Недействующий

Об утверждении муниципальной программы города Пензы "Создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания в городе Пензе на 2015 - 2021 годы" (с изменениями на 25 декабря 2019 года)



1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и перспективы развития

(в ред. Постановления Администрации г. Пензы от 22.12.2014 N 1504/5)



Основным назначением городского пассажирского транспорта является осуществление стабильных, надежных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению жизнедеятельности населения города, учреждений, предприятий, организаций. Будучи отраслью экономики города, транспорт является средством производства материальных ценностей.


В настоящее время в данной отрасли городского хозяйства сложилась непростая ситуация, имеющая тенденцию негативного развития. Ежедневный выпуск в рабочие дни на городские маршруты составляет 205 автобусов и 68 троллейбусов (в выходные дни - 185 автобусов и 62 троллейбуса). Доля муниципального унитарного предприятия в общем выпуске транспортных средств на городские маршруты составляет 58%, что ставит его на ведущее место среди предприятий-перевозчиков города. Ежемесячно им осуществляется перевозка в среднем 2,0 миллионов пассажиров (автобусами - 1,0 млн., троллейбусами 1,0 млн.) Однако, муниципальное предприятие выполняет транспортную работу и производит затраты по выполненным рейсам на социально значимых маршрутах, доходы от которых не покрывают произведенные расходы. С наступлением дачного сезона муниципальное унитарное предприятие дополнительно выделяет автобусы для обслуживания 31 дачного маршрута. В рабочие дни эти маршруты требуют 40 автобусов, в выходные - 61. Выполнение указанных общих объемов заставляет предприятие постоянно работать в режиме крайнего напряжения, на пределе своих возможностей. Муниципальное унитарное предприятие не может за счет собственных средств приобрести необходимый подвижной состав.


Опыт привлечения частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой (в городе Пензе их около 700 единиц) и большой вместимости, показывает, что снять остроту и решить транспортную проблему в городе в целом эта форма обслуживания не сможет. Кроме того, работа частных предпринимателей на маршрутах далеко не всегда отвечает требованиям и нормам работы пассажирского транспорта: не выполняется график движения в вечернее время, допускается резкое сокращение выезда машин на линию в ненастную погоду, имеются многочисленные факты нежелания работать на маршрутах в отдаленных районах города со сниженным пассажиропотоком.


Политика дальнейшего развития транспортного пассажирского обслуживания должна строиться на умелом, продуманном, взвешенно-пропорциональном сочетании использования всех его форм, при создании им равных условий.


В необходимости такого подхода к решению проблемы убедились на собственном опыте некоторые регионы, некогда сделавшие ставку на то, что частный транспорт полностью заменит муниципальный. Этого не произошло, и сейчас они вынуждены затрачивать значительные бюджетные средства на воссоздание муниципальных транспортных предприятий. К подобному выводу подводит и опыт развития стран Западной Европы, где, несмотря на определенные дотации, за муниципальным пассажирским транспортом сохраняется от 30 до 60 процентов объемов перевозок.


На первом месте у частных перевозчиков повсеместно стоит выгода. Этот критерий является для них определяющим, его достижение будет осуществляться даже в ущерб другим требованиям, нормам и показателям пассажирских перевозок. Здесь более сложно решаются вопросы координации и контроля, оперативного решения внештатных ситуаций, взаимозаменяемости. Более слабой является база ремонта, профилактики подвижного состава, подготовка кадров.


Этими факторами обусловлена необходимость решения поставленных задач программно-целевым методом. Других вариантов выполнения задач такого уровня нет.


В настоящее время существует потребность в организации транспортного обслуживания учреждений и организаций бюджетной сферы и органов местного самоуправления, а также потребность в предоставлении транспортных средств для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Таким образом, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на качественное транспортное обслуживание учреждений, организаций бюджетной сферы и органов местного самоуправления и обеспечение доступа граждан с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры, а именно:


- предоставление транспорта и транспортное обслуживание в соответствии с заявками учреждений и организаций бюджетной сферы и органов местного самоуправления;


- транспортное обеспечение МАУЗ "Детское и лечебное питание" по доставке продуктов для детского питания с молочной кухни на раздаточные пункты;


- своевременное предоставление транспорта и транспортное обслуживание населения с ограниченными физическими возможностями в соответствии с потребностью и заявками граждан.


Реализация мероприятий Программы будет способствовать:


- стабилизации работы муниципального общественного пассажирского транспорта;


- модернизации технического обеспечения пассажирского транспорта, систем и механизмов контроля, совершенствованию технологии транспортных процессов;