Действующий

О Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг.



5.5.2. Развитие пригородного железнодорожного транспорта г. Иркутска и Иркутского района


Проблемы:


Доминирование железнодорожного транспорта в пригородном пассажирском сообщении обусловило три основных фактора:


- традиционно сложившиеся схемы пригородных перевозок, при которых основной пассажиропоток направлен на железнодорожные перевозки. Автобусное пригородное сообщение при этом развито слабо и в основном обслуживает населенные пункты, лежащие далеко в стороне от железнодорожных путей, либо осуществляет провоз пассажира к станции и от станции. Автобусные маршруты, параллельные железнодорожным путям, осуществляют относительно незначительные по масштабам перевозки пассажиров;


- слабое развитие личного транспорта. Низкая покупательная способность населения и высокие цены на автотранспорт ограничивают возможность использования личного транспорта для пригородных поездок;


- монопольно низкие цены, установленные органами власти субъекта Федерации на железнодорожные тарифы в пригородном сообщении. Покрытие себестоимости тарифом (по данным 2003 г.) составляло от 37,54% до 51,58%. Власти перекладывают затраты на пригородное сообщение на железные дороги, которые вынуждены компенсировать их расходы за счет доходов от грузовой деятельности (в настоящее время 15 копеек с каждого рубля доходов от грузовых перевозок идут на финансирование пассажирских перевозок, в том числе пригородных <1>).


________________


<1> Жуковский Ю.Н. Куда идет электричка? - Экономика. Право. Менеджмент. - N 5, 29 января - 4 февраля 2003 г.


На втором этапе реформирования железнодорожного транспорта, когда пригородные перевозки будут выделены в самостоятельные структуры, покрывать убытки станет некому.


Опираясь на сезонную составляющую и имея интервальный прогнозный ряд по объему перевозки пассажиров в пригородном сообщении по Иркутскому району, прогноз может быть представлен величинами, отраженными в табл. 37.