Финансовой базой органов местного самоуправления являются местные бюджеты. Бюджет любого муниципалитета представляет собой форму образования и расходования денежных средств при их сбалансированности. Он служит финансовой основой решения задач комплексного и пропорционального социально-экономического развития той или иной территории.
Анализ доходной и расходной частей бюджета г. Иркутска за 2000 - 2003 гг. позволяет сделать следующие выводы.
1. В области бюджетной политики основные задачи решаются в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства, на основе целенаправленных действий администрации и городской Думы г. Иркутска по активизации процессов социальной и экономической политики, инновационной и инвестиционной деятельности, более активной поддержки малого бизнеса и мобилизации внутренних резервов производства крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики.
2. Варьирование по годам исполнения общей суммы доходов находится в пределах от 112,3% в 2000 г. до 121,8% в 2001 г., при уровне в 2003 г. - 100,2%. Имеет место аналогичная тенденция выполнения доходной части бюджета по собственным доходам. Положительные тенденции в бюджетном процессе выражаются в том, что органом местного самоуправления регулярно проводится системная работа, которая строится на основе разрабатываемого и реализуемого сводного плана мероприятий, направленных на исполнение доходной части бюджета и сокращение расходов г. Иркутска.
3. При существующих налоговом и бюджетном законодательстве и межбюджетных отношениях для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления г. Иркутска собственных доходов недостаточно, поэтому используются безвозмездные поступления в виде дотаций, субвенций и субсидий из областного бюджета, которые имеют тенденцию к росту. Анализ доходных источников за 2000 - 2003 гг. показал, что при общем росте доходов бюджета города в 1,7 раза доля местных налогов и сборов сократилась с 14,6% до 4,04% общего объема доходов, доля безвозмездной финансовой помощи увеличилась в 7,0 раза, а собственных доходов (закрепленных и регулирующих) - в 1,6 раза.
4. В структуре исполнения доходной части бюджета, сформированной за счет налоговых поступлений, имеют место разные тенденции, прежде всего, изменения налоговых ставок, нормативов отчислений от регулирующих налогов в соответствии с федеральным и областным законодательством. Причины этого явления различны. Например, налог на доходы физических лиц увеличился вследствие роста оплаты труда и изменения нормативов отчисления в бюджет города, а земельный налог - из-за индексации ставок.
5. Динамика исполнения расходов бюджета варьирует в пределах 99,9 - 108,0% от запланированного и характеризуется устойчивой стабильностью финансирования потребителей бюджетных средств по основным направлениям в полном объеме или с незначительными отклонениями от бюджетного назначения.
6. В условиях ограниченного доходного потенциала динамика структуры бюджетных расходов отражает стабилизацию либо неустойчивый рост доли затрат на поддержание социальной сферы.
Однако на данном этапе положение в городе складывается таким образом, что средств, выделяемых из бюджета, явно недостаточно для полноценного финансирования текущего содержания и нормального развития социальной сферы. Это приводит как к постоянному и повсеместному снижению уровня гарантированного социального обслуживания населения, так и крайне негативно отражается на состоянии и развитии материально-технической базы бюджетных учреждений.
7. За последние три года имеет место рост общей величины доходов при изменяющихся соотношениях собственных и регулирующих видов (фактическое исполнение).
Расчет системы коэффициентов, характеризующих финансовое состояние бюджета города, в динамике за 2000 - 2003 гг. показал, что коэффициенты соотношения регулирующих и собственных доходов без учета финансовой помощи и с ее учетом, так же как и коэффициенты автономии и обеспеченности собственными доходами, относительно устойчивы, а величины их малы. Коэффициент бюджетного покрытия более стабилен и варьирует около единицы. Коэффициент бюджетной результативности имеет тенденцию устойчивого роста.
Таким образом, оценка показателей бюджетной устойчивости позволяет сделать общий вывод о недостаточном уровне развития собственной финансовой базы города, а также о значительной зависимости местного бюджета от распределительных межбюджетных отношений и финансовой помощи вышестоящих органов власти. Это более всего свидетельствует об ограниченных финансовых возможностях муниципального бюджета для обеспечения населения минимально необходимым и гарантированным объемом услуг.
Поэтому наряду с прогнозом показателей социально-экономического развития г. Иркутска, осуществленным методом трендового анализа и экономико-математического моделирования с применением компьютерных технологий, предпринята попытка осуществить прогнозирование с использованием логической модели, отражающей реальные процессы развития, используя:
- ориентиры развития экономики и социальных условий РФ;