показателей оценки. Сама оценка должна производиться главными распорядителями бюджетных средств.

Для содействия процессу проведения оценки потребности предполагается разработать и утвердить базовый перечень возможных показателей оценки потребности в предоставлении государственных услуг (для каждой государственной услуги, по которой впоследствии будут составляться ведомственные программы).

┌═══┬═══════════════════════════════════════════════════════┬═════════════‰
│ N │                      Мероприятие                      │    Сроки    │
│   │                                                       │ реализации  │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.1│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.03.2008│
│   │Ивановской    области    "Об    утверждении     перечня│             │
│   │предоставляемых государственных услуг в зависимости  от│             │
│   │целей     функционирования     субъектов     бюджетного│             │
│   │планирования". Согласование и утверждение постановления│             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.2│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.04.2008│
│   │Ивановской области, закрепляющего  порядок  и  методику│             │
│   │мониторинга  потребности  в  государственных   услугах.│             │
│   │Согласование и утверждение постановления               │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.3│Подготовка    проекта    постановления    Правительства│до 01.06.2008│
│   │Ивановской области, закрепляющего порядок осуществления│             │
│   │стоимостной    оценки     текущей     потребности     в│             │
│   │государственных  услугах.  Согласование  и  утверждение│             │
│   │постановления                                          │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.4│Подготовка и утверждение базового  перечня  показателей│до 01.06.2008│
│   │оценки  потребности,  рекомендуемых  для  использования│             │
│   │субъектами бюджетного планирования                     │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.5│Организация предоставления в 2008 году  консультаций  и│до 01.08.2008│
│   │экспертной поддержки субъектам бюджетного  планирования│             │
│   │по осуществлению оценки потребности                    │             │
├═══┼═══════════════════════════════════════════════════════┼═════════════┤
│1.6│Разработка  проектов   правовых   актов,   закрепляющих│до 01.07.2010│
│   │переход  к  планированию  бюджетных   ассигнований   на│             │
│   │оказание  отдельных  государственных  услуг  Ивановской│             │
│   │области  на  основе   нормативов   финансовых   затрат.│             │
│   │Разработка нормативов затрат оказания наиболее значимых│             │
│   │государственных услуг Ивановской области               │             │
│(п.  1.6  введен  Постановлением  Правительства  Ивановской  области   от│
│30.12.2009 N 368-п)                                                      │
└═══┴═══════════════════════════════════════════════════════┴═════════════…


Возможные альтернативы и обоснование выбора решения

Альтернативность реформирования по данному направлению возникает в части возможного отказа от проведения мониторинга потенциальной потребности в предоставлении государственных услуг. При упрощении процедуры мониторинга сохранилась бы возможность эффективно применять его результаты при планировании текущих расходов бюджета. Однако отказ от натуральной оценки потенциальных потребностей не позволил бы использовать результаты данной оценки при принятии инвестиционных решений, выработке приоритетов бюджетной политики области.

Вторая альтернатива заключается в расширении процедуры стоимостной оценки, которая могла бы проводиться не только в отношении текущих, но и потенциальных потребностей в государственных услугах. Недостаток финансовых оценок потенциальной потребности в оказании государственных услуг состоит в том, что финансовая оценка полной ликвидации дефицитов в предоставлении услуг будет измеряться астрономическими цифрами, обладать высокой погрешностью, характеризоваться сложностью расчета и при этом иметь ограниченную сферу применения.

Оценка рисков и чувствительности к воздействию внешних факторов

Ниже приведены ключевые риски, полностью исключить которые при реализации Программы реформирования не представляется возможным:

N

 Риск      

 Причины     

 Методы минимизации          

1

Противодействие

преобразованиям

со стороны

исполнительных

органов

государственной

власти         

Обременение

дополнительными

функциями по

расчету (оценке)

потребности в

предоставлении

государственных

услуг           

Материальное стимулирование

государственных служащих, принимающих

активное участие в реализации

Программы реформирования.

Обеспечение консультационной и

методической поддержки ведомствам по

разработке показателей оценки

потребности и определению методов

прогнозирования                       

2

Низкое качество

осуществляемой

оценки

потребности в

оказании услуг

Отсутствие у

государственных

служащих

необходимых

навыков по

оценке и учету

потребности     

Обеспечение консультационной и

методической поддержки ведомствам по

разработке показателей оценки

потребности и определению методов

прогнозирования                       


Существующие риски являются минимальными с учетом низкой вероятности их широкомасштабного проявления. Получение недостаточно качественных показателей оценки потребности может быть исправлено посредством ежегодного совершенствования используемых показателей и методов прогнозирования.