Главной стратегической целью деятельности органов местного самоуправления города Иркутска, изложенной в Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 06.07.2012 N 005-20-360588/2, является достижение высокого уровня и качества жизни населения города на основе развития городской среды, экономики, человеческого капитала и совершенствования процессов управления муниципалитетом. Однако развитие общества происходит только в том случае, если жители активно участвуют в деятельности органов местного самоуправления, в определении приоритетов социально-экономического развития города, проявляют гражданскую активность.
В этой связи актуальной становится проблема потенциальных и реально существующих каналов взаимодействия, взаимовлияния общественного мнения и органов государственной власти и местного самоуправления. В условиях современного общества и существующих информационных технологий основными каналами являются, прежде всего, средства массовой информации, средства массовой коммуникации, а также выборы в центральные и местные органы законодательной и исполнительной власти, референдумы, непосредственные политические акции - митинги, демонстрации, организуемые как политическими партиями и движениями, так и общественными объединениями, не имеющими ярко выраженной политической принадлежности.
Ключевым фактором взаимодействия населения и власти становится "прозрачность" указанных каналов, способность адекватно и объективно передавать запросы населения, не искажая их и не подменяя интересами отдельных групп населения. Важной также остается быстрая реакция органов власти на запросы населения. В случае непрозрачности каналов оперативность обратной связи органов власти и населения нарушается. Чем более закрыт и непрозрачен канал, тем слабее связь, что становится причиной роста протестной активности и, как следствие, масштабных социальных конфликтов. Рост протестной активности в свою очередь способствует снижению уровня доверия населения к представителям власти, а значит, делает ее нелегитимной.
Создание условий для эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и жителей города путем объективного освещения деятельности органов местного самоуправления, формирования положительного имиджа города Иркутска и вовлечения общественности в деятельность органов местного самоуправления позволяет обеспечить "прозрачность" каналов взаимодействия власти и общества, что является одним из основных направлений реализации поставленной стратегической цели развития города".
Проводимая до 2012 года политика в этих направлениях позволила достичь ряда конкретных результатов.
Повышение гражданской активности населения достигалось через реализацию ведомственной целевой Программы "Взаимодействие органов местного самоуправления города Иркутска с населением, некоммерческими организациями, территориальными общественными самоуправлениями" на 2009 - 2012 гг.
Результаты реализации:
- к концу 2011 г. проект "Школа активных граждан" увеличил количество участников на 20%;
- количество участников просветительского проекта "Центр поддержки ТСЖ "Управдом" возросло втрое;
- количество мероприятий во дворах и микрорайонах возросло более чем в 2 раза;
- к концу 2011 г. создано 21 территориальное общественное самоуправление группы жилых домов;
- активные жители приняли участие в реализации ряда значимых городских проектов (озеленение, благоустройство, восстановление маршрутов муниципального транспорта, публичные слушания по вопросам планировок городских округов и т.п.).
Обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления и освещение их деятельности осуществляется на основе партнерства представителей СМИ и УИПСиО. Официальными средствами массовой информации администрации города Иркутска определены газеты "Иркутск" и "Иркутск официальный". Администрация города Иркутска является учредителем этих газет.
С целью всестороннего и объективного освещения деятельности администрации города Иркутска в 2011 году сотрудниками УИПСиО подготовлено 1017 пресс-релизов, проведено 198 пресс-конференций, 12 интернет-пресс-конференций, 262 выездных мероприятия, 8 прямых линий, с августа 2011 года ежедневно выходит лента новостей, ежедневно проводятся разъяснения и даются комментарии журналистам.
В 2011 году вышло 10997 материалов в СМИ, то есть 42 материала в день, тогда как в 2010 году - только 1979. Выпущено более 400 минут новостей в 5 информационных телевизионных программах, более 7 часов радиопрограмм на 4 радиостанциях, размещалась информация в 18 печатных СМИ и 6 информационных агентствах. Сотрудниками были разработаны и подготовлены 117 выпусков программы "Камертон" и 35 программ "Поворот Событий". Впервые были размещены новостные материалы на радио ФМ формата, что позволило существенно увеличить аудиторию. Из указанного количества около 52,9% опубликованных в 2011 году материалов были положительными, 33,7% - нейтральными. Отрицательное поле составляет 13,4%.
Системная работа по формированию положительного имиджа города Иркутска, повышения гражданской активности и всестороннему и объективному освещению деятельности администрации города Иркутска привели к повышению уровня доверия и поддержки власти населением. Так рейтинг доверия мэру вырос за год (с марта 2011 г. по март 2012 г.) с 37,7% до 61,3%, т.е. на 23,6%. Рейтинг доверия администрации города в целом вырос за данный период с 30% до 63,5% (на 33,5%).
Таким образом, за 2011 год наблюдается рост уровня доверия к представителям муниципальной власти, что на фоне предыдущего падения рейтингов является, несомненно, положительной тенденцией, которая стала возможной за счет осуществления плановой информационной политики и должна быть закреплена программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода для повышения гражданской активности населения, обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления и освещения социально-экономического развития города позволяет:
- закрепить полученные результаты и улучшить их;
- четко определить приоритеты развития с финансовым обеспечением;
- обеспечить прозрачность и эффективность бюджетного процесса;
- сконцентрировать финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы;
- сформировать новые механизмы реализации поставленных целей и задач;
- эффективно контролировать выполнение программы.