Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" НА 2011 - 2015 Г.Г."


Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в расчете на одного жителя

     
(кг)

 1990

 1995

 2000

 2001

 2002

Республика Саха (Якутия)              

174,3

116,8

137,6

134,0

133,4

г. Якутск с прилегающими территориями

 54,1

 25,9

 61,2

 54,8

 50,8


Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник/Госкомстат России. Комитет государственной статистики Республики Саха (Якутия) - Якутск. 2003. с. 265

На территории городского округа с каждым годом увеличивается количество автотранспорта, что приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и шума. По данным ГИБДД города Якутска, в городе и его пригородах зарегистрировано 65 тысяч единиц автотранспортной техники. Условно от них выбрасывается порядка 15 тысяч тонн загрязняющих веществ в атмосферу. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе оценивается как повышенный более чем в два раза. До настоящего времени не проведены расчеты выбросов загрязняющих веществ на автомагистралях. Город не имеет своего проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В связи с ростом населения и развитием инфраструктуры увеличиваются объемы твердых бытовых отходов, которые требуют утилизации и переработки. В хозяйственном ведении предприятий ЖКХ города и пригородов насчитывается 538 ед. специальной коммунальной техники, из которых 405 единиц непосредственно заняты вывозом мусора на городскую свалку. Городская свалка находится на 9 км Вилюйского тракта, переполнена. Система обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) основана на захоронении их на полигоне. Из-за отсутствия раздельного сбора ТБО вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые ртутьсодержащие приборы, люминесцентные лампы, лекарства и прочее. Все это может оказываться на свалках и в виде фильтрата попадать в водоносные горизонты, загрязняя их токсичными веществами. Из тела свалки постоянно выделяются газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и другие, которые создают экологическую опасность пожаров на свалках. Свалка является рассадником опасных для населения заболеваний, местом концентрации деклассированного элемента, бродячих собак, портит эстетическое восприятие природы. На стадии решения находится вопрос о строительстве полигона размещения ТБО. Проект имеет положительное заключение Управления государственной экологической экспертизы Управления Ростехнадзора. Не получено заключение государственной экспертизы.

Тенденция роста населения к 2020 году сохранится, соответственно, возрастет количество отходов жизнедеятельности, будет расти площадь городской свалки, что, в целом, ухудшит экологическую обстановку в городе. Не осуществляется выборка из отходов вторичного сырья: макулатура, лом цветных и черных металлов, полимерные материалы, древесные отходы и т.д. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов и энергии. Необходимо привлекать малый бизнес в организации утилизации отходов, представляющих вторичное сырье.

В г. Якутске находится 169 улиц, 7 площадей и 17 скверов общей площадью 1 980,9 тыс. кв. м, из которых с асфальтобетонным покрытием - 1 432 195 кв. м, с грунтовым покрытием - 460 706 кв. м, тротуаров - 87 973 кв. м, лотков - 32 000 п. м. Систематическая уборка, которая заключается в ежедневном подметании, уборке урн, поливе в летнее время, подсыпке песком, скалывании плотного снега и льда с перекрестков, вывозе их в зимнее время, производится только на 26 улицах. Весь комплекс зимнего и летнего содержания улиц осуществляется на площади 408 тыс. кв. м, что составляет 25% от потребности. Выполнение работ по благоустройству города осуществляется уборочной техникой, находящейся на балансе специализированного предприятия. В северных условиях техника, предназначенная для работы до - 35° С, работает на износ и быстро выходит из строя. Износ уборочной техники составляет в настоящее время 50 - 100%.

По некоторым оценкам объем несанкционированных свалок мусора достиг 3 млрд. куб. м с учетом старой свалки в районе Окружной дороги. Ущерб окружающей среде оценивается на сумму около 3 млрд. рублей. Ежегодно площадь несанкционированных свалок увеличивается. Выявленный уровень загрязнения окружающей среды оказывает существенное влияние на здоровье горожан.

В городе Якутске отмечается высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями, вызванными установленными и неустановленными возбудителями. Сохраняется тенденция увеличения заболеваемости ротавирусной инфекцией, возбудители которой передаются через воду.

Показатели заболеваемости кишечными инфекциями по г. Якутску превышают республиканские от 2,3 до 2,8 раза, российские от 2,3 до 3,3 раза. Также высока среди населения заболеваемость дизентерией. В сравнении с заболеваемостью в РФ показатели по г. Якутску выше в 2 раза.

Высока в г. Якутске заболеваемость вирусным гепатитом А. В сравнении с 2002 г. отмечался рост в целом в 3,83 раза и в 4,07 раза среди детей. В течение 5 месяцев 2004 г. эпидемический процесс ВГА оставался интенсивным и превышал в 6 раз показатели заболеваемости по Российской Федерации.

Состояние заболеваемости по туберкулезу, заболеваний, передающихся половым путем, заразным кожным болезням, туляремии, бешенству - стабильное.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации и в Концепции экологической безопасности Республики Саха (Якутия) среди причин создания угрозы ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов отмечается низкий уровень экологической культуры общества. В Республике Саха (Якутия) в 2005 году принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об экологическом образовании и просвещении", который стал основой для экологизации содержания образования, качественного сквозного и модульного внедрения вопросов экологии в дисциплинах во всех уровнях обучения общеобразовательной школы, успешной реализации внешкольного практического цикла экологического и биологического образования через учреждения дополнительного образования детей. Необходимость совершенствования системы экологического образования и просвещения рассматривается как один из действенных механизмов решения экологических проблем республики.

В соответствии со ст. ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно ст. 71 Закона РФ "Об охране окружающей среды" "В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма. Во исполнение данной статьи разработано Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007).

Одним из нерешенных задач является низкий уровень поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, за 2009 год поступило платежей на сумму 26 158 142,44 рубля, из них в местный бюджет - 10 463 256,98 рублей. Платежами охвачены только крупные природопользователи. Необходимо проведение мероприятий по составлению реестра природопользователей по округам и наслегам городского округа и наладить тесное взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства и администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. Для обеспечения более полного поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду рекомендуем предусмотреть 1 штатную единицу по природопользованию в администрации городского округа "Город Якутск".