Действующий

Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" (с изменениями на 13 июля 2020 года)


4) Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества


Причины возникновения проблемы:


- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;


- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности;


- неумение учащихся и их родителей при выборе будущей профессии учитывать личностные способности и возможности, а также реальные потребности рынка труда;


- несоответствие форм и технологий профориентационной деятельности требованиям федерального государственного образовательного стандарта и потребностям экономики города;


- недостаточность условий для первичного трудоустройства выпускников интернатного типа и их адаптации на рабочем месте.


Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации учащихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.


Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 84 общеобразовательных организаций, в которых задействовано 15% учащихся. Всего 2240 старшеклассников принимают активное участие в волонтерском движении, 1359 в тимуровском движении (около 21% учащихся). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Весенняя неделя добра", "Синяя птица" и др.) ежегодно принимают участие около 3000 человек (17,5% учащихся). В Слете участников межрегионального детского военно-патриотического общественного движения "Юные Карбышевцы" Российской Федерации и стран СНГ, посвященного 70-летию победы под Сталинградом (г. Волгоград, 2 - 7 мая 2013 года), приняли участие 4 учащихся из МАОУ СОШ N 48 города Тюмени.


(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 13.11.2017 N 284-рк)


Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными организациями, общественных организациях и советах позволит более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.


Отсутствие ответственности за достижение результатов собственного развития, неумение учитывать процессы, характерные для современного общества, подтверждают данные мониторинга "Мотив будущего профессионального выбора", проводимого ежегодно МАУ "Информационно-методический центр" города Тюмени. Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы о том, что за период с 2011 по 2014 годы наблюдается динамика осознанного выбора будущей профессиональной деятельности среди учащихся 8, 10 классов: в 2014 году область будущей профессиональной деятельности определена у 93% учащихся, у 7% учащихся не сформирована. В 2011 году из 4328 обследованных учащихся область будущей профессиональной деятельности определена у 48%, выбор неоднозначен - у 41%, совершенно не сформирован - у 11% учащихся.


(в ред. распоряжения Администрации города Тюмени от 12.11.2019 N 231-рк)


90% выпускников школ (10-е классы) мотивированы на получение высшего образования (юридическое, инженерное, экономическое, медицинское, военное). За период с 2011 по 2014 годы выросла доля детей, выбирающих предпринимательскую деятельность, - 6%, 4% готовы обучаться рабочим профессиям (автослесарь, сварщик, водитель).


Несмотря на рост показателя "социально-профессиональное предпочтение" с 48% до 93%, результаты исследования показали, что треть учащихся не в состоянии соотнести требования, предъявляемые к той или иной сфере деятельности, со своими возможностями, большинство выпускников по-прежнему выбирают специальности, связанные с получением высшего образования. Рабочие специальности не являются популярными. В настоящее время школа в недостаточной мере выполняет функцию профессиональной ориентации выпускников на рабочие профессии с учетом их собственных интересов и реальной потребности на рынке труда. Об этом свидетельствует распределение выпускников 11 классов по каналам обучения (таблица 1).