Сильные стороны (Strengths) | Слабые стороны (Weaknesses) |
городской округ обладает достаточно сильным потенциалом экономического развития, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста объемов промышленного производства, розничного товарооборота, инвестиций | неуправляемый миграционный прирост формирует один из ключевых рисков развития формирующейся агломерации - дефицит пространства для развития |
в Администрации ГО создано Управление охраны окружающей среды, имеется ряд надзорных природоохранных органов исполнительной власти РФ и РС(Я); наличие ресурсов региональных и местных для решения экологических проблем города | отсутствие предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов; износ БОС, КОС, полигона ТБО 9 км Вилюйского тракта; низкий уровень экологического воспитания |
значителен потенциал малого предпринимательства, активно развиваются сфера услуг и общественного питания, торговля | увеличивается антропогенная нагрузка на городскую среду, субъектами предпринимательства не проводится работа по благоустройству территорий |
выгодное экономико-географическое положение стимулирует процесс формирования крупнейшей северной агломерации | несбалансированность деловой среды, влияние региональных факторов удорожания на рост уровня издержек, что предопределяет возникновение дисбаланса в развитии отраслей экономики: низкая рентабельность производства относительно сферы обращения и услуг в экономике города |
наличие потенциала дальнейшего роста экономики и развития инфраструктуры в случае реализации крупных инвестиционных проектов | высокая степень зависимости бюджета города от региональных и федеральных трансфертов вследствие относительно недостаточного уровня реализации инвестиционного и финансового потенциала, высокой доли теневой экономики, низкой транспарентности налогооблагаемой базы, а также текущих условий межбюджетных отношений |
наличие значительного трудового потенциала в силу относительно благоприятных демографических трендов, имеющих долгосрочный характер | доходы значительной части населения зависят от выплат из бюджета и состояния системы муниципальных финансов, так значительная доля населения (39,5% от общего трудоспособного населения) занята в бюджетной сфере |
социально-экономическое развитие городского округа в большой степени определяется эффективностью и результативностью использования бюджетных средств, надежностью налоговой и бюджетной политики, проводимыми органами местного самоуправления | низкий уровень благоустройства города и износ инженерно-технической инфраструктуры, несоответствие качественных и количественных параметров социальной инфраструктуры потребностям горожан ввиду отставания инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу города от численности населения на протяжении последних 10 лет |
Возможности (Opportunities) | Угрозы (Threats) |
реализация перспективных инвестиционных проектов в развитии транспортной инфраструктуры, которые могут стать толчком к формированию новых сверхдолгосрочных (до 100 лет) процессов в развитии города | сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства в РФ, а также сохранение нынешнего уровня централизации финансовых ресурсов на верхних уровнях бюджетной системы страны, тем более, его повышение, что будет означать относительное уменьшение доли собственных доходов бюджета |
реализация накопленного научно-инновационного потенциала города | миграция капиталов за пределы города и республики, сокращение налоговых платежей в бюджет республики в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями. |
формирование эффективного агропояса городского округа | рост глобальных финансовых, инвестиционных и социальных рисков на заданном горизонте планирования, что может привести к ослаблению финансового потенциала экономики города вследствие ухудшения экономического положения предприятий и малого бизнеса, медленным темпам роста оплаты труда и, соответственно, к относительному снижению платежеспособности физических лиц |
расширение налогооблагаемой базы за счет создания новых производств и модернизации действующих, расширения инвестиционной привлекательности, улучшения хозяйственного климата, диверсификации экономики | отсутствие достаточных внутренних инвестиций, в том числе в рамках проектов муниципально-частного партнерства, для качественного обновления объектов, эксплуатируемых предприятиями коммунального хозяйства, ЖКХ, приведет к резкому возрастанию издержек, связанных с содержанием и текущим ремонтом водопроводных и тепловых сетей, очистных сооружений канализации и др. |
привлечение внешних и внутренних инвестиций для преодоления накопленных разрывов в инфраструктурном и социальном развитии | сокращение объемов привлечения внешних инвестиций, в том числе привлекаемых за счет федеральных целевых программ, ориентированных на улучшение городской среды обитания, что ограничит возможности финансирования затрат при сохранении текущих темпов увеличения численности населения |
реализация природоохранных мероприятий на уровне природопользователя, муниципалитета, республики; создание условий благоприятных рекреационных зон, озеленение территорий | увеличение объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, соответственно рост объемов отходов, загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в почвах, водном объекте и т.д. |