Для становления и развития малого и среднего предпринимательства (далее - МиСП) в Российской Федерации в течение длительного периода создавались соответствующие экономико-правовые условия. Процесс становления МиСП проходил поэтапно, реформируя на законодательном уровне всю административно-плановую экономическую систему на основе рыночных преобразований.
Можно выделить следующие этапы становления МиСП.
Первый этап с 1987 г. по 1989 г. назван "кооперативным движением". В этот период происходит легализация предпринимательской деятельности.
Второй этап с 1990 г. по 1991 г. характеризуется становлением института права собственности, без которого невозможно становление предпринимательства вообще.
Впервые было сформулировано понятие предпринимательской деятельности и установлен круг хозяйствующих субъектов, относящихся к предпринимательской деятельности.
Третий этап с 1991 г. по 1992 г. характеризуется тем, что был провозглашен курс на рыночные преобразования экономики страны.
Четвертый этап с 1993 г. по 1995 г. закрепил официально в Конституции Российской Федерации основные рыночные преобразования и рыночную экономику в нашей стране.
Преобразования, заложенные с 1987 г. по 1995 г., в дальнейшем подвергались доработке, изменениям, корректировке, но это были первые рыночные преобразования в национальной экономике России, которые оказали существенное влияние на становление и развитие МиСП.
Вопросы создания благоприятных условий для развития МиСП в настоящее время являются приоритетными в деятельности Правительства Российской Федерации. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. МиСП, а особенно наукоемкий, высокотехнологичный его сектор, рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики субъектов федерации на инновационный путь развития.
Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой деятельности, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. МиСП, став лидером инновационной экономики, позволит обеспечить освоение новых перспективных производств, быструю генерацию новых рабочих мест, высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
МиСП способно особенно быстро реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.
Исследования Всемирного банка показали, что, если в стране МиСП производит менее 40% ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта. В развитых европейских странах МиСП производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
Доля МиСП в ВВП Российской Федерации в последние три года приблизилась к 22%. В расчете на 1000 чел. населения в среднем по России приходятся 32 субъекта МиСП, включая индивидуальных предпринимателей. По городу Абакану данный показатель составил 62 субъекта.
Основные статистические показатели МиСП в России за 2011 г. представлены в таблице 3.2.1.