Действующий

Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002 - 2005 годы (с изменениями на 25 февраля 2005 года)



Концепция муниципальной программы развития системы дошкольного образования


В дошкольном образовании города Пензы за последние годы возникла уникальная ситуация. Комплекс различных условий (нормативно - правовых, административных, экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям города реально осуществлять реформу своей деятельности. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо и выделиться из общей массы. Не последнюю роль в этом процессе играют реальные изменения в стратегии управления образования администрации города Пензы. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения наряду с детскими садами региона в своей деятельности осуществляют прежде всего миссию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка). Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от:


- мнения родителей о качестве образования, которое оно обеспечивает;


- социального заказа семей на образовательные услуги и готовности ДОУ к их выполнению;


- возможности и потребности детей дошкольного возраста.


Эта миссия задает критерии отбора нововведений и их синтезирование, а также позволяет рассмотреть самые разнообразные комбинации соотношения изменений в содержании, технологиях, организации воспитательно - образовательной работы и другой деятельности ДОУ.


Исходя из условий и потребностей дошкольного образовательного учреждения города и окружающего их социума, стремясь к достижению идеалов, которыми живут педагогические коллективы детских садов, муниципальная система развития дошкольного образования опирается, прежде всего, на основные проблемы дошкольного детства, свойственные городу, а также на актуальные инновационные вопросы дошкольного образования в целом.


На первом месте стоит проблема сокращения сети дошкольных образовательных учреждений.


Как в городе, так и в регионе она определяется следующими причинами: уменьшение рождаемости детей, сложные социальные условия семей воспитанников, а также сокращение финансирования. Сохранение и развитие дошкольных образовательных учреждений являются двумя составляющими единого процесса наращивания образовательного потенциала дошкольного образования города. Изучая социальный заказ, дошкольные учреждения предлагают широкий спектр образовательных и воспитательных услуг. В связи с этим в г. Пензе создаются условия для развития многопрофильных детских садов. Но данное направление в работе дошкольных учреждений требует углубленного изучения и систематизации. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования включен проект "Многопрофильные детские сады", реализация которого обеспечит амплификацию (обогащение) развития дошкольных учреждений города.


Согласно ст. 32, п. 3 Закона РФ "Об образовании" здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Достигнуть положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно лишь в том случае, если за время пребывания его в дошкольном учреждении осуществляется рациональная работа по дошкольному воспитанию и оздоровлению. В последние годы в городе Пензе наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, что требует усиленного внимания к этой проблеме как педагогических коллективов, так и семьи. На основании этих показателей в муниципальную программу развития включен проект "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ", целью которой является приобщение ребенка к здоровому образу жизни.


Особую проблему составляют дети, не посещающие дошкольные учреждения. Это 50% от общей численности детей от рождения до 7 лет. В связи с этим существует опасность снижения уровня образования учащихся в начальной школе. Отсюда вытекает актуальная проблема - определение форм, методов и содержания работы с детьми, не посещающими детские сады. Таким образом, в муниципальную программу включен проект "Неорганизованные дети". Задача педагогов содействовать развитию и становлению личности ребенка - дошкольника, не посещающего детский сад, а также пропагандировать важность данного вопроса среди родителей.


Неотъемлемой частью работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений г. Пензы должна стать такая связь и сотрудничество с семьей, которые позволят добиться высокого уровня общего развития ребенка. Решая эту проблему, необходимо формировать у родителей представления об основных целях воспитания и развития детей, потребностях в компетентных образовательных услугах. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования входит проект "Детский сад и семья". Новой в реализации этого проекта становится процедура оказания детскими садами дополнительных образовательных услуг населению, что позволит решить многие вопросы: создание определенного имиджа детского сада, дополнительное образование дошкольников, улучшение качества их подготовки к обучению в школе, а также дополнительные источники финансирования ДОУ.


Современное дошкольное образовательное учреждение нуждается в личности с высоким уровнем общей и профессионально - педагогической культуры, способной самостоятельно развивать педагогическое мастерство, умеющей переводить общие цели воспитания на уровень конкретных педагогических ситуаций и задач в практической работе с дошкольниками, родителями, коллегами, способной к самоанализу и самооценке личного вклада в развитие системы. В связи с этим в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлены проекты "Педагог детского сада" и "Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ", в которых намечена система повышения квалификации педагогов ДОУ города, направленная на развитие их творческой инициативы, профессионализма, а также продуктивности педагогического и управленческого труда.


В правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в решении коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ, в разнообразных научных и методических источниках особое внимание уделяется проблеме преемственности между всеми звеньями, которая рассматривается как основное средство непрерывности образования. Кроме того, новая школьная реформа предусматривает переход к 12-летнему общему образованию начиная с 6-ти лет, т.е. с возрастом, который сегодня считается дошкольным, поэтому проблема преемственности становится еще более актуальной. С целью реализации принципа преемственности в создании условий для развития личности каждого ребенка в рамках непрерывного образования в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлен проект "Преемственность дошкольного и начального образования".


Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья требует своего дальнейшего развития.