АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 апреля 2014 года N 031-06-505/14



Об утверждении Комплексной муниципальной программы "Повышение качества управления муниципальными финансами города Иркутска на период до 2018 года"

(с изменениями на 19 августа 2016 года)


(в ред. Постановлений администрации г. Иркутска от 30.12.2014 N 031-06-1598/14, от 19.08.2016 N 031-06-777/6)

Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 37, 38, 42, 54, 58 - 61, 67 Устава города Иркутска, Положением о бюджетном процессе в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 25.05.2010 N 005-20-110142/10, администрация города Иркутска постановляет:

1. Утвердить Комплексную муниципальную программу "Повышение качества управления муниципальными финансами города Иркутска на период до 2018 года" (Приложение N 1).

2. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска опубликовать настоящее постановление с приложением в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска.

И.о. главы администрации
города Иркутска
А.Б.ЛОГАШОВ


Приложение N 1
к постановлению
администрации г. Иркутска
от 30 апреля 2014 года
N 031-06-505/14


КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ГОРОДА ИРКУТСКА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"

(в ред. Постановлений администрации г. Иркутска от 30.12.2014 N 031-06-1598/14, от 19.08.2016 N 031-06-777/6)

Комплексная муниципальная программа "Повышение качества управления муниципальными финансами города Иркутска на период до 2018 года" (далее - программа) разработана в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления города Иркутска в сфере управления общественными финансами.

I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ГОРОДА ИРКУТСКА


В городе Иркутске реализация проводимых Правительством Российской Федерации структурных реформ бюджетного процесса осуществлялась в рамках выполнения Плана реализации мероприятий по реформированию муниципальных финансов города Иркутска на 2009 - 2011 годы, утвержденного постановлением мэра города Иркутска от 30.03.2009 N 031-06-1157/9-1 (далее - План), и продолжилась в ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска на период до 2014, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 10.05.2011 N 031-06-796/11.

Основным результатом выполнения Плана стало формирование в городе Иркутске современной системы управления муниципальными финансами путем:

- организации бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

- введения формализованных методик распределения бюджетных средств;

- формирования достоверной бюджетной отчетности города;

- поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочных и ведомственных целевых программ, муниципальных заданий);

- создания предпосылок для перевода бюджетных учреждений на новую форму финансового обеспечения муниципальных услуг;

- установления порядка оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;

- создания формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов;

- осуществления мониторинга просроченной кредиторской и дебиторской задолженности бюджета города, выявления причин ее возникновения, принятия мер к ликвидации задолженности;

- установления стандартов качества муниципальных услуг.

В результате реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска на период до 2014 по основным ее направлениям были достигнуты следующие результаты.

В рамках развития форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) проведена фундаментальная реформа системы оказания муниципальных услуг.

Постановлением администрации города Иркутска от 22.09.2010 N 031-06-2164/10 утвержден План мероприятий по реализации указанного Федерального закона. В результате проведенной работы своевременно приняты решения об изменении правового положения бюджетных учреждений. Муниципальные учреждения города Иркутска разделены на три типа: казенные, бюджетные и автономные. Изменен формат финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений города Иркутска осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Изменение принципов финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений потребовало проведения большого объема подготовительной работы со стороны финансового органа. Велось активное взаимодействие со структурными подразделениями администрации города Иркутска, осуществляющими функции и полномочия учредителей, проводилась работа по открытию лицевых счетов муниципальным учреждениям в связи с изменением типа учреждений.

В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города:

- разработана Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года, в которой сформулированы стратегические приоритеты развития города Иркутска с точки зрения перспективного экономического роста;

- утверждена Программа комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, в рамках которой определены стратегические цели и задачи социально-экономического развития города Иркутска;

- осуществлен переход к формированию бюджета города Иркутска в формате "скользящей трехлетки".

В процессе внедрения в 2012 году программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления города Иркутска администрацией города Иркутска в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы утверждены долгосрочные целевые программы. В результате расходы, формируемые в рамках долгосрочных целевых программ, составили более 80% расходов бюджета города Иркутска.

В целях соблюдения единообразия подходов к формированию долгосрочных целевых программ Программа повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска на период до 2014 года была трансформирована в подпрограмму "Повышение эффективности бюджетных расходов города Иркутска" долгосрочной целевой программы "Повышение качества муниципального управления на 2013 - 2017 годы".

Реализация указанной подпрограммы в 2013 году обеспечила продолжение достижения поставленных задач.

Для совершенствования программно-целевого принципа формирования бюджета города и осуществления деятельности администрации города были обеспечены:

- внесение изменений в Положение о бюджетном процессе в городе Иркутске;

- разработан Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Иркутска.

В целях реформирования муниципального финансового контроля и развития внутреннего контроля разработаны:

- порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в городе Иркутске;

- порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города Иркутска, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города Иркутска, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города Иркутска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В целях повышения эффективности распределения бюджетных ресурсов обеспечены разработка и внесение изменений в муниципальные правовые акты города Иркутска, регламентирующие распределение финансовых ресурсов. С 2012 года структурными подразделениями администрации города Иркутска осуществляется подготовка докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

В целом задачи Плана были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления муниципальными финансами. Развитие системы управления муниципальными финансами продолжилось в ходе реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов города Иркутска на период до 2014 года.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В процессе корректировки подходов к формированию муниципальных программ города Иркутска стала очевидной необходимость выделения программных мероприятий, направленных на обеспечение эффективности управления муниципальными финансами города Иркутска в отдельную комплексную муниципальную программу. Поэтому подпрограмма "Повышение эффективности бюджетных расходов города Иркутска" программы "Повышение качества муниципального управления на 2013 - 2017 годы" была исключена из ее состава и выделена в самостоятельную комплексную муниципальную программу.

Реализация на территории города Иркутска нового комплекса мер комплексной муниципальной программы "Повышение качества управления муниципальными финансами города Иркутска на период до 2018 года" будет способствовать дальнейшему повышению эффективности использования финансовых ресурсов города.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Наряду с положительными результатами реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов города Иркутска в настоящее время в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:

- слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;

- незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;

- сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов местного самоуправления города Иркутска к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;

- направленность программных подходов управления муниципальными финансами только на повышение эффективности бюджетных расходов и реформирование долговой политики города Иркутска без увязки с необходимостью повышения доходного потенциала бюджета города Иркутска;

- низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждении целей и результатов использования бюджетных средств;

- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов.

В целом управление муниципальными финансами города Иркутска в большей мере продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур и не создает устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями, задачами и результатами социально-экономического развития города Иркутска.

Исходя из этого целью программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, повышение качества управления доходами бюджета города и нефинансовыми активами города Иркутска при реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Иркутска.

Для достижения вышеуказанной цели программы необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение внедрения полноценных программно-целевых методов управления в бюджетный процесс при достижении взаимоувязки бюджетного и стратегического планирования;

2) обеспечение комплексности повышения доходного потенциала бюджета города при активном межведомственном взаимодействии всех главных администраторов доходов бюджета города;

3) повышение функциональной эффективности бюджетных расходов в условиях продолжения реформирования системы оказания услуг;

4) повышение качества финансового менеджмента главных администраторов средств бюджета города Иркутска и муниципальных учреждений;

5) совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных администраторов средств бюджета города с ориентацией на оценку эффективности управления средствами бюджета города;

6) обеспечение рациональной долговой политики и достижение минимизации роста муниципального долга;

7) обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.

При этом важнейшей предпосылкой для достижения цели и решения задач программы является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета города Иркутска.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА ИРКУТСКА


Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Иркутска в рамках программы будет продолжена реализация комплекса мер исходя из соблюдения следующих требований:

- использование для целей бюджетного планирования прогноза социально-экономического развития города, определенного с учетом необходимости минимизации рисков для долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города;

- повышение доходного потенциала бюджета города на основе межведомственного взаимодействия главных администраторов доходов бюджета города;

- проведение оценки бюджетного дефицита и долговой нагрузки на бюджет города;

- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации;

- принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах имеющихся ресурсов;

- недопущение роста просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

- усиление роли финансового контроля в достижении эффективности управления средствами бюджета города.

III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПОЛНОЦЕННЫХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ВЗАИМОУВЯЗКИ БЮДЖЕТНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ


Переход к "программной" структуре бюджета города призван обеспечить взаимосвязь процесса исполнения бюджета города Иркутска с достижением поставленных целей и запланированных результатов социально-экономического развития города, повысить ответственность и самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств и, в конечном счете, повысить эффективность бюджетных расходов.

В этих целях необходимо отказаться от принятия решений о выделении бюджетных средств на отдельные объекты либо узкие направления, не предусмотренные действующими муниципальными программами, и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»