МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2016 года N 524


О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Ярославле на 2016 - 2030 годы

(с изменениями на 3 ноября 2022 года)

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 04.06.2018 N 765, от 15.04.2020 N 339, от 03.11.2022 N 995)




Во исполнение Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности"


МЭРИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Ярославле на 2016 - 2030 годы (приложение).


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя мэра города Ярославля по социальной политике.


3. Постановление вступает в силу со дня его подписания. Действие постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.



Первый заместитель мэра
города Ярославля
А.Г.МАЛЮТИН



Приложение
к постановлению
мэрии города Ярославля
от 18.04.2016 N 524



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВЛЕ НА 2016 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 04.06.2018 N 765, от 15.04.2020 N 339, от 03.11.2022 N 995)




1. Общие положения


В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.


На протяжении многих лет в нашей стране не осуществлялся комплексный подход к решению проблемы формирования среды, учитывающей потребности инвалидов. Низкий уровень и качество жизни у большинства лиц с ограниченными возможностями здоровья сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде. Отсутствие условий доступности в различных сферах жизнедеятельности (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, транспорта, связи и информации, торговли, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительства, туризма) является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество. Недостаток внимания к потребностям инвалидов приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам, влечет их социальную изоляцию, не позволяет быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права. Сталкиваясь с подобными барьерами, они замыкаются в себе, становятся пассивными, теряют веру в возможность достижения личного и профессионального благополучия.


Вместе с тем устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой.


В 2014 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (далее - Федеральный закон), направленный на создание для инвалидов равных возможностей в реализации общегражданских прав.


В целях реализации и развития положений Федерального закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности", в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны разработать планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению доступности объектов и услуг для инвалидов.


Разработанный план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Ярославле на 2016 - 2030 годы (далее - "дорожная карта") является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, правовыми актами Ярославской области, мэрии города Ярославля, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности.


"Дорожная карта" разработана во исполнение:


- Конвенции о правах инвалидов;


- Конституции Российской Федерации;


- Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";


- Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";


- постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности";


- постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 15.04.2020 N 339)


- свода правил СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (далее - СП 59.13330.2020).


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 03.11.2022 N 995)



2. Текущее состояние и проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов


По состоянию на 01.01.2020 в городе Ярославле проживает 48352 человека, в установленном порядке признанных инвалидами, что составляет около 8% населения города Ярославля, в том числе: 4794 человека - инвалиды I группы, 23808 человек - инвалиды II группы, 17886 человек - инвалиды III группы, 1864 человека - дети-инвалиды.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 15.04.2020 N 339)


В целях разработки системы мер комплексного характера, обеспечивающей доступность приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями с учетом их особых потребностей, создания условий для эффективной реабилитации инвалидов и повышения качества реабилитационных услуг, а также интеграции инвалидов в полноценные общественные отношения с 2012 года на территории города Ярославля реализуется муниципальная программа "Доступная среда" (далее - Программа). Исполнителями Программы являются структурные подразделения мэрии города Ярославля - главные распорядители бюджетных средств, что позволяет организовать работу по улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья практически во всех направлениях социальной сферы. Реализация Программы осуществляется в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в том числе с привлечением средств федерального и областного бюджетов.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 04.06.2018 N 765)


Координирующим органом по вопросу формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в городе Ярославле является городской координационный совет по делам инвалидов (далее - Совет по делам инвалидов), деятельность которого осуществляется в соответствии с постановлениями мэрии города Ярославля от 02.02.2012 N 247 "Об образовании городского координационного совета по делам инвалидов", от 20.02.2012 N 370 "Об утверждении состава городского координационного совета по делам инвалидов". В состав Совета по делам инвалидов входят представители органов исполнительной власти Ярославской области, муниципалитета города Ярославля, структурных подразделений мэрии города Ярославля, внебюджетных фондов, медико-социальной экспертизы и общественных организаций инвалидов. В числе рассматриваемых на заседаниях Совета по делам инвалидов вопросов - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности данной категории населения объектов социальной инфраструктуры.


По результатам реализации муниципальной программы "Доступная среда" за период 2012 - 2019 годов на 75 объектах социальной инфраструктуры реализованы мероприятия по обеспечению доступности объектов для инвалидов и других МГН, в том числе на 22 объектах социальной защиты и социального обслуживания населения, 21 объекте культуры, 12 объектах образования, 12 объектах физической культуры и спорта, 5 объектах молодежной политики, в 3 зданиях территориальных администраций мэрии города Ярославля. Проведены работы по частичной адаптации объектов: обустройство входных групп, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, санитарно-гигиенических помещений, уклад нескользкого покрытия, приобретение технических средств реабилитации - ступенькоходов (подъемников лестничных), приобретение и установка поручней, оборудование объектов информационными знаками.


(в ред. Постановлений Мэрии г. Ярославля от 04.06.2018 N 765, от 15.04.2020 N 339)


В 2014 - 2015 годах в связи с разработкой проекта муниципальной программы "Доступная среда в городе Ярославле" на 2016 - 2020 годы с целью уточнения приоритетных объектов социальной и инженерной инфраструктуры и видов работ по приспособлению объектов для инвалидов и других МГН проведена работа по оценке текущего состояния доступности объектов, актуализации существующих паспортов доступности приоритетных объектов в соответствии с методикой, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".


По итогам проведенной работы определены первоочередные меры по обустройству и адаптации объектов социальной инфраструктуры, составлены планы развития учреждений по поэтапному приведению до 2020 года действующих объектов и порядков предоставления на них услуг в соответствии с требованиями по обеспечению их доступности для инвалидов, а также долгосрочные меры по обеспечению полной доступности до 2030 года.


В "дорожной карте" отражены мероприятия, предусматривающие работы за период с 2016 по 2030 годы по обеспечению доступности объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности, сроки их реализации.


Задача всех структурных подразделений мэрии города Ярославля - довести показатель доступности объектов социальной инфраструктуры по направлению деятельности до 100 процентов. Однако отсутствие технической возможности по оборудованию зданий с учетом строительных норм и правил, большое количество объектов социальной инфраструктуры, расположенных в объектах культурного наследия, в том числе расположенных на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр города Ярославля", не позволяет провести работы по адаптации объектов в полном объеме с учетом нужд инвалидов.


В связи с этим структурными подразделениями мэрии города Ярославля будут приниматься согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, либо когда это возможно, предоставление необходимой услуги будет осуществляться по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.


С 01.09.2015 структурными подразделениями мэрии города Ярославля начата работа по внесению изменений в административные регламенты предоставления гражданам муниципальных услуг в части дополнения положениями, обеспечивающими соблюдение установленных законодательством условий их доступности для инвалидов.


В сфере строительства согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В связи с этим согласно действующему градостроительному законодательству строительство в городе Ярославле осуществляется на основании проектной документации, прошедшей экспертизу, в том числе экспертизу проектных решений в части выполнения СП 59.13330.2020.


(в ред. Постановления Мэрии г. Ярославля от 03.11.2022 N 995)


В сфере потребительского рынка большинство объектов крупных розничных сетевых компаний приспособлены для реализации инвалидами своих конституционных прав. Существующие объекты модернизированы, в них созданы условия доступности для инвалидов и других МГН. Проектная документация на вновь строящиеся и реконструируемые объекты разрабатывается в соответствии с требованиями действующего законодательства. Большинство крупных розничных сетевых магазинов расположено на нижних этажах зданий либо в отдельно стоящих зданиях, в которых организована доступная среда для инвалидов. Крупные торговые комплексы оборудованы лифтами, входные группы оборудованы пандусами, поручнями, на парковках отведены специальные парковочные места для специального автотранспорта инвалидов (не менее 10 процентов от общего количества парковочных мест), предусмотрены санитарно-гигиенические помещения для инвалидов-колясочников.


Вместе с тем доступность несетевых объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания для инвалидов и других МГН на сегодняшний день не обеспечена.


Одной из основных проблем обеспечения доступной среды для инвалидов и других МГН является невозможность обустройства ранее введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов пандусами, в связи с отсутствием технической возможности установки, а также отсутствием решения собрания собственников помещений многоквартирного дома на установку пандусов, в случае, если такое приспособление осуществляется с привлечением денежных средств указанных собственников. Соблюдение требований обеспечения доступа для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями в жилые и общественные здания, подлежащие капитальному ремонту, урегулировано положениями СП 59.13330.2020.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»