Пассажирский транспорт (ПТ) г. Иркутска следует рассматривать как комплекс, состоящий из разных видов пассажирского транспорта. Он представлен муниципальным транспортом общего пользования (ОП), это автобусный и городской электрический транспорт (ГЭТ). ГПТ - это также действующие на маршрутах города коммерческие автобусы муниципальных, частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в качестве маршрутных такси. Сектор ГПТ в целом испытывает растущую конкуренцию в силу роста числа частных легковых автомобилей, такси и легковых автомобилей в личном пользовании, которые, помимо влияния на платежеспособный спрос на услуги ГПТ, вместе с автобусами частных предприятий и индивидуальных предпринимателей существенно осложняют условия работы подвижного состава ГПТОП на городских улицах.
ГПТОП является составной частью городской инфраструктуры и важнейшим элементом транспортной системы, которые обеспечивают ежедневную транспортную подвижность двух третей населения Иркутска. ГПТОП обеспечивает основную часть социально значимых услуг для бедных слоев населения (треть жителей г. Иркутска) и трудовых поездок.
Проблемы:
1-А. Социально-экономические проблемы в развитии транспорта города
1-А-1. Большое количество категорий населения (64), пользующихся правом бесплатного и льготного проезда по федеральным законам и др., и отсутствие достаточного финансирования затрат на их реализацию из федерального бюджета и др. нарушили воспроизводство в системе пассажирского автомобильного транспорта. Перекладывание оплаты за бесплатный и льготный проезд на коллективы пассажирских предприятий, бюджет города и пассажиров, оплачивающих проезд полностью, привело к критическому финансовому состоянию муниципальных пассажирских предприятий, низкому уровню оплаты труда их работников и социальной несправедливости в отношении и без того низкооплачиваемых граждан, пользующихся ГПТОП за полную плату. В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 26.03.2003) производителю должны возмещать расходы в связи с предоставлением права бесплатного проезда или льгот по оплате за проезд за счет средств соответствующих бюджетов. Реально из федерального бюджета эти средства поступают в следующих размерах (табл. 34).