РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2010 года N 147-III
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании решения Воронежской городской Думы от 19.12.2018 N 1032-IV.
____________________________________________________________________
(в редакции решений Воронежской городской Думы от 20.02.2013 N 1075-III, от 10.07.2013 N 1226-III, от 20.12.2017 N 740-IV)
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа город Воронеж, в целях определения приоритетных направлений развития городского округа город Воронеж на долгосрочную перспективу Воронежская городская Дума решила:
1. Утвердить Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года согласно приложению.
2. Администрации городского округа город Воронеж обеспечить реализацию Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года.
3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Утратил силу. - Решение Воронежской городской Думы от 20.12.2017 N 740-IV.
Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. решений Воронежской городской Думы от 20.02.2013 N 1075-III, от 10.07.2013 N 1226-III, от 20.12.2017 N 740-IV)
Воронеж входит в число пятнадцати крупнейших городов Российской Федерации (с численностью населения свыше 920 тысяч человек он занимает место непосредственно за российскими городами-миллионниками). В разные исторические периоды миссия и статус города, а в силу этого и динамика его развития испытывали существенные изменения.
В XX веке вектор и динамику развития определяли формирование мощного индустриального потенциала и административный статус города. В последние десятилетия темп развития Воронежа уступает темпам развития многих крупных российских городов. В результате структурных сдвигов, прежде всего в промышленном секторе, город заметно трансформировался. Изменилось его положение в более крупных социально-экономических системах (Воронежская область, ЦФО, Российская Федерация), а также среди центров субъектов Федерации, традиционно относящихся к ЦЧР. Поскольку по количеству жителей Воронеж существенно превосходит другие областные центры ЦЧР (ближайший по числу жителей Липецк - в 1,83 раза), даже высокие абсолютные результаты не обеспечивают ему высокого рейтинга по показателям относительным. Уровень и качество жизни населения, состояние отраслей социальной сферы и городской инфраструктуры по многим параметрам уступают среднероссийским показателям.
Причины негативных тенденций в развитии города разнородны по источникам и неравновелики по силе воздействия. Главные среди них:
- значительный спад производства в промышленности, в том числе (и в первую очередь) на градообразующих предприятиях ОПК, неконкурентоспособность промышленной продукции;
- устаревшие основные фонды и низкий уровень производительности труда в отраслях народного хозяйства;
- прогрессирующее отставание в развитии городской среды обитания.
Город сохраняет, однако, конкурентоспособные преимущества, к каким могут быть отнесены прежде всего общие масштабные характеристики и культурно-исторические традиции, научно-инновационный потенциал и высокоразвитая образовательная система. Несомненные преимущества отличают и естественно-географическое расположение Воронежа.
Имидж Воронежа продолжает оставаться на общероссийском фоне достаточно заметным. Пользующийся известностью рейтинг журнала "Форбс" поставил Воронеж на 16 место среди 30 крупнейших городов России. При этом по 4 из 6 учитываемых параметров (социальные характеристики, деловой климат, устойчивость к кризису, комфортность) Воронеж находится в первой десятке. Рейтинг РБК (также по 6, но отличающимся параметрам) определил Воронежу среди 64 городов России в 2007-м - 17-е, в 2008-м - 19-е место.
Однако закрепление, экстраполяция сложившегося тренда чревата в будущем утратой конкурентных преимуществ, дальнейшими потерями в темпах развития, имидже и значении города, в возможностях удовлетворения запросов его жителей.
Речь должна идти о поиске и реализации инновационного пути развития города, модернизации его экономики и социальной сферы.
Эти задачи определили направления и рамки представляемой работы.
В процессе разработки стратегии и стратегического плана развития городского округа город Воронеж использованы:
- официальная статистическая отчетность;
- ведомственная отчетность;
- Генеральный план городского округа город Воронеж;
- план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на 2009 - 2011 годы;
- муниципальные и ведомственные целевые программы городского округа город Воронеж;
- экспертные оценки представителей различных категорий жителей города;
- стратегические планы развития ряда городов России.
1.1. Современное экономическое положение города сформировалось в результате существенных изменений в динамике его развития за два последние десятилетия, связанных со структурной перестройкой экономики страны.
Существенно сократилась потребность в производимой на предприятиях города продукции, в значительной степени ориентированной на оборонные нужды страны. Ведущая в прошлом отрасль - машиностроение и металлообработка - претерпела сильное падение производства. Кардинально ухудшилось состояние электронной промышленности.
В производстве продукции химии и нефтехимии в период благоприятной экономической конъюнктуры наблюдалась стабильность, однако с кризисом положение в отрасли заметно ухудшилось.
В то же время ряд отраслей промышленности развивается успешно. В их числе - производство строительных материалов, особенно интенсивно растущее в 2000-х годах.
На протяжении всего пореформенного периода наращивает объемы пищевая промышленность. Кризисные явления не привели к снижению производства на большинстве предприятий отрасли. Вместе с этим в ряде подотраслей возникает угроза со стороны более крупных комплексов Москвы, Московской, Белгородской, Орловской областей. Динамика производства и реализации основных видов промышленной продукции представлена в таблицах 1 и 2 приложения.
Большей устойчивостью отличаются другие сферы городской экономики. По темпам строительства Воронеж может быть отнесен к числу лидеров. По вводу в действие жилья на душу населения он существенно опережает многие другие областные центры.
Важным направлением реализации конкурентных преимуществ города является развитие сферы розничной торговли, которая может рассматриваться в качестве одной из точек роста, что не противоречит развитию иных отраслей реального сектора экономики.
Противоречивая динамика экономики города сказалась на его положении в системном окружении. В таблице 1 представлены данные об основных параметрах развития Воронежа и социально-экономических систем, в которые он включен в качестве составной части, в 2008 году.
Показатели развития городского округа город Воронеж в сравнении с крупными социально-экономическими системами за 2008 год
Наименование показателя | Воронеж | Воронежская область | ЦЧР | ЦФО | РФ |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (полный круг предприятий), млн. рублей | 84 889,9 | 160 957,9 | 1 028 900,0 | 6 297 647,0 | 23 559 000,0 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей | 92,2 | 70,6 | 142,2 | 169,5 | 165,9 |
Объем инвестиций в основной капитал (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей | 61,3 | 40,4 | 50,2 | 57,9 | 61,7 |
Ввод в действие жилых домов на душу населения, кв. м | 0,92 | 0,49 | 0,55 | 0,51 | 0,45 |
Оборот розничной торговли (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей | 99,4 | 62,7 | 71,3 | 124,7 | 97,6 |
Объем платных услуг населению (полный круг предприятий) на душу населения, тыс. рублей | 32,3 | 17,4 | 19,0 | 39,8 | 28,7 |
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, рублей | 14 768 | 12 584 | 14 634,1 | 20 459,2 | 17 226,3 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей | 14 830 | 10 397,4 | 11 076,1 | 19 653,6 | 15 135,8 |
По большинству социально-экономических показателей (прежде всего - промышленному производству) город находится в центре "стагнационного круга".
Город столкнулся с сильной конкуренцией со стороны областных центров ЦЧР. Сравнительные значения основных показателей социально-экономического развития областных центров ЦЧР представлены в таблице 2.
Показатели социально-экономического развития областных центров ЦЧР за 2008 год
Наименование показателя | Воронеж | Тамбов | Курск | Белгород | Липецк |
Численность постоянного населения на 01.01.2008, тыс. чел. | 920,4 | 279,8 | 408,1 | 353,1 | 502,4 |
Оборот организаций по всем видам деятельности, млн. рублей <1> | 250 446,2 | 74 530,0 | 113 338,0 | 145 938,7 | 375 685,7 |
на душу населения, тыс. рублей | 272,1 | 266,4 | 277,7 | 413,3 | 747,8 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей <1> | 80 859,2 | 36 190,3 | 46 120,7 | 54 592,8 | 276 083,0 |
На душу населения, тыс. рублей | 87,9 | 129,3 | 113,0 | 154,6 | 549,5 |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей <1> | 38 068,0 | 18 829,7 | 15 208,6 | 24 747,0 | 48 796,8 |
на душу населения, тыс. рублей | 41,4 | 67,3 | 37,3 | 70,1 | 97,1 |
Объем работ и услуг, выполненных собственными силами предприятий и организаций по виду деятельности "Строительство", млн. рублей <1> | 14 111,7 | 1 066,8 | 4 702,3 | 8 059,7 | 12 437,4 |
На душу населения, тыс. рублей | 15,3 | 3,8 | 11,5 | 22,8 | 24,8 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м | 848,2 | 261,3 | 310,3 | 285,0 | 385,1 |
На душу населения, кв. м | 0,92 | 0,93 | 0,76 | 0,81 | 0,77 |
Оборот розничной торговли по полному кругу предприятий и организаций, млн. рублей | 91 471,9 | 42 105,4 | 60 145,2 | 64 058,0 | Нет данных |
На душу населения, тыс. рублей | 99,4 | 150,5 | 147,4 | 181,4 | Нет данных |
Объем платных услуг населению по полному кругу предприятий и организаций, млн. рублей | 29 690,0 | Нет данных | 20 366,1 | 15 682,2 | 17 215,9 |
На душу населения, тыс. рублей | 32,3 | Нет данных | 49,9 | 44,4 | 34,3 |
Среднемесячная заработная плата, рублей <1> | 14 768,0 | 12 775,2 | 12 844,1 | 16 186,3 | 18 275,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % | 1,4 | 1,0 | 1,2 | 1,3 | 0,8 |
________________
<1> круг крупных и средних предприятий.
Экономика Воронежа - вторая по масштабам среди областных центров ЦЧР (после Липецка). Однако это следует рассматривать только как результат предшествующих периодов развития; динамические показатели города в большинстве случаев хуже, чем среднестатистические по России, ЦФО и ЦЧР. Относительные показатели производства (на душу населения) в городе существенно ниже, чем в других областных центрах ЦЧР.
Особое место в системе экономической деятельности занимают внешние связи, поскольку они демонстрируют способность и желание вступать в широкий круг конкурентных отношений. Общие показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность воронежских предприятий, представлены в таблице 3.
Показатели внешнеэкономической деятельности предприятий городского округа город Воронеж, млн. долл. США
Наименование показателя | Годы | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Экспорт товаров - всего | 120,8 | 189,9 | 250,4 | 381,8 | 256,8 | 189,2 |
в том числе: | ||||||
в страны СНГ | 31,7 | 62,9 | 160,1 | 305,4 | 83,9 | 93,8 |
в страны вне СНГ | 89,0 | 127,0 | 90,3 | 76,4 | 172,9 | 95,4 |
Экспорт товаров на душу населения, долл. США | 129,9 | 204,3 | 269,1 | 412,1 | 279,0 | 205,6 |
Импорт товаров - всего | 56,80 | 79,60 | 31,70 | 26,70 | 17,20 | 24,4 |
в том числе: | ||||||
из стран СНГ | 8,20 | 11,40 | 12,40 | 9,90 | 5,60 | 11,20 |
из стран вне СНГ | 48,60 | 68,10 | 19,30 | 16,80 | 11,50 | 13,2 |
Импорт товаров на душу населения | 61,11 | 85,62 | 34,12 | 28,82 | 18,68 | 26,5 |