Территория в пределах городской черты составляет 30143 га. Городской застройкой занято 9863 га, что составляет 32,83% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8161 га, или 27,16%), водные пространства (2634 га, или 6,77%), луга и пойменные территории (3939 га, или 13,11%) <1>.
________________
<1> Концепция Генерального плана развития г. Иркутска.
На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7039 га, или 23,43%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 119,06 кв.м/чел. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты крайне низок удельный вес зеленых насаждений общего пользования, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.
По данным БТИ, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10698,6 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,5 кв.м.
Обеспеченность жилищного фонда основными видами инженерного оборудования достаточно высока. Водопроводом и канализацией обеспечено 89,7% общей площади квартир, центральным отоплением - 91,1%, горячим водоснабжением - 80,1%, напольными электроплитами - 74,2%, ваннами (душем) - 81,5%, газифицировано 13,8%. В то же время по отдельным административным округам в зависимости от объема индивидуального малоэтажного жилого фонда уровень обеспеченности инженерным оборудованием существенно различается.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов с общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промзоны неоднородны. Большинство из них отличаются: стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.
Одной из важнейших проблем функционирования и развития города является низкая эффективность использования территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.
К функциональным проблемам г. Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся: неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.
Перспективы развития города осложняются его специфическими особенностями как исторического центра Сибири, что затрудняет проведение единой градостроительной политики на территории города и пригорода. Городская черта ограничивает развитие города и нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.
Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Состояние среды может быть оценено как неблагоприятное, наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаление бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка напрямую связана с ростом заболеваемости и сокращением продолжительности жизни населения.
Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города существующего аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.