Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ (ПОДПРОГРАММЕ) "АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 01.06.2006)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


В Волгоградской области проживает около 2700 тыс. человек. Из них 646,9 тыс. человек, или 24 процента, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума и являются, согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи", малоимущими. Из 725 тыс. пенсионеров около 25 тысяч старше 80 лет и нуждаются в постороннем уходе. Численность инвалидов составляет 200,9 тыс. человек, в том числе 10,5 тыс. детей-инвалидов. На долю инвалидов I группы приходится 9 процентов от общей численности инвалидов, II группы - 65 процентов, III группы - 20 процентов, детей-инвалидов - 6 процентов.

Государственная политика в отношении малоимущего населения планомерно проводится с 1994 года путем оказания адресной социальной помощи. Закон Волгоградской области от 13 июля 2001 года N 565-ОД "О государственной адресной социальной помощи жителям Волгоградской области", разработанный в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", предусматривает оказание такой помощи гражданам из малоимущих семей в виде социального пособия. Ежегодно этой помощью пользуются около 60,0 тыс. человек. В 2003 году действие Закона Волгоградской области "О государственной адресной социальной помощи жителям Волгоградской области" в части ее назначения было приостановлено из-за необеспеченного финансирования. С августа 2004 года назначение адресной помощи возобновилось, и до конца 2004 года ее получат более 32 тыс. малоимущих граждан. При этом размер социального пособия остается неизменным на протяжении 5 лет, не отвечая задаче поддержания жизненного уровня населения области.

Наиболее социально незащищенными категориями населения остаются пенсионеры, не имеющие льгот и социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством, и несовершеннолетние дети. У этих категорий населения рост доходов (размера пенсии и пособия на ребенка) отстает от роста прожиточного минимума.

Остро стоит проблема газификации природным газом жилья, особенно в сельской местности, где уровень газификации составляет 42,6 процента. По территории Волгоградской области проходят магистральные газопроводы, мощность которых позволяет полностью газифицировать область природным газом. При этом малоимущие семьи не имеют возможность самостоятельно газифицировать жилье, сметная стоимость которой доходит до 40 тыс. рублей. В Программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года определено, что администрация Волгоградской области заинтересована в осуществлении строительства газопроводов-отводов и разводящих газовых путей.

В этих условиях свое участие в решении проблем малоимущих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, а также лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, органы государственной власти реализуют путем финансирования мероприятий по выплате социальных пособий, оказанию единовременной социальной помощи, приурочиваемых к празднованию Дня пожилых людей, Дня инвалидов, Дней милосердия, а также социальной помощи на газификацию жилья нуждающихся граждан, на ликвидацию последствий трудных, экстремальных жизненных ситуаций. Продолжается оказание материальной помощи около 400 сиротам из числа студентов высших и средних учебных заведений области. С 2006 года планируется внедрить новые меры социальной поддержки в виде оплаты питания в молочных кухнях детям из малоимущих семей до 3 лет, частичной компенсации затрат по установке телефона малоимущим инвалидам, организации благотворительного горячего питания для остро нуждающихся граждан.

На протяжении нескольких лет в соответствии с законодательством Волгоградской области оказываются меры социальной поддержки в виде дополнительных денежных выплат отдельным категориям граждан, нуждающимся в особой заботе государства, в том числе ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом гражданам, детям и родителям погибших (умерших) военнослужащих, инвалидам из числа военнослужащих и лиц последнего военного призыва, Героям Социалистического Труда и Советского Союза, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, заслуженным деятелям культуры. Эти меры социальной поддержки предлагается сохранить до 2008 года.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является обеспечение достойного существования пожилых людей и инвалидов путем улучшения условий и качества их жизни, облегчения доступа ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса.

Одним из приоритетных направлений является профессиональная реабилитация инвалидов. Актуальность проблемы определяется отмечаемым за последние годы ростом численности лиц из числа инвалидов, обращающихся в службы занятости населения Волгоградской области за содействием в трудоустройстве. В 2003 году в Волгоградской области численность инвалидов, ищущих работу, составила 2602 человека, в первом полугодии 2004 года в службы занятости населения Волгоградской области обратились 1516 инвалидов. По оценкам специалистов департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Волгоградской области в ближайшие годы данная тенденция сохранится. По состоянию на 1 июля 2004 года показатель трудоустройства инвалидов составил 43,5 процента. Трудоустройство инвалидов на свободные места затруднено из-за нежелания работодателей идти на дополнительные затраты по оборудованию рабочих мест для инвалидов.

Содействию интеграции в жизнь общества инвалидов, активной социализации детей с ограниченными возможностями служит проведение фестивалей художественного творчества, Международного дня инвалидов, мероприятий Волгоградского областного спортивного клуба инвалидов. В рамках Программы предпринимаются попытки развития и укрепления системы профессионально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью планируется оснащение детских реабилитационных учреждений, школ, домов-интернатов высокоэффективными средствами реабилитации, обеспечение детей с ограниченными возможностями слуховыми аппаратами, протезно-ортопедическими изделиями, медицинскими средствами самоконтроля.

На комплексное решение проблем пожилых людей и детей-инвалидов направлено действие федеральных целевых программ "Старшее поколение" и "Дети-инвалиды". В рамках реализации указанных программ значительно укреплена материально-техническая база стационарных и реабилитационных учреждений социального обслуживания населения.

В Волгоградской области действует 26 центров (отделений) реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе в подчинении органов социальной защиты населения - 8 центров, комитета по делам семьи - 11 центров, администраций муниципальных образований - 4 центра, при различных фондах - 2 центра, при общественной организации - 1 центр. В центрах реабилитации инвалидов проводится обширный комплекс мероприятий по восстановлению или компенсации инвалидам утраченных функций, консультации инвалидов и членов их семей по правовым и методическим вопросам реабилитации. Однако в настоящее время имеется ряд проблем, связанных со слабым развитием материально-технической базы центров, оснащением их современным реабилитационным медицинским оборудованием вследствие недостатка финансовых средств.

В Волгоградской области функционируют 31 стационарное учреждение социального обслуживания пенсионеров и инвалидов на 5040 койко-мест. Число лиц 60 лет и старше составляет 2253 человека. 1526 детей-инвалидов воспитывается в детских домах-интернатах, из них более 50 процентов - сироты.

Ежегодно более 100 пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, нуждаются в оперативном лечении органов зрения. Потребность детей с нарушениями слуха в слуховых аппаратах составляет 680 штук в год, причем полностью не обеспечены слуховыми аппаратами дети с впервые выявленной патологией до 5 лет. В Волгоградской области отмечается рост заболеваемости детей сахарным диабетом. На учете в областном эндокринологическом центре состоит 526 детей. При этом остро стоит проблема обеспеченности этих детей средствами самоконтроля, в частности тест-полосками, приобретение которых за счет средств федерального бюджета не предусмотрено. Материальные затраты полностью ложатся на семью, воспитывающую инвалида. Обеспечение тест-полосками позволит больным детям полноценнее участвовать в жизни общества. Всего этим детям требуется 7680 коробок тест-полосок в год на общую сумму 7,68 млн. рублей. Не решается вопрос приобретения путевок "Мать и дитя" в санаторные учреждения для семей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет средств фонда социального страхования. Решение этих проблем предлагается финансировать за счет средств областного бюджета, оказывая помощь семьям из числа малоимущих.

Качество предоставляемой клиентам помощи прямо пропорционально квалификации специалистов, занимающихся ее оказанием. В рамках областного экспериментального проекта "Старшее поколение" планируется проведение межрегиональных конференций, привлечение специалистов Волгоградского государственного медицинского университета для консультативной и организационно-методической работы, создание библиотечного фонда современной медицинской литературы, оснащение Волгоградского областного геронтологического центра современным диагностическим, лечебным, реабилитационным оборудованием, что позволит внедрить в практику современные технологии работы с пожилыми людьми.

Изучение социально-экономического положения различных категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, создание единой системы персонифицированного учета льготных категорий населения в соответствии с федеральным законодательством позволит планомерно и грамотно проводить на территории Волгоградской области социальную политику.

На развитие системы государственной социальной поддержки направлены мероприятия по реализации экспериментального проекта "Служба "Социальное такси", проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников социальных служб, создание цикла социально-информационных теле- и радиопередач социальной направленности.